Окончательная дата старта серийного производства Lada Iskra назначена на 19 апреля 2025 года. Ее приурочили к другой знаменательной дате. Именно в тот день 55 лет назад 19 апреля 1970 года началось производство автомобилей «Жигули» на Волжском автозаводе. Наверное, это ирония истории, но и тот старт более чем полувековой давности был результатом передвижки сроков. Но об этом ниже.
Если же вспомнить, как датировался старт производства семейства Lada Iskra, то надо вспомнить осень 2022 года и знаковое интервью президента АвтоВАЗа Максима Соколова самому массовому автомобильному изданию страны «За рулем». Тогда топ-менеджер раскрывал подробности о том, как будет выходить из серьезнейшего кризиса отечественный автогигант. И назвал дату, что новый автомобиль (новая Гранта) появится в 2024 году. В принципе он не ошибся, поскольку действительно, на Петербургском экономическом форуме в июне прошлого года прошла презентация автомобиля Lada Iskra. Но до начала серийного выпуска было еще далеко, как сейчас стало известно, фактически 10 месяцев. По ходу от разных источников, в том числе от менеджеров автопроизводителя, озвучивались и другие даты. В частности, в конце года говорилось о марте текущего года. Но теперь поставлена точка – 19 апреля 2025 г.
Но мало кто вспомнит, что эта дата в далеком 1970 году была приурочена к другой дате – 100-летие со дня рождения Владимира Ильича Ленина. Ту дату пришедшеюся на 22 апреля широко отмечали в Советском Союзе, поскольку этого политического деятеля считали основателем первого в мире социалистического государства. И здесь нам надо чуть-чуть приоткрыть занавес над теми событиями, которые предшествовали этой дате.
Опустим предысторию, как итальянский FIAT стал партнером министерства автомобильной промышленности СССР. Это другая не менее интересная история. Но в августе 1966 года в Москве был подписан генеральный договор между министерством автомобильной промышленности и итальянским концерном FIAT о строительстве автозавода мощностью 600 тысяч автомобилей в год.
Надо вспомнить, что тогда в середине 60-ых между СССР и США шла так называемая «холодная война». И просто так передать технологии и оборудование было не так просто. Реакция американцев на сотрудничество Италии с главной страной Восточного блока была негативной. Перед этой сделкой президент FIAT Витторио Валетта посетил Вашингтон, где встречался с хозяином Белого дома Линдоном Джонсоном, ярым антисоветчиком и антикоммунистом. Сколько трудов стоило итальянскому топ-менеджеру уговорить президента и доказать, что сделка носит мирный характер и не будет укреплять военно-промышленный комплекс страны Советов, что сделка лишь улучшит быт советского населения. Поскольку оборудование, поставляемой на волжский автозавод, почти на две трети было американским или изготовленным по американским лицензиям. В конце концов все вопросы были улажены.
В целом же, по данным Forbes сумма сделки по возведению автозавода обошлась в гигантскую по тем временам сумму $887 млн. Да, это была победа. Но согласно контракту, все строительно-монтажные и работы по наладке оборудования должны быть завершены к самому концу 1969 года. Тогда же конвейер должен был покинуть первый автомобиль. Темпы были заложены невиданные для советской экономики. Уже тогда на стройках часто сроки срывались, и чтобы наверстать их применялся такой метод как аврал.
И на этой ударной комсомольско-молодежной стройке планы по строительству заводских корпусов шли с некоторым опозданием. И в результате к концу 1969 года производство автомобилей «Жигули» так и не началось. И тут очень вовремя подоспела знаменательная дата – 100-летие со дня рождения Ленина. Срок был передвинут на апрель и преподносился как подарок волжских автостроителей стране.
В апреле 1970 года началось массовое производство «Автомобиля №1». Именно так в контракте с итальянцами именовался ВАЗ-2101, затем уже настала очередь «Автомобиля №2», так назвали универсал ВАЗ-2102.
Заднеприводная классика задержалась на конвейере АвтоВАЗа без малого 42 года, и в 2012 году было принято решение о прекращении производства Lada-2107. Та сделка с итальянцами на столько лет определила развитие крупнейшего российского автопроизводителя.
Честно говоря, не очень-то хотелось бы проводить какие-то аналогии, но поневоле приходится. Думается, что у семейства Lada Iskra сложится удачная жизнь как на конвейере, так и на авторынке, и автомобиль станет бестселлером российского автопроизводителя.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz