+79139857900

Что идет на смену чехословацкому трамваю Tatra

4 августа 2024 в 08:49

За годы так называемой социалистической экономической интеграции в нашу страну было ввезено огромное количество чехословацкой техники. Это грузовики Tatra, магистральные тягачи LIAZ, и фургоны Avia, автобусы Karosa и троллейбусы Skoda. Но на особом месте в списке этой техники стоят чехословацкие трамваи Tatra производства ČKD Praha. Этими пассажирскими транспортными средствами прежде всего оснастили трамвайные парки города-героя Москвы.

Впрочем, помимо столицы в России также были и другие города-счастливчики, трамвайные парки которых пополнялись чехословацкой техникой. Среди которых Свердловск (Екатеринбург), Куйбышев (Самара), Волгоград, Краснодар, Горький (Нижний Новгород), Ижевск, Барнаул, Ростов-на-Дону, Волжский, Ульяновск, Орел, Пятигорск, Владикавказ и еще целый ряд других.

Tatra_4

После распада СССР и СЭВ прошла практически треть века (33 года), но до сих пор в вышеназванных городах трамваи производства ČKD Praha берут на себя львиную долю перевозок их трамвайных систем. А вот самосвалы Tatra или тягачи LIAZ либо списаны, либо стали такой редкостью, что вышли на уровень экзотики, как и автобусы Karosa.

Именно надежность, неприхотливость в эксплуатации, экономичность, долговечность и другие важные характеристики сыграли с чехословацкими вагонами злую шутку. В вышеперечисленных "татрогородах" РФ сегодня самый старый парк техники. Сравните, если в Москве средний возраст парка составляет 6,8 лет, то в Барнауле – 35,3, в Самаре – 35,4, в Екатеринбурге – 37,5, в Ижевске самый возрастной парк страны – 39,2. При этом трамвай в этом приуральском городе выглядит не убито.

Tatra_3

В целом же оставлено очень большое чехословацкое наследие в трамвайных парках РФ. По данным неформальной базы подвижного состава городского электротранспорта ресурса transphoto.org, только трамваев Tatra T3SU и его разновидностей насчитывается более 700, причем большинство на ходу. Вдобавок, еще более 100 трамваев, прошедших московский капитально-восстановительный ремонт и названных как МТТА, МТТА-2, МТТЧ, МТТД. То есть довольно внушительный парк, требующий реновации.

Теперь этим городам нельзя надеется на какое-то централизованное решение, как в былые годы плановой экономики. Городские власти вынуждены находить выход из создавшегося положения.

пктс_москва

Самый радикальный способ применен в города-герое Москве, который избавился от этого наследия раздав в другие города чехословацкие трамваи, прошедшие КВР на местном заводе. Взамен трамвайный парк был оснащен новыми трамваями производства ООО «ПК Транспортные системы» трехсекционные модели «Витязь-М» и односекционные «Львенок».

Но такой инструмент не могут применить другие города страны, поскольку в их городских бюджетах нет средств на такую массовую замену парка. Вдобавок, если закрыть трамвайные маршруты, то это будет грозить социальным недовольством населения.

Наш канал неоднократно рассказывал, что сегодня в стране реализуется федеральная программа развития городского электрического транспорта. В нее попали 10 крупных городов, в том числе и те, львиную основу парка которых до сих пор составляет чехословацкое наследие – Ростов-на-Дону, Волгоград, Нижний Новгород, Курск. Вот такой короткий список. Здесь на смену Tatra придут новые трамваи производства «ПК Транспортные системы» (модели «Богатырь» и «Львенок»), или низкопольные трамваи производства УКВЗ. Но не все «татрогорода» вошли в список тех, кто сможет на федеральные деньги обновлять свой парк. Большинство остались за бортом программы. Какие пути существуют для них на данном этапе?

Tatra_вход

На фотографии Максима Раевского из Барнаула образно показаны три способа омоложения парка такого «татрогорода». Покупка нового подвижного состава у традиционных трамваестроителей России или РБ, который на снимке символизирует новая модель БКМ Т811 (справа). Второй способ – это капитально-восстановительный ремонт трамвая Tatra T3SU, что достаточно успешно практикуется в Барнауле (в центре). И третий - создание собственной разработки трамвая. Ее символизирует на снимке трамвай «Гранит» (слева).

И наш канал приоткроет тайну барнаульской разработки. Решение о создании трамвая приняли еще в 2023 году на базе НПО «Союз». От идеи до воплощения прошел год. Для широкой публики вагон показали в день национального праздника РФ.

Каждый, кто закончил ВУЗ в нашей стране в курсе общественных дисциплин помнит такую тему: "Роль личности в истории». В нашем повествовании таких личностей две.

Tatra_тележка

Первый – это Андреас Рейнгольд (экс-руководитель барнаульского Горэлектротранса). На мощностях предприятия «Алтайгеомаш» он организовал выпуск продукции и стал заниматься не много ни мало созданием трамвайной тележки. А вторая личность – это Владимир Отмашкин, руководитель Группы компаний «Союз».

Как рассказал местному ресурсу altapress.ru Владимир Отмашкин. В прошлом году состоялся ненавязчивый разговор: «А что, может, трамвай сделаем?». Между делом так. Я подхватил эту идею. Договорились, что образец должен родиться к концу года за счет «Союза» и производства Рейнгольда, без помощи мэрии.

Так и началось воплощение идеи своего барнаульского трамвая. Сначала разрабатывали документацию, затем нужно было собрать пул поставщиков компонентов, искали по всей стране.

«Вышли на красноярскую компанию, которая взяла на себя очень большой объем работ, чем избавила нас от головной боли по работе с интерьером и экстерьером вагона. Иначе пришлось бы осваивать все с нуля, например, отработку технологий производства всех деталей из пластика, - рассказывает Отмашкин. – Мы увидели то, что можем делать сами. Например, поручни, электромонтажные работы и другое. Поэтому было решено многое локализовать у себя на производстве по максимуму, насколько это возможно…Сегодня вагон локализован на 75%».

По вагону необходимо решать еще много вопросов, не говоря уже об организации производства, которое будет создано на мощностях группы компаний. В частности, трамвайная сеть Барнаула создавалась под чехословацкие трамваи Tatra, и этот факт нельзя не учитывать. Современный трамвай, который имеет на 4 метра бОльшую длину не везде может вписаться.

«Будем вносить коррективы в то, что есть. Процентов на 90 пойдем по «гранитному» пути. Нужно немного уменьшить этот трамвай по габаритам. », - комментирует Владимир Отмашкин.

Tatra_Гранит_смол

Сегодня трамвай «Гранит» вышел на самостоятельную обкатку по территории депо. В планах также заняться КВР трамваев. Перспективы у «Гранита» весьма благоприятные. Разработкой уже заинтересовались другие города Сибири. В целом же в Барнауле можно выпускать в год 12-24 трамвая.

«Надо сначала освоить то, что начали, иначе нельзя. Как только доведем до конца трамвай, поймем, что можно сделать следующий шаг – работу по КВР. Там тоже масса вопросов», - прогнозирует руководитель Группы компаний «Союз».

Технические характеристики трамвайного вагона «Гранит»:

Вместимость – 145 чел, в том числе 39 мест для сидения.

Габариты вагона длина – 16,1 м; ширина – 2,5 м, высота – 3,8 м.

Максимальная нагрузка на ось – 10 т

Мощность тяговых двигателей – 244 кВт

Автономный ход – 1,5 км.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему Solaris не спасет питерский автопром

Почему будущее автозавода АГР в Санкт-Петербурге выглядит...

7 окт 2024 в 06:35

Подробнее >
Photo

АвтоВАЗ намерен теснить китайских конкурентов и занять все сегменты автомобилей для народа

Как перспективный модельный ряд АвтоВАЗа потеснит китайских конкурентов

5 окт 2024 в 15:01

Подробнее >
Photo

Вокруг АвтоВАЗа снова возникла интрига

Почему Renault Logan и Sandero могут встать на конвейер АвтоВАЗа

5 окт 2024 в 09:05

Подробнее >