+79139857900

Бульдозерная техника в парке горнодобывающих предприятий

19 октября 2010 в 09:16
Инвестиции в развитие горнодобывающей промышленности вышли на докризисный уровень. Большую их часть компании направляют на модернизацию и обновление карьерной техники, среди которой бульдозеры занимают особое положение. 

  ЭКСПЕРТЫ СТАТЬИ  

Игорь Башковкоммерческий представитель ООО «Восточная техника» (г.Кемерово)
Евгений Жуковруководитель представительства «Кузбасс» ГК АМПС

Горнодобывающая отрасль уже вышла из стадии выживания и сейчас если не процветает, то, по крайней мере, может себя обеспечивать и приносить прибыль. По словам губернатора Кемеровской области Амана Тулеева, угледобывающие предприятия в  Кузбассе в 2010 году направят порядка 36 млрд рублей на развитие производства, модернизацию, техническое перевооружение. Главное, в отрасли появились деньги, а значит, появилась возможность полноценного выбора горнодобывающего оборудования - с учетом не только его цены, но прежде всего экономической эффективности. 


Размер имеет значение


Эксплуатация бульдозерной техники в условиях открытых разработок полезных ископаемых отличается от работы на строительных площадках и в дорожном строительстве. Это в первую очередь  связано с технологией горных работ, с круглосуточным режимом работы оборудования, с тяжелыми условиями эксплуатации, что определяет повышенные требования к эксплуатационным характеристикам оборудования. Повышение спроса на уголь подталкивает угледобывающие компании к увеличению объемов добычи.

 «Угольные компании увеличивают добычу, применяют большие экскаваторы и большегрузные карьерные самосвалы. Это требует наличия в парке бульдозеров именно тяжелого класса», - отмечает Игорь Башков, коммерческий представитель ООО «Восточная техника» (г.Кемерово).

Спектр применения бульдозерной техники не ограничивается непосредственно открытой разработкой на разрезах.  

«На технологических комплексах угольных шахт и разрезов производится погрузка добытого угля на железнодорожный и автомобильный транспорт. В данной технологии в зависимости от отгружаемых объемов используется широкий спектр классов бульдозерной техники: 10-й, 15-й и 25-й класс (в соответствии с классификацией, принятой в России), - говорит Евгений Жуков, руководитель представительства «Кузбасс» ГК АМПС, дилера Shantui. – В технологическом цикле обогатительных фабрик используются эти же классы бульдозерной техники. Но все же основным направлением работы бульдозерной техники является использование ее в технологическом цикле на открытых горных разработках. Как правило, здесь используется тяжелая техника 25-го класса и выше. При обслуживании автотранспорта грузоподъемностью до 75 тонн используются, как правило, бульдозеры 25-го класса, а свыше 75 тонн – бульдозеры 35-40-го классов».

Идеология производителей бульдозерной техники - как зарубежных, так и отечественных - такова: «любая машина - это своего рода конструктор, который собирается под конкретные нужды». Угольная отрасль предъявляет к производителям бульдозерной техники весьма высокие требования как по эксплуатационным характеристикам, так и по комплектации машин: ими учитывается производительность, конструктивная надежность, прямые и косвенные затраты, уровень организации технического обслуживания на добывающих предприятиях и даже доля затрат на сервис в общей структуре себестоимости. Помимо этого, как правило, учитывается ремонтопригодность техники. При правильной работе плановые остановки должны составлять не меньше 80% от общего времени простоев. 

«Требования, которые предъявляет заказчик к нашей технике, самые высокие, поскольку условия эксплуатации на угольных разработках весьма жесткие, - утверждает Игорь Башков из «Восточной техники». – Заказчик вкладывает значительные средства в приобретение техники и ожидает, что техника будет работать 365 дней в году, 24 часа в сутки, при любых погодных условиях, с минимальными простоями и минимальными остановками для обслуживания. На практике это означает, что добывающее предприятие отдаст предпочтение такому поставщику, который сможет гарантировать минимальное время простоя техники и минимальные затраты на ее обслуживание».

Помимо эксплуатационных характеристик, экономических показателей и цены, современный потребитель бульдозерной техники уделяет большое внимание оснащению рабочего места оператора и его безопасности. 

«По требованиям безопасности, на предприятиях горнодобывающего сектора вся техника оборудуется защитой кабины от опрокидывания (ROPS). Для комфорта операторов бульдозер комплектуется кондиционером и подогревателями», - отмечает Евгений Жуков.

Сервис vs простоев


Исторически в России сложилось так, что сервис купленной техники осуществлял не поставщик, а сам покупатель -  по принципу: «сам купил технику – сам и решаешь проблемы по ее содержанию». Однако в течение последнего десятилетия наметился коренной перелом в данном вопросе. Развитая дилерская сеть, оперативная связь поставщиков с производителями – все это не позволяет возникнуть проблеме ремонта или техосмотра бульдозера. Нет такой проблемы у владельцев зарубежных бульдозеров премиального сегмента: если уж куплена дорогая машина, то фактически исчезает проблема в послепродажном обслуживании и сервисе. Ведь любой мало-мальский простой способен свести на нет впечатление от отличного качества работы спецтехники. Ремонт техники в условиях кустарной мастерской теперь в истории. Сервисная служба стала фактически самым главным и необходимым компонентом бизнеса продавца специальной техники. 

«Продать машину относительно просто, а вот от сервисного обслуживания этой техники во многом зависит – придет ли покупатель купить следующую машину, - констатирует Игорь Башков. – Мы осуществляем все виды обслуживания - сервисное, гарантийное, постгарантийное. Регулярно проводим обучение технического персонала, немалые средства инвестируются в развитие сервисных центров. В 2011 году планируется открытие нового сервисного центра в Новосибирске». 

Важным звеном любой компании являются специалисты по продаже запчастей и сервиса. По сути, это высококвалифицированные инженеры, которые взаимодействуют непосредственно с заказчиками, выезжая на место эксплуатации оборудования. Они решают вопросы «в поле», совместно с механиками заказчиков готовят план превентивных мероприятий по предотвращению поломок, обеспечению запчастями. Здесь главная задача - сокращение времени обслуживания техники. 

Проблема сервиса китайской техники, с которой еще несколько лет назад столкнулся отечественный потребитель, в том числе с ритмичностью поставкок запчастей, сейчас решена. Идеология присутствия сервисных служб в регионе продаж бульдозерной техники стала универсальной: ее разделяют не только производители западной премиальной техники, но и отечественные поставщики, и поставщики китайской продукции.

«Для снижения простоев техники и соответственно, выполнения планов по добыче –  необходимо своевременное техническое обслуживание, оперативный и качественный ремонт, который обеспечивает квалифицированная сервисная служба и склад запасных частей и расходных материалов, находящийся непосредственно в регионе использования техники, - считает Евгений Жуков руководитель представительства «Кузбасс» ГК АМПС. 

Отмечен и такой факт: в прошедшие два года кризиса, в условиях реального сокращения инвестиционных программ, со всей очевидностью встала задача поддержания техники в работоспособном состоянии. И в результате рынок технического сервиса «просел» в эти годы не так значительно, как рынок продаж новой спецтехники. 


Парк неюрского периода


Структура парка бульдозеров, эксплуатируемых на горнодобывающих предприятиях, отличается от парка техники, используемой в дорожном строительстве и на стройплощадках. В угольных компаниях представлена техника  среднего и тяжелого класса.

«Наиболее востребованы в горнодобывающем секторе Кузбасса машины класса 50 тонн и выше (Caterpillar D9R, Caterpillar D10T), колесные бульдозеры 834Н. Парк бульдозеров более тяжелого класса D11 пока мал», - констатирует Игорь Башков.

Техника таких мировых лидеров как Caterpillar и Komatsu давно известна в России, особенно в северных и восточных регионах -  на предприятиях горнодобывающей отрасли. Но, что бы ни говорилось о важности цены на бульдозер, для солидных горнодобывающих и прежде всего угольных компаний качество всегда будет стоять во главе угла. Поэтому лидеры по продажам премиальной бульдозерной техники в горнодобывающей отрасли - а именно эти два бренда. В последние годы активность в этом сегменте проявляет и компания Liebherr. Другие западные бренды пока меньше представлены в этой отрасли, и это связано, прежде всего, со многими вопросами, которые предстоит решить для осуществления продвижения в эту рыночную нишу. 

«Нашим главным конкурентом является Komatsu, у них есть аналогичные нашим машины, - утверждает Игорь Башков из «Восточной техники». – Вторым конкурентом следует считать Liebherr,  у которых есть аналог модели Caterpillar D9R (самой распространенной машины тяжелого класса в Кузбассе). Тем не менее, у техники Caterpillar имеются такие характеристики, которые делают ее приобретение с точки зрения заказчиков предпочтительным». 

Поскольку на предприятиях угольной промышленности находят применение не только бульдозеры самых тяжелых классов, в последнее время наметилась еще одна тенденция -  интенсивное проникновение в этот сегмент китайских бульдозеров. Сейчас на предприятиях горнодобывающего комплекса марки Shantui, SHEHWA перестали быть экзотикой.  Даже в условиях кризиса интерес к китайской технике продолжал расти, поскольку потребитель понимает, что китайское производство – это более демократичный вариант того же Komatsu. 

«Из линейки техники Shantui у нас представлены бульдозеры SD 23 (15 класс), SD 32 с объемом отвала 10 куб.м (25 класс) и SD 42 с объемом отвала 16 куб.м (35 класс). При сравнительном анализе соотношения цена/качество бульдозеры Shantui являются оптимальным вариантом для использования в горнодобывающем секторе, - считает Евгений Жуков, руководитель представительства «Кузбасс» ГК АМПС.   

Китайские производители бульдозеров пришли в горнодобывающий сегмент российского и сибирского рынка всерьез и надолго. Конкурировать с теми, кто уже имеет прочные позиции в горнодобывающих отраслях, только по ценовому признаку - недостаточно. Необходим самый широкий модельный ряд, развитая сервисная составляющая, неукоснительное выполнение гарантийных и постгарантийных обязательств. Пока в классе бульдозерной техники 50 тонн и выше устойчивые рыночные позиции удерживает Caterpillar. И поколебать эти позиции – задача не из легких.

Традиционная приспособленность ремонтных служб угледобывающих предприятий к отечественной технике обуславливает определенную степень приверженности к продукции двух отечественных производителей: ОАО «Промтрактор-ЧЕТРА» (Чебоксары) и ОАО «Челябинский тракторный завод – Уралтрак». Эти предприятия выпускают номенклатуру машин из 8-ми моделей - с мощностью двигателей от 170 до 520 л. с. и с массой бульдозерно-рыхлительных агрегатов от 20 до 61,5 т. Они пока уступают по своим техническим и эксплуатационным характеристикам  лучшим зарубежным образцам западных производителей, в частности, по удельной энерговооруженности и мощности, а также ассортименту отвалов, рыхлителей и ширин гусениц. При этом на первую позицию в данном сегменте претендует чебоксарское предприятие «Промтрактор-ЧЕТРА».   

Сегодня угольные компании все чаще делают осознанный и взвешенный выбор в пользу не российской, а зарубежной горнодобывающей техники. Рынок горнодобывающей техники в Сибири сегодня сложился, но в послекризисный период он претерпевает изменения. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Начало импортозамещения

Постановление Правительства РФ от...

16 мар 2015 в 15:14

Подробнее >
Photo

Сервис периода трансформации

Одной из ключевых...

12 ноя 2014 в 15:08

Подробнее >
Photo

Риски санкционного периода

Санкции, введенные...

30 окт 2014 в 14:57

Подробнее >