+79139857900

Четырехосные самосвалы: расчетливый рынок

25 апреля 2013 в 12:32

Четырехосный самосвал для многих перевозчиков и строителей является самым эффективным транспортным средством. Сегодня такими машинами в Сибири никого не удивишь. Впрочем, эксперты отмечают усиливающийся рост спроса на эту технику. Почему происходит поляризация спроса в сегменте четырехосных самосвалов? Ответ на этот и другие вопросы искал наш корреспондент.

 

 Зарубежный формат

Весна предполагает оживление спроса на строительную технику. В частности, покупательский интерес к самосвалам возрастает уже в феврале-марте. На рынке грузовой и самосвальной техники, начиная с первого посткризисного года, значительную долю новых покупателей составляют частные лица и организации. Поэтому, если для кого-то из них трехосный самосвал является оптимальным, то для эксплуатации в условиях, имеющих иные производственные задачи, целесообразно использовать четырехосные самосвалы, поскольку чем больше груза перевозится за один раз, тем выгодней перевозки. А четырёхосный самосвал - это приемлемый вариант, чтобы обеспечить повышенную грузоподъёмность без увеличения нормируемой нагрузки на ось.

Заметим, на повестке дня уже не так остро стоит вопрос, где эффективнее использовать «четырехосники»?

Относительная популярность четырёхосных самосвалов объяснима и неуклонно растет после прошедшего кризиса. Бытует мнение, что самосвалы колесной формулой (8х4) относятся скорее к магистральному транспорту. Основные заказчики такой техники – автопарки добывающих карьеров стройматериалов, предприятий строительной индустрии, которым необходимы перевозки больших объемов инертных сыпучих грузов по относительно хорошим дорогам и, как правило, строительные компании, которым нужно быстро вывезти огромный объем грунта при землеройных работах нулевого цикла. На самом деле провести деление между заказчиками на трех- и четырехосную технику достаточно сложно. Олег Васильченко, PR менеджер ЗАО «Вольво Восток» отмечает:

«Это весьма условное деление. Выбор техники зависит от целей и задач грузоперевозчика. Выбор самосвалов колесной формулой 6х4 обусловлен более сложными условиями эксплуатации. Под большие объемы перевозок, как правило, останавливают выбор на самосвалах колесной формулой 8х4. Под магистральные перевозки, строго говоря, нужен тягач с полуприцепом. Но иногда как универсальное решение заказывают самосвал с прицепом».

С ним соглашается Виталий Березовский, директор компании ООО «Техно-Бизнес» (Новосибирск):

«3х­осная техника в основном используется на небольших локальных объектах городского хозяйства, строительных площадках. В свою очередь, четырехосные самосвалы используются там, где нужно вывезти больший объем, на крупных объектах, в том числе карьерах строительных материалов».

Иван Буторов, директор ООО «Коммерческий транспорт» из Красноярска, оценивает соотношение 3-х и 4-осных самосвалов в регионе как 5/1:

«Четырехосные самосвалы – машины многоцелевые, и их выбор зависит от объема и веса перевозимого груза. Они приобретаются для перевозок более объемных грузов, а 3-­осные самосвалы — для тяжелого грунта и скальных пород». 

На конкуренцию четырехосным самосвалам со стороны других транспортных средств обращает внимание Антон Бородулин, заместитель коммерческого директора компании «Сибирь-МАЗ-Сервис»:

«Как правило, четырехосные самосвалы используются в работе в черте города для перевозки инертных сыпучих грузов, а также снега. Четырехосные самосвалы берут не так часто, как трехосные. Это связано с тем, что стоимость такого автомобиля немногим ниже стоимости сцепки тягач + самосвальный полуприцеп (например,МАЗ­6422А8 и ТОНАР­9523). А сцепка хоть и дороже, но выигрывает и по объему перевозимого груза, и по грузоподъемности, и по универсальности процесса».

Еще несколько лет назад, опрошенные редакцией журнала эксперты оценивали соотношение продаж между 3-х-осными и четырехосными самосвалами как 95/5 либо 90/10. Сегодня эксперты оценивают рыночное соотношение несколько иначе, что обусловлено увеличивающимся интересом заказчиков к данной технике. 

«До 2012 года соотношение составляло 80% на 20%, в 2012 году оно составило уже 60% на 40% ­ выросла популярность четырехосных машин. Главными факторами такого роста стала повышенная грузоподъемность, надежность, мощность и экономичность двигателя, прочная рама и ходовая часть, возможность работы в условиях низких температур», ­ - отмечает Олег Васильченко из ЗАО «Вольво Восток».

Такое же рыночное соотношение отмечает и Виталий Березовский из новосибирской компании «Техно-Бизнес»:

«Соотношение продаж трех и четырехосных самосвалов из 10­ти ­ шесть приходится на обычный трехосник».

Как отмечают эксперты, посткризисный покупатель рассчитывает на более длительную и стабильную эксплуатацию техники. Поэтому сейчас критерии выбора марокнесколько изменились. Поднялась планка требований к технике – теперь уже редко встретишь тех, кто приобретает впрок, например, как некогда покупали китайские самосвалы с учетом так называемых «донорских» машин. Соответственно, резко выросло значение фактора обеспеченности техники запасными частями и качественного сервисного обслуживания, надежности техники. Грузоперевозчик и строитель не хотят мириться с простоями, чтобы в строительный сезон техника не простаивала по каким-либо причинам, в том числе из-за отсутствия запчастей.

Простои отрицательно влияют на экономику предприятия. Виталий Березовский отмечает:

«Простои, как правило, возникают из­за поломки техники. Самосвалы марки FAW уже доказали свою высокую надежность и ремонтопригодность. С запчастями не приходится тратить время на их идентификацию либо подбор по образцу или размеру, все запчасти имеют свои каталожные номера, что сокращает до минимума простои. К тому же их не придется ждать неделями. Все вышесказанное относится к сертифицированной, предназначенной на экспорт технике FAW, а не к аналогам, произведенным для внутреннего китайского рынка или для рынка развивающихся стран».

Олег Васильченко из «Вольво Восток» утверждает:

«Правильный подбор характеристик автомобиля для осуществления транспортировки позволяет избежать излишней нагрузки на узлы и агрегаты, и их преждевременный выход из строя. Важны не только надежность, но и своевременное обслуживание – планирование обслуживания (сервисные контракты)».

Иван Буторов из ООО «Коммерческий транспорт» говорит о повышении квалификации водителей и неукоснительном выполнении правил эксплуатации как рецепте от простоев техники:

«Необходимо повышение квалификации и профессионализма водительского состава, улучшение качества комплектующих и сборки, соблюдение правил эксплуатации в соответствиями с техническими параметрами автомобиля (грузоподъемность и т.д.)»

 

МАЗ и другие

В середине прошлого десятилетия автомобильный рынок вышел на пик своего развития, а дефицит выпускаемой в стране техники привел к массовому завозу самосвалов из КНР. На строительный рынок региона самосвалы с колесной формулой (8х4) первыми привезли импортеры китайской техники. Фактически, они открыли строительному рынку Сибири этот сегмент. Четырёхосные самосвалы из Поднебесной пользовались весьма активным спросом у строительных компаний, предприятий стройиндустрии, карьеров строительных материалов и прочих грузоперевозчиков, даже вопреки непонятной ситуации с запчастями и сервисным обслуживанием. Приносимая прибыль от эксплуатации «четырехосников» покрывала все недостатки. Учитывая высокий спрос, тогда же четырехосными самосвалами стали заниматься отечественные машиностроители. Камский автозавод запустил в производство модель «6540». Однако, она обладала чересчур малой для «четырехосника» грузоподъемностью, поэтому не стала столь популярной у отечественных заказчиков. Доработанная «6540» и сейчас сходит с конвейера камского предприятия. Но в производственной программе сегодня упор сделан на более мощный «четырехосник» - модель «65201».

АЗ «Урал» выпускает модель «6563» колесной формулой 8х4, кузовом 16 куб.м и грузоподъемностью 25 т. Есть в модельной гамме и внедорожный вариант 8х8.

Не остался в стороне от рыночного тренда белорусский автопроизводитель – Минский автомобильный завод, который в 2008 году на строительной выставке в Москве представил модель четырехосного самосвала МАЗ-6516А8. Модель получила дальнейшее развитие.

«Наиболее востребованная модель четырехосных самосвалов в линейке МАЗа — 6516А9­321. Эта модель комплектуется двигателем ЯМЗ­650.10, собранным по лицензии Renault. Оснащается 12­ступенчатой коробкой передач Fast Gear. Имеет объем кузова 21 куб. м, г/п 25 т, ­ - отмечает Антон Бородулин из компании «Сибирь­МАЗ­Сервис». ­ - С 2013 года на рынок Российской Федерации Минский автозавод начал поставки четырехосных самосвалов, оснащенных двигателями экологического класса Euro­4. Это модель «6516В9­480­000», которая отличается наличием системы рециркуляции отработавших газов, и модель «6516W8», оснащаемая 400­сильным двигателем Cummins».

Среди конструктивных особенностей самосвалов марки МАЗ отметим наличие подогрева платформы, что немаловажно в условиях сибирского климата, а также наличие ЭПГВ (электро-пневмо-гидровыводов) для работы с самосвальными прицепами. Все автомобили комплектуются подогревателем двигателя и независимым воздушным отопителем кабины водителя (по желанию). Поскольку самосвалы сконструированы для решения конкретных задач эксплуатации в различных условиях, в том числе особо тяжелых дорожных условиях, они оснащены усиленной рамой (лонжерон в лонжероне), что делает самосвал «крепким» и надежным в работе.

 

Китайский рывок

В регионах СФО на дорогах до сих пор можно встретить уже изрядно поработавшие четырехосные самосвалы, ввезенные в страну еще в докризисный период. И хотя тогда в основном это была техники марки Howo, сегодня интерес заказчиков диверсифицирован. Центр тяжести спроса в связи с развитием сети официальных дилеров переместился на другие марки китайской грузовой техникиShacmanFAWFotonJACDongFengCAMC.

Одна из интересных китайских четырехосных моделей самосвалов - FAW C3312P2K2LT4E (8х4). Традиционно автомобили производства КНР сложно индексируются. Но не это главное. Виталий Березовский из ООО «Техно-Бизнес» отмечает:

«Марка FAW значительно отличается от других китайских автопроизводителей. Самое главное отличие конструкции ­ это двойная рама, что обеспечивает большую надежность и большую нагрузку. Так же в самосвалах FAW использована тормозная система компании WABCO (США) и трансмиссия Fast Gear RT ­ 11509C, а это, как известно, мировые производители».

Самосвал имеет г/п 30 тонн, объем кузова 23,5 куб.м, мощность двигателя 350 л.с. Немаловажно, что гарантийный пробег составляет 65 000 км.

Иван Буторов добавляет:

«Машины многоцелевые, но все зависит от объема и веса перевозимого груза. Рама ­ лонжерон в лонжероне, передний подъёмник кузова, увеличенный объём топливного бака (до 400л), подогрев кузова, двигатель разработан инжиниринговой фирмой AVL LIST GMBH (г. Грац, Австрия). Для эксплуатации в условиях Сибири все резинотехнические изделия выполнены из материалов, устойчивых к воздействию низких температур, автомобиль оборудован предпусковым подогревателем двигателя, имеет утеплённую кабину».

 

Растущий класс

Однако, несмотря на популярность китайской техники, в этом сегменте закрепились и автопроизводители из «большой европейской семерки», которые предлагают выносливую, надежную и, что самое важное, экономичную технику. Несмотря на высокий ценник, в сравнении с отечественными аналогами, потребители, настроенные на долгосрочное ведение бизнеса, рассчитывают на получение всех выгод от эксплуатации таких самосвалов.

По словам Олега Васильченко, в модельном ряде шведского производителя Volvo на отечественном рынке представлен четырехосный самосвал FMX 8x4, двигатель D13F мощностью 400 л.с. Это специально разработанный для перевозок строительный самосвал, адаптированный для работы в сложных условиях стройплощадок, карьеров и т.д.

«Самое мощное шасси в классе, грузоподъемность до 30 тонн, необслуживаемая ходовая часть. Рулевое управление с двумя гидронасосами – основным на двигателе и дополнительным на коробке передач, который сохраняет возможность поворота колес даже при остановленном двигателе. Широкие возможность по адаптации шасси под запросы клиента: увеличение мощности двигателя, подготовка под прицеп, спальная кабина. Подогрев топливной системы (магистралей, фильтров), автономный отопитель», - ­ отмечает Олег Васильченко.

Машина была представлена в 2010 году на немецкой строительной выставке Bauma и отечественной Comtrans и стала тогда одним из самых громких дебютов. На кабине Volvo FMX бампер с защитной дугой, обеспечивающий увеличенный угол въезда. Силовой агрегат защищен снизу 4-мм стальной плитой, автомобиль получил не боящихся царапин зеркала, головные фары забраны решетками. Машина оборудована специальными датчиками, передающими информацию о загрузке кузова, благодаря чему обеспечивается плавный старт и переключение передаточных ступеней.

Самосвалы Renault до недавних пор были малоизвестны российским строителям, однако в последнее время продажи грузовиков строительной серии Kerax активизировались. Из четырехосников поставляется модель Renault Kerax 440.42 8х4 HD новой гаммы. На машине стоит новый 11-литровый 440-сильный мотор, устанавливаемый также на магистральные автомобили Премиум Восток, хорошо зарекомендовавший себя в России. Шасси автомобиля, изначально спроектированное для работы вне дорог, имеет усиленные лонжероны (300х90х8 мм) и специальную дополнительную усиливающую 5-миллиметровую вставку. Максимальная нагрузка на передние оси составляет 9 т, на заднюю тележку – 32 т.

Шведская Scania предлагает российским потребителям одну модель самосвала P380 CB8x4EHZ (8х4), оснащенную 380-сильным двигателем. Машина характеризуется повышенными осевыми нагрузками – 9 т на передние оси и 30 т на заднюю тележку.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Что вытянет КАМАЗ в будущее

Камский автомобильный гигант входит в мировой ТОП-20 крупнейших производителей...

6 янв 2020 в 15:38

Подробнее >
Photo

Вытянут ли новые тягачи МАЗ в России

Белорусский автопроизводитель выбрал многовекторную стратегию. Он не только пытается...

28 окт 2019 в 07:31

Подробнее >
Photo

Сможет ли минский фургон потеснить Газель NEXT

Цельнометаллический фургон и микроавтобус марки «МАЗ» вскоре появятся на...

9 май 2019 в 15:21

Подробнее >