Процент автомобилей с дизельными двигателями на российском рынке за последние четыре года возрос в три раза, перешагнув планку в 6%. Тем временем в Европе популярность тяжелого топлива значительно выше – в Старом Свете более половины автомобилей потребляют солярку, и популярность дизелей продолжает расти.
На сегодня дизельные двигатели действительно технологически превосходят бензиновые ДВС по многим параметрам. Во-первых, КПД дизельного двигателя составляет 45–54% – это примерно на 15–20% выше бензинового аналога. Более высокий КПД позволяет добиться лучшей топливной экономичности по сравнению с «пожирателями» октанового топлива. Во-вторых, показатель крутящего момента, который непосредственно влияет на разгон автомобиля, у «дизеля» выше. Причем его пик развивается с низких оборотов, это делает дизельные ДВС более «отзывчивыми» в управлении. Третьим преимуществом дизельных двигателей является экологичность: современные дизельные моторы выбрасывают в атмосферу меньше углекислого газа и сравнительно просто вписываются в нормы Евро-6.
Массовую популярность дизельные двигатели в легковом автотранспорте получили относительно недавно. Их прорыв связан с запуском в 1997 году в серийное производство компанией Bosch новой системы впрыска топлива в мотор (так называемой Common Rail). Инновация в моторостроении позволила повысить динамичность и экологичность дизельного двигателя, снизить расход топлива, повысить комфортность автомобиля (снизить вибрацию, а значит – шум в салоне). Показатели дизельного двигателя значительно улучшились после того, как впрыск топлива в цилиндры начал осуществляться посредством форсунок, запускаемых электронным блоком управления. Блок принимает решения на основании сигналов от многочисленных датчиков, которые отслеживают все важные параметры в моторе (воздух и ДТ подаются в цилиндр по отдельности; возгорание смеси происходит за счет самовоспламенения под высоким давлением).
Преимущества дизельного двигателя становятся еще более очевидными, когда в его названии появляется приставка turbo.
Сегодня подавляющее большинство дизельных двигателей легковых автомобилей оснащены турбонаддувом – мощность турбодизеля существенно выше и позволяет легко конкурировать с атмосферными бензиновыми ДВС при значительно большем крутящем моменте.
Из-за совокупности технических характеристик в сегменте легковых авто обладателями дизельного двигателя в подавляющем большинстве являются внедорожники. По данным ИА «Автостат», в сегменте кроссоверов и внедорожников дизель встречается на российском рынке в 78% случаев. При этом 41% внедорожников в стране потребляют солярку, и этот процент продолжает расти.
Однако дизельные двигатели имеют и некоторые недостатки. Наиболее явными их минусами являются необходимость использования стартера большой мощности, помутнение и застывание (запарафинивание) летнего дизельного топлива при низких температурах, сложность и более высокая цена ремонта топливной аппаратуры, так как насосы высокого давления являются прецизионными устройствами. Также дизель-моторы крайне чувствительны к загрязнению топлива механическими частицами и водой.
Поэтому низкое качество топлива и несвоевременная замена фильтрующих элементов ведут к ремонту дизельных двигателей, который, как правило, значительно дороже ремонта бензиновых моторов аналогичного класса.
При своевременном обслуживании дизельного двигателя (свежие фильтры, исправные свечи накаливания и мощный аккумулятор) и стабильном качестве топлива надежных АЗС можно забыть о такой насущной проблеме, как запуск дизеля зимой. Установка предпускового подогревателя практически полностью решает проблему запуска даже в самые сильные морозы.
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Николай Константинов, директор «Автосервис-Дизель»:
«Широкое распространение турбодизель получил из-за дешевой, по сравнению с турбированными бензиновыми ДВС, системы турбонаддува – благодаря низкой температуре выхлопных газов дизельного двигателя отпадает необходимость в дорогостоящей «горячей части» турбины из жаропрочных сплавов, что значительно снижает стоимость системы.
Применение дизельных двигателей актуально на коммерческом транспорте и крупных внедорожниках, поскольку именно на тяжелых автомобилях дизель способен раскрыть свой потенциал, обеспечивая интенсивный разгон и великолепную топливную экономичность по сравнению с бензиновыми аналогами.
Залогом бесперебойной работы дизельного двигателя является регулярное (раз в полгода) ТО. При своевременной диагностике на профессиональном оборудовании, использовании оригинальных топливных и воздушных фильтров можно быть полностью уверенным в надежности дизельного двигателя. Также имеет значение качество топлива – лучше доверять крупным сетям АЗС, таким, например, как «Газпромнефть».
Основной причиной, ведущей к поломкам дизельного ДВС, является несвоевременное обслуживание и использование некачественных расходных материалов. В первую очередь страдают сложная топливная система и форсунки дизельного двигателя – стоимость ремонта этих систем зачастую выливается в сумму с пятью нулями».
На заметку!
Самый мощный серийный дизельный двигатель среди легковых автомобилей устанавливается во внедорожник Audi Q7. V-образный 6 литровый двигатель с турбонаддувом выдает 600 лошадиных сил и более 1000Нм крутящего момента. Этот двигатель вошел в основу болида Audi TDi, многократно выигравшего гонки Ле-Ман 24.
В настоящее время до 70% всех выпускаемых дизельных двигателей оснащается системами Common Rail, и этот показатель растет. По прогнозам компании Robert Bosch GmbH, доля системы CR на рынке к 2016 году достигнет 83%. Таким образом, сегодня практически каждый производитель двигателей всех классов – от малых легковых до крупных судовых – применяет аккумуляторные системы.