+79139857900

Два сценария трудного 2021 года

30 октября 2021 в 12:03

В самом начале года прогнозировалось, что 2021 год пройдет под знаком восстановления после кризиса, вызванного ограничительными мерами, принятыми в результате пандемии прошлого года. Этот сценарий мог бы стать самым лучшим вариантом. Однако в ход событий вмешались факторы, которые ранее никогда не наблюдались в мировом автопроме – проблема нехватки полупроводников. Три четверти года позади и наступила пора подвести первые итоги, и выяснить каким войдет в летопись российского авторынка текущий 2021 год.

Так сложилось в автомобильном бизнесе, что определяющим на всем рыночном пространстве является сегмент новых автомобилей. От его поведения, от его динамики зависят все остальные секторы автобизнеса. Рынок новых автомобилей является главным индикатором, определяющий всю деловую активность автомобильной отрасли. Поэтому мы уделили ему особое внимание.

Ситуация на рынке новых автомобилей по итогам 9 мес. 2021 года весьма непростая. Прошлый 2020 год оставил «мощный шрам» в виде тяжелого периода, на который пришелся так называемый «локдаун», во время которого были закрыты практически все автозаводы и автосалоны страны. Впервые покупатели были физически отрезаны от салонов автодилеров и не могли покупать автомобили в этих автоцентрах. Все это спровоцировало резкий спад на российском рынке, который стал третьим по счету за последние полтора десятилетия.

В прошлые кризисные периоды, будь то 2009 год, или период 2015-2016 гг, снижение продаж не сопровождалось принудительным отсечением покупателя от торговой площадки. В этом была уникальность прошлогодней ситуации. В свою очередь даже предложенный онлайн-формат продаж автомобилей, в целом, не стал полноценной альтернативной. Продажи в таком формате оказались невелики. Выяснилось, что автомобиль – это очень специфический товар. В короткое время «перековать» автолюбителя на новый формат продаж – задача все же недалекого будущего, а не настоящего. В этом направлении придется много поработать автодилерам. Впрочем, как утверждают сами дилеры, покупатели все чаще стали искать автомобиль в онлайн-формате, и лишь затем приходят в автосалон.

analitika_2008_2021

Почему спад глубже

Закрытие автосалонов на длительный период времени в прошлом году нанесло серьезный удар по автомобильному рынку, также как и закрытие автопроизводства из-за пандемии. Так было в прошлом году. Но в 2021 году временное закрытие производства автомобилей было вызвано мировой проблемой нехватки полупроводников и это тоже сказалось на дефиците живых автомобилей в автосалонах.

Результаты прошлого года оказались провальными. Судя по цифрам, авторынок Российской Федерации вернулся в кризисный 2016 год. (диаграмма) Но в начале текущего года, не все аналитики и специалисты рынка ожидали традиционное посткризисное восстановление. Самые осторожные прогнозы отмечали небольшой, чисто символический рост. В частности, комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) давал следующий прогноз: «Мы не ожидаем каких-либо значительных изменений в 2021 году: рост рынка составит 2,1%, или в совокупности 1 632 000 транспортных средств».

Составители данного прогноза опирались на фактор низкой покупательной способности населения, его высокой закредитованностью и невысокой деловой активностью рынка в целом. Также нельзя сбрасывать со счетов и продолжения «разрушительного влияния» пандемии короновируса.

Получается, что пандемия оказалась по масштабам сопоставимой с разрушительной силой факторов, вызвавших ранее кризисные явления на авторынке, наподобие «пузырей Уоллстрита», вызвавшие кризис 2008-2009 гг., или обвал рубля и экономические санкции после «крымской весны-2014».

Если проанализировать статистический ряд российского авторынка с 2008 года, то результат 2020 года является наихудшим за последние тринадцать лет. Но каким будет 2021 год? 

За первые девять месяцев текущего года по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в Российской Федерации продано чуть более 1 260 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Близко к этому результату только объемы продаж в 2019 году, когда начался небольшой подъем после провального периода 2016-2017 гг.   

Впрочем, ситуация в России не уникальна. Сегодня практически весь мировой автомобильный рынок ушел «в минус». Причем, даже результаты в России несколько лучше среднемировых.

В сентябре продажи новых автомобилей в США и ФРГ снизились на 26% в сравнении с сентябрем 2020 года. Во Франции и Швеции спад на 21%, в Японии на 32%, Италии – на 33%. Не избежали этого тренда и крупнейшие развивающиеся рынки. Так, в Бразилии спад в прошлом месяце составил 28%.  

Даже Китай, который в прошлом году оставался единственным «светлым» пятном на карте мирового автопрома тоже начал падать в мае и вплоть до конца лета проседал на 10-20% каждый месяц.

Но не все автопроизводители чувствуют себя наихудшим образом. Исключением из общих правил является, например, Toyota. На европейском рынке, например, за текущий год японский автопроизводитель поднялся с шестого на второе место, а объемы продаж фактически остались прежними. В США Toyota вышла на первое место, потеснив с лидерского пьедестала General Motors. При этом продажи последнего практически остались на уровне прошлогодних (+0,1%), а у Toyota они увеличились на американском рынке на 28%.  Так в чем же секрет японской компании? Оказывается, после катастрофического землетрясения 2011 года руководитель Акио Тойода приказал увеличить стратегические запасы многих видов комплектующих, в том числе и микрочипов. И в самый неожиданный момент это дальновидное решение сработало.

Динамика трудного года

Впрочем, сегодня можно нарисовать картину, сложившуюся по каждому месяцу 2021 года (таблица 1). Первый квартал в целом авторынок закончил с небольшим минусом (-2,8% к аналогичному периоду 2020 года). Уже тогда в начале года покупательский интерес немного остыл после восстановления во второй половине прошлого года. Главными сдерживающими факторами такого положения стал рост цен, а в ряде случаев и появившийся дефицит предложения некоторых моделей автомобилей. 

analitika2021_mes     

В свою очередь, результаты второго квартала оказались просто фантастическими. Дело в том, что статистика сравнивает цифры с аналогичным периодом прошлого года. На этом фоне особо выделяются результаты апреля. Прошлогодний апрель и май из-за введенного жесткого карантина и закрытия автосалонов показал резко упавший объем продаж автомобилей.

Соответственно, в апреле и мае 2021 года, когда никаких ограничительных мер уже и в помине не было, положительная динамика рынка характеризовалась трехзначными цифрами. А в целом по итогам двух кварталов текущего года продажи на российском авторынке выросли на 36,9%, в сравнении с первым полугодием прошлого года.

Впрочем, в течение второго квартала на ряде заводов в России останавливалось производство, из-за нехватки чипов, а в дилерских центрах уже по некоторым ходовым моделям начал ощущаться дефицит. Но по настоящему «рвануло» только в третьем квартале.  

В июле рынок уже ушел в минус, и с каждым месяцем объемы продаж снижались. Даже не помог традиционный осенний рост спроса в сентябре после летнего затишья. Но в целом, положительные итоги продаж второго квартала оказали влияние на весь период с начала года. Как видим, пока объемы продаж на российском авторынке на 15,1% опережают прошлогодний результат. Но, не исключено, что по результатам года российский рынок может выйти «в ноль».   

Интересно, что мировые цены на нефть в течение 2021 года достаточно высоки, а курс национальной валюты находится в достаточно комфортном коридоре. Вдобавок, у платежеспособной части населения оказались нерастраченными денежные средства – заграница по прежнему закрыта, исключая ряд стран.

Секрет открывается просто, отрицательная динамика второй половины года на российском авторынке, в первую очередь, обусловлена отсутствием машин у производителей и, следовательно, в дилерских салонах. Покупательский спрос есть – нет достаточного количества предложений. С высокой вероятностью можно прогнозировать, что до конца года улучшения ситуации не предвидится. По сообщениям из-за рубежа, автозаводы в Европе и Азии уже объявили о вынужденных каникулах, что не прибавляет прогнозам оптимизма.

Вместе с тем на российском авторынке можно наблюдать существенное подорожание с начала года, и этот тренд продолжится в условиях дефицита: до конца года повышение цен составит еще не менее 5% по некоторым брендам. При этом, помимо общего повышения цен от производителей, в связи с образовавшимся на авторынке жестким дефицитом, клиент может купить автомобиль по рекомендованной розничной цене только записавшись в очередь, ожидание в которой доходит до нескольких месяцев. В этой ситуации на рынке появляются автомобили от посредников («перекупов») с дополнительной наценкой. Такой ситуации на российском авторынке никогда не наблюдалось.

В целом же, опираясь на низкую базу прошлого года, по итогам текущего года вполне можно будет увидеть небольшой общий плюс в несколько процентных пунктов. Все же нет большой уверенности, что рынок в целом по году может уйти «в минус». 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Новая нормальность и перспективы рынка автосервиса

События последних двух лет наложили неизгладимый отпечаток на рынок сервисного...

1 ноя 2021 в 17:16

Подробнее >
Photo

СПИК удваивает автопром

Специальные инвестиционные контракты (СПИК), которые зарубежные автопроизводители...

31 окт 2021 в 14:59

Подробнее >
Photo

Кто есть кто на российском авторынке-2021

Предварительные итоги 2021 года на российском авторынке

30 окт 2021 в 09:00

Подробнее >