+79139857900

Что будет с автопромом отечественных иномарок второй автомобильной столицы

8 августа 2024 в 07:48

В наступающем сентябре на бывшем заводе Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус в Санкт-Петербурге начнется выпуск автомобиля Hyundai Creta. На российском рынке этот кроссовер несколько лет занимал лидерскую позицию в классе автомобилей SUV. Напомним, что первое поколение кроссовера с 2016 по 2021 годы разошлось тиражом 320 тыс. машин. В середине 2021 года на этом предприятии началась сборка второго поколения популярного корейского кроссовера. Впрочем, эта модель мировая, поскольку на других развивающихся рынках она называется Hyundai ix25. Ныне этот автомобиль имеет в РФ название Solaris HC.

Сегодня на дворе совсем другие времена и роль Hyundai Creta примерил на себя китайский Haval Jolion. Если бы три года назад кто-нибудь провидчески рассказал бы об этом, его бы подняли на смех, вряд ли кто-то поверил, находясь в здравом уме и памяти. Но это уже факт, который даже не требует доказательств, поскольку просто взгляд, брошенный на сегодняшний автомобильный поток на дороге любого города, будет часто спотыкаться об эту китайскую модель

hyundai_4

 

Вернет ли былую славу некогда популярный у россиян кроссовер Hyundai Creta? Вряд ли. Это мы сегодня видим на примере другой популярной модели, выпускавшийся здесь. Конечно, речь идет о Hyundai Solaris. За период менее чем полугода, с начала перезапуска, предприятие в Санкт-Петербурге по данным телеграм-канала Русский автомобиль было выпущено 10,5 тыс. автомобилей марки Solaris (так теперь именуют бюджетные автомобили Hyundai и KIA). А продано около 8 тысяч машин. В том же 2021 году только Hyundai Solaris разошелся за 7 мес. тиражом в 38 133 экземпляра. Почувствуйте разницу.

Возродится ли автопром отечественных иномарок

Существенное падение производства автомобилей в автомобильном кластере, расположенном в Санкт-Петербурге это ответ в целом на изменившуюся геополитическую ситуацию. Формирование второй автомобильной столицы страны началось в 00-ые годы, и связано с начавшимся этапом интеграции российского автопрома в мировой. Напомним, что тогда главным трендом стало привлечение в страну мировых автогигантов и принятие системы мер для инвестирования в сборочные площадки на территории РФ. И в этом плане Санкт-Петербург сильно преуспел, в сравнении с другими регионами страны. Фактически за два десятка лет город на Неве стал второй автомобильной столицей страны, обогнав как новые, так и старые автомобильные центры. Всего суммарно здесь были созданы мощности по производству 660 тысяч легковых автомобилей в год. По сути  дотягивало на «второй АвтоВАЗ».

Toyota_41

Настоящий бум открытий сборочных площадок в Санкт-Петербурге выпал на вторую половину нулевых годов. Тогда на площадке в Шушарах появился завод Toyota, рассчитанный на выпуск 100 000 автомобилей. С конвейера предприятия сходили популярный кроссовер Toyota RAV4 и бизнес-седан Toyota Camry, ставший главной машиной российских чиновников и занявший достойное место в гаражах администраций.

toyota_сборка

Вторым японским автопроизводителем, локализовавшимся в Санкт-Петербурге стал Nissan, сделавший ставку на свою кроссоверную линейку. Дело в том, что седан Nissan Teana как-то сразу не смог достичь высот Camry. Здесь выпускали кроссоверы Nissan Qashqai, X-Trail и Murano

nissan_qashqai

В Санкт-Петербурге мог бы появиться и третий японский автопроизводитель – Suzuki Motors. Мэрия города ему даже выделила в Шушарах площадку под сборочный комплекс. Но в управленческих кругах решили развивать масштабное производство автомобилей этой марки для европейского рынка, в результате инвестиции ушли в венгерское предприятие Suzuki Hungaria Kft в Эстергоме. Там мощности расширили до 300 000 автомобилей, что в 10 раз больше, нежели заявленные в РФ 30 000. Японцы под благовидным предлогом отказались от земельного участка мотивировав тем, что необходимо проводить водопонижение. На этом предприятии японцы хотели выпускать модели Suzuki Grand Vitara и SX4.

Nissan_SPB_1
Конечно же, «жемчужиной» в автомобильной короне Санкт-Петербурга был завод Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус. Его мощности позволяли выпускать 230 тысяч автомобилей Hyundai и KIA в год. Примечательно, что этот завод по выпуску иномарок был самым загруженным иномарочным предприятием в стране. Показатель загрузки производственных мощностей каждый год составляли 105-107%. Примечательно, что здесь первым появилось и моторное производство.

хендэ мотор12

В целом же новый автомобильный кластер в Санкт-Петербурге постепенно обрастал и автокомпонентным производством. Вслед за автосборочными заводами сюда пришли производители автокомпонентов, причем с мировыми именами.

Но вся эта идиллия, весь набранный темп решительно был оборван весной 2022 года. Сегодня, как сообщает издание Ведомости Санкт-Петербург, за период января-июня текущего года, автомобильная промышленность Санкт-Петербурга отгрузила продукции в денежном выражении на сумму 37,5 млрд рублей. В аналогичный период 2021 года этот показатель был в 6,5 раз больше и составлял 256,2 млрд руб.

Сегодня в северной столице или второй автомобильной работают только два сборочных предприятия. Это бывший завод Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус, названный теперь ООО «Автомобильный завод «АГР», выпускающий автомобили бренда Solaris. По данным телеграм канала Русский автомобиль ежедневное производство составляет всего 100 автомобилей Solaris.

Второе работающее предприятие – бывший завод Nissan, который ранее переименовали в «Лада Санкт Петербург», а когда АвтоВАЗ попал в санкционные списки, то его название заменили на «Автозавод Санкт-Петербург». Здесь выпускают автомобили бренда Xcite, по сути созданные методом бейдж-инжиниринга автомобили Chery.

nissan_chery

 

Завод Toyota сначала перешедший к НАМИ теперь отдан КАМАЗу и Газпрому. На нем планируют освоить производство семейства автомобилей Aurus. А на мощностях грузового производителя «Трак продакшн Рус», которым управляли ООО «Скания Питер» и «МАН Трак энд Бас Пролдакшн Рус» будет организован выпуск негабаритных грузовиков Обуховского завода БАЗ (Брянский автомобильный завод).

Перед нами прошли две исторические эпохи. В нулевые годы, когда руководством страны и отрасли была сделана ставка на всемерную интеграцию с мировой автоиндустрией, не случайно возникла и укрепилась фактически на пустом месте вторая автомобильная столица страны в Санкт-Петербурге. Главным фактором такой уникальной ситуации стало географическое положение этого города - удобная логистика, связанная с наличием ведущего в стране торгового порта. Этот факт мировыми автопроизводителями всегда рассматривалось как преимущество перед другими площадками. Ни Калуге, ни Елабуге, ни другим новым центрам автостроения РФ не удалось достичь уровня города Петра.

Но сегодня, когда торговые связи развернулись на Восток, автомобильному кластеру Санкт-Петербурга предстоит серьезная перестройка. Какой будет дальнейшая судьба автомобильного кластера – пока большой вопрос.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Chery Tiggo берет курс на локализацию

Почему китайский автопроизводитель Chery решился...

9 сен 2024 в 06:58

Подробнее >
Photo

Не на то поставили, или как троллейбус победил электробус

Почему троллейбус выигрывает у электробуса

9 сен 2024 в 06:49

Подробнее >
Photo

SAIC проехал в Европу на MG

Почему китайская автомобильная экспансия на европейский рынок имеет несколько...

6 сен 2024 в 16:40

Подробнее >