За два прошедших десятилетия в Российской Федерации был создан, по сути, новый автопром. На конец прошлого десятилетия его производственные мощности превышали 3,7 млн автомобилей в год. Они и ранее были избыточными, поскольку даже в самом благоприятном 2012 году российский автомобильный рынок поглотил чуть более 2,9 млн легковых и лёгких коммерческих автомобилей.
Большая часть новых производственных мощностей была создана ведущими зарубежными автопроизводителями. Они оказались сосредоточены в немногих локальных территориальных кластерах. Ведущим автомобильным кластером нового автопрома страны стал Санкт-Петербург. Вторым по значению стала Калуга. Также сборочные предприятия ведущих зарубежных автопроизводителей локализованы в Москве и Татарстане. Китайский автопроизводитель Haval выбрал площадку в Тульской области, Mercedes-Benz – в Подмосковье, японская Mazda – во Владивостоке.
Сегодня происходит процесс определения дальнейшей судьбы этих автосборочных мощностей и не факт, что данные предприятия сохранят свою прежнюю специализацию. Пока можно говорить лишь о нескольких площадках, где продолжат выпускать автомобили.
Москвич по имени JAC
Завод «Рено Россия», расположенный на Волгоградском проспекте столицы, переименован в МАЗ «Москвич». Это предприятие выпускало линейку кроссоверов Renault. Однако после того, как французский автопроизводитель в мае объявил об уходе, этот актив достался московскому правительству. Примечательно, что если на площадку в Тольятти, где расположен АвтоВАЗ, у французов остался опцион сроком на шесть лет по обратному выкупу, то на московскую площадку Renault претендовать не намерен. А это «развязывает руки» новому владельцу предприятия.
Сегодня на мощностях завода ведётся отвёрточная сборка кроссоверов JAC JS4 с эмблемой «Москвича». Текущей весной должен состояться переход выпуска автомобилей на основной конвейер. Полный цикл со сваркой, окраской и сборкой запланирован на конец 2024 года.
О прежней мощности предприятия в 190 тысяч автомобилей в год можно забыть. В планах на далёкую перспективу – выпуск не более 120 тысяч «Москвичей» в год, для чего будет развёрнута сборка других моделей JAC. Также в планах разработка собственной платформы для электромобилей в 2025 году.
3 марта 2023 года в дилерских центрах «Москвича» начались продажи отечественного автомобиля. Как встретит отечественный автолюбитель возрождённую марку, пока не ясно.
Nissan для АвтоВАЗа
Второе предприятие, которое продолжит выпуск автомобилей – это бывший завод «Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус», расположенный в Санкт-Петербурге. Предприятие станет ещё одной производственной площадкой АвтоВАЗа и начнёт выпуск автомобилей российской марки Lada.
В этой связи обратим внимание на оценку, которую дал руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов. Он объявил о том, что на заводе «Лада Санкт-Петербург» (бывш. Nissan Manufacturing Rus) будут выпускать автомобили старших классов С и D, которых нет сегодня в модельном ряду отечественного автопроизводителя.
«Мы будем очень осторожно и выверенно использовать эти мощности, чтобы заявить о себе в новых классах автомобилей, расширив возможности бренда.
А с другой стороны, показывая — в хорошем, конечно, смысле — зубы, демонстрируя, что мы и сами можем производить вначале крупноузловую сборку китайских автомобилей, а в дальнейшем и локализуя это производство. Перспективы хорошие: мощности этой площадки в пиковый период — более 110 тыс. автомобилей в год. В рамках 2024 года мы можем произвести 4060 тыс., в зависимости от рынка и задач по продвижению бренда Lada», – поделился планами Соколов.
Впрочем, стоит вспомнить, что традиционно АвтоВАЗ демонстрирует свою активность на рынке в сегменте автомобилей размерного класса B и B+ (Granta, Vesta, Largus), а также SUV-B (Niva Travel и Niva Legend).
По сообщениям ряда источников, АвтоВАЗ развернёт в Санкт-Петербурге выпуск автомобилей класса SUV-C, а наиболее вероятным претендентом на конвейер является модель FAW Bestune T77. Это кроссовер класса SUV-C. Габариты FAW Bestune T77 практически идентичны таким конкурентам, как Geely Atlas Pro, Chery Tiggo 7 Pro и др. Не впечатляет дорожный просвет – 170 мм. Впрочем, у кроссовера Skoda Karoq он был ниже на 1 см, что не помешало популярности этой чешской модели у россиян.
АвтоВАЗу придётся делать нетривиальные шаги, чтобы продвигать этот паркетник в массы. Ведь китайский автопроизводитель FAW не хватал звёзд на российском рынке.
Другие автосборочные предприятия, расположенные в Санкт-Петербурге, пока не имеют четких планов по своему дальнейшему развитию – или из-за неопределённости по смене владельца, или по другим причинам.
Отойдет ли Hyundai в Казахстан
Крупнейшим предприятием питерского автокластера является завод «Хёндэ Мотор Мануфактуринг Рус» (ХММР). Производственная мощность ХММР составляет 230 тыс. автомобилей в год. Помимо сборочных мощностей здесь создано моторное производство двигателей серии Gamma 1.6. Поэтому понятен большой интерес к самому крупному инвестиционному проекту зарубежного автопроизводителя в РФ.
Возможную покупку автозавода ХММР власти северной столицы обсуждают с компанией «Астана Моторс» из Казахстана. На предприятии могут возобновить выпуск автомобилей Hyundai Creta, Hyundai Solaris и KIA Rio. В пресс-службе Hyundai официально эту информацию пока не комментировали.
Об интересе «Астана Моторс» к покупке автозавода в Петербурге сообщал председатель городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилл Соловейчик. Понятно, что пока судьба предприятия окутана тайной, и утечки в столь сложной обстановке ни к чему. Но если предприятие удастся сохранить, то это будет большой плюс в актив петербургских властей.
В конце декабря прошлого года Hyundai начал производство кузовов в Петербурге для сборки в Казахстане. Речь шла о кузовах для седанов Hyundai Solaris, но в планах также было возобновить производство для кроссовера Hyundai Creta.
Что же касается других автомобильных заводов питерского кластера, то, в частности, неиспользуемую территорию завода Toyota отдадут для создания парка поставщиков. Эти площади передадут городу для последующего освоения. Об этом пишет ТАСС со ссылкой на председателя городского комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Кирилла Соловейчика.
«Мы со стороны города попросили согласование Минпромторга, чтобы неиспользуемую часть территории завода Toyota отделить от основного предприятия. На территории внешней к заводу мы будем развивать большой индустриальный парк поставщиков», – сказал он.
Также власти Петербурга хотят открыть масштабный образовательный центр для подготовки промышленных кадров на бывшем заводе General Motors в Шушарах. Такое решение принято в связи с тем, что Hyundai, владеющий этой площадкой, отложил проект по расширению производственных мощностей и предложил ее городу. Напомним, корейский автопроизводитель Hyundai планировал развернуть выпуск кроссоверов Hyundai Tucson, KIA Sportage и Hyundai Palisade на этих мощностях.
Какова судьба калужского Volkswagen
За пределами Санкт-Петербурга особое внимание приковывает к себе завод Volkswagen Group, расположенный в Калуге. Это также одно из крупнейших предприятий нового российского автопрома, созданного «с нуля». Производственная мощность предприятия – 225 тыс. автомобилей в год, а моторного завода – 150 тыс. силовых агрегатов.
За этот актив боролись две российские структуры – группа «АФК Система» и дилерский холдинг «Авилон».
В связке с «АФК» в переговорах участвует казахстанская автодилерская компания «Аллюр».
Фаворитом этой гонки за обладание активами немецкой группы называют дилерский центр «Авилон». Новый собственник планирует перезапустить сборку автомобилей. Предполагается, что сборка машин начнётся в максимально короткие сроки. Впрочем, из-за юридических процедур переход активов к новому собственнику может затянуться на несколько месяцев.
По информации источников, близких к переговорам, «Авилон» намерен локализовать автомобили марки Jetta. Это локальная марка, которая выпускается на совместном предприятии FAW и Volkswagen в Китае. Однако не исключено, что немецкая сторона может выступить против.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz