+79139857900

Дорожное строительство. Текущее состояние и перспективы

2 декабря 2008 в 13:08

Россия сегодня является страной с самым низким показателем плотности автодорог в Европе. На 1 000 кв. километров площади в нашей стране приходится 67 километров дорог (8 км на 1000 жителей). Для сравнения, во Франции и Германии на 1000 км2 площади приходится 1800-1830 км автодорог, в Литве, Латвии, Эстонии, Польше, Индии – 1070-1175 км, США – 670 км, то есть в 10-25 раз больше. Что же касается дорог с твердым покрытием, то их протяженность в России в 20 раз ниже, чем в Европе. 

Протяженность сети автодорог общего пользования прирастает медленно. В соответствии с федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)» к 2010 году плотность дорог на 1000 жителей практически останется на уровне 2006 года. За это же время уровень автомобилизации страны вырастет в полтора раза. Сегодня состояние территориальной дорожной сети РФ довольно плачевно. Более  76% всех дорог по своему состоянию не соответствуют нормативным требованиям. Многие населенные пункты не имеют подъездов с твердым покрытием, а затраты на перевозку грузов по грунтовым дорогам в 3-4 раза выше, чем по дорогам с более качественным покрытием. К тому же во время межсезонья перевозка грузов и пассажиров по таким дорогам сильно затруднена и приводит к увеличению потерь для сельхозпроизводителей. Сегодня около 50 тысяч населенных пунктов не имеют круглогодичной связи по автодорогам с твердым покрытием, и это негативно сказывается на их социально-экономическом развитии. Автодороги обеспечивают 83% грузоперевозок, 61 % пассажироперевозок в стране. Численность парка автотранспортных средств уже сегодня достигла 34 млн. автомобилей, прогноз на 2015 год – 48,4 млн. 

Расчеты показали, что около 48% от общего объема перевозок по федеральным автодорогам осуществляется в условиях превышения нормативного уровня загрузки дорожной сети, что приводит к росту затрат на автоперевозки на 20-30 % по сравнению с нормальными условиями движения. Основная доля федеральных дорог имеет две полосы движения. Только 8% от общей протяженности федеральных дорог имеют многополосную проезжую часть. В 2006 году лишь 24% протяженности территориальной дорожной сети соответствовало нормативным требованиям по транспортно-эксплуатационному состоянию, остальные дороги нуждаются в неотложном проведении работ по реконструкции или капитальному ремонту. 

Основные направления работы


На период до 2015 года предусмотрено несколько основных ориентиров развития автодорожной сети. В частности, прогнозируется снижение доли перегруженных автодорог федерального значения с 28,8% до 10%. Также должно произойти существенное снижение числа ДТП, произошедших в результате сопутствующих дорожных условий. Одной из ключевых задач, которые ставятся сегодня перед дорожной отраслью, является обеспечение основной части сел подъездами с твердым покрытием. Общая протяженность дорог регионального и местного значения должна составить к 2026 г. около 1,1 млн. км. Суммарная протяженность автомобильных дорог общего пользования Российской Федерации, исходя из потребностей экономического развития страны, должна составить к 2026 г. – 1200 тыс. км. Протяженность сети частных и ведомственных дорог должна достигнуть к 2026 г. 300 тыс. км. Таким образом, общая протяженность сети автомобильных дорог общего и необщего пользования в Российской Федерации составит к 2026 г. 1500 тыс. км. 

Финансирование дорожного строительства на 2008-2010 гг.


На ближайшие два года государство определило перечень первоочередных платных дорог, которые будут возводиться с участием как государства, так и частного капитала. Это такие объекты, как: 

  • строительство и реконструкция с последующей эксплуатацией на платной основе автомобильной дороги М-4 «Дон» от Москвы через Воронеж, Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска участков (км 21 – км 72, км 72 – км 117, км 330 – км 414 и км 414 – км 464);
  • реконструкция подъезда к аэропорту Домодедово, Московская область;
  • строительство автомобильной дороги Москва – Нижний Новгород на участке МКАД – г. Ногинск;
  • строительство автомобильной дороги М-5 «Урал» на участке МКАД – пос. Октябрьский;
  • реконструкция автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке км 771 – км 786 с мостом через р. Волгу, Республика Татарстан;
  • реконструкция автомобильной дороги Казань – Оренбург на участке «мостовой переход через р. Кама – граница с Оренбургской областью», Республика Татарстан;
  • строительство автомобильной дороги М-7 «Волга» на участке автодорожного обхода г. Чебоксары и пос. Кугеси, Чувашская Республика.


Учитывая проведение Олимпиады в Сочи в 2014 году, большой объем работ будет сосредоточен именно в этом регионе. При этом срок окупаемости этих инвестиций будет меньше пяти лет, а доходность может достигать 30% годовых.1) Из наиболее значимых объектов дорожного строительства здесь станет объездная дорога в обход Сочи. До 2009 года государство намерено вложить в этот объект 16 млрд. рублей. Объем финансирования не является окончательным и может быть увеличен в связи с инфляцией и подорожанием материалов. Причем, большая часть работ запланирована на следующий, 2009 год, когда будет построено 11 километров дороги, несколько крупных развязок и виадуков. Кроме того, с 2007 по 2009 годы на капитальный ремонт мостов и развитие уличной дорожной сети в российских городах из бюджета выделяется дополнительно 100 млрд. рублей. 

Расходы федерального бюджета на дорожное хозяйство составят в 2008 г. более 249,0 млрд. рублей, а  в 2009 г. – более 260 млрд. рублей. В соответствии с Федеральной целевой программой «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 гг.)» в 2008-2009 гг. планируется построить 9,3 тыс. км. автодорог, провести реконструкцию и ремонт 45,5 тыс. км. автодорог. 2) 

Кроме того, предусмотрено предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на строительство и реконструкцию автомобильных дорог общего пользования, в том числе в границах поселений, муниципальных районов, городских округов, а также связывающих населенные пункты сельских дорог в объеме 47,2 млрд. рублей в 2008 году и 53,1 млрд. рублей в 2009 году. 

Продолжится начатая в 2007 году практика предоставления субсидий регионам на строительство и модернизацию автомобильных дорог общего пользования - по 35 млрд. рублей ежегодно. 

В целом инвестиции на реализацию подпрограммы «Автомобильные дороги» до 2010 года составят 1 трлн. 317 млрд. руб. При этом из федерального бюджета будет выделено 725 млрд. рублей, а из региональных – 592 млрд. Общий объем финансирования этой подпрограммы до 2015 года составляет 9,9 трлн.рублей в ценах соответствующих лет, из которых средства федерального бюджета – 5,3 трлн. рублей, средства, предоставляемые на конкурсной основе из Инвестиционного фонда РФ – 1,75 трлн. рублей, средства региональных бюджетов Российской Федерации – 1,8 трлн. рублей, средства из внебюджетных источников – 1,1 трлн. рублей. 

В итоге, должно быть обеспечено круглогодичное содержание сети автомобильных дорог, проведен капитальный ремонт 34,4 тыс. км автодорог, выполнен ремонт 120,2 тыс. км автодорог, построено и реконструировано 27,3 тыс. км автодорог.  

В результате мероприятий подпрограммы «Автомобильные дороги» в 2008-2009 гг. доля протяженности федеральных автомобильных дорог, соответствующих нормативным требованиям к транспортно-эксплуатационным показателям, к концу программного периода должна составить 39,6%, доля федеральных автомобильных дорог, обслуживающих движение в режиме перегрузки ,– 27,6%. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >