+79139857900

Два сценария трудного года

3 октября 2020 в 13:14

Так сложилось в автомобильном бизнесе, что на всем рыночном пространстве определяющим стал сегмент новых автомобилей. От его поведения, от его динамики зависят все остальные виды автобизнеса. Он, как главный индикатор, определяет всю деловую активность. Поэтому наше внимание приковано к рынку новых автомобилей.

Ситуация на нем по итогам 8 месяцев 2020 года сложилась весьма непростая. Остался позади самый тяжелый период, на который пришелся так называемый «локдаун», когда на срок примерно два месяца были закрыты практически все автосалоны страны. Впервые в новейшей истории автомобильного бизнеса России, покупатели были физически отрезаны от возможности посетить автодилерские центры.

В прошлые кризисные периоды снижение продаж не сопровождалось принудительным отсечением покупателя от торговой площадки. В этом и заключается уникальность текущей ситуации, к которой не были готовы ни продавцы, ни автомобилисты. Даже предложенный в срочном порядке онлайн-формат продаж автомобилей не стал полноценной альтернативой привычной работе площадки автосалона, где происходит взаимодействие с покупателем. Оказалось, что автомобиль – это очень специфический товар. В короткое время перековать автолюбителя на новый формат продаж – задача все же недалекого будущего, а не текущего настоящего. В этом направлении автодилерам еще предстоит много поработать.

 

Untitledcsf-1

 

Почему спад глубже 

Кроме того, серьезный удар по автомобильному рынку нанесло не только физическое закрытие автосалонов на длительный период времени, но и закрытие автопроизводства. Дилерские центры начали испытывать нехватку автомобилей.

На рынок новых автомобилей воздействуют сразу несколько факторов. Напомним, сокращение объема продаж новых легковых и легких коммерческих автомобилей в прошлом году составило -2,3%. Тогда главной причиной ситуации аналитики рынка назвали снижение доходов населения. Сложилась простая схема: падают доходы населения – падают продажи автомобилей.

Аналогичное поведение рынка было запрограммировано и на текущий год. Отрицательная динамика авторынка в прошлом году была связана с низкой покупательской способностью населения, высокой закредитованностью и невысокой деловой активностью рынка в целом. Обычно на текущий год озвучивались прогнозы  – минус 5 – 7% по итогам года. Но никто из специалистов не смог предугадать истинную, или хотя бы примерную глубину падения, поскольку накануне нового года и сразу после него никто не оценил разрушительного влияния коронавируса.

Так называемая пандемия оказалась масштабной разрушительной силой, намного сильнее, чем «пузыри» американского «Уолл стрита», вызвавшие кризис 2008-2009 гг, или обвал рубля и экономические санкции после «крымской весны».

Анализ статистического ряда с 2008 года показывает, что результат 2020 года является наихудшим за последние 13 лет. (диаграмма)

За первые 8 месяцев текущего года по данным Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) в Российской Федерации продано чуть более 880 тыс. легковых и легких коммерческих автомобилей. Близко к этому результату подошли только объемы продаж в самом провальном «посткрымском» 2016 году, за тот период они составили 895 тыс. автомобилей. А результаты предыдущего кризисного 2009 года оказались еще лучше (995,9 тыс. авто). 

Впрочем, ситуация в России не уникальна. Сегодня весь мировой автомобильный рынок ушел «в минус». Причем результаты в России даже несколько лучше среднемировых. Если сравнивать период восьми месяцев 2020 года с аналогичным периодом прошлого года, российский авторынок показал падение – 16,9% (по данным АЕБ). В то время как мировой авторынок легковых и легких коммерческих автомобилей по итогам восьми месяцев 2020 года показал следующие результаты: реализация автомобилей в мире составила 46 млн 226 тыс. единиц, а падение составило -22,2% (согласно данным консалтинговой компании LMC Automotive).

Если же сравнивать результаты августа, то РФ фактически вышла на объемы прошлого года, разница составила всего -0,5%. На фоне других стран, отечественный рынок выглядит совсем неплохо. Многие развитые рынки до сих пор не оправились от карантинных мер.

На мировом авторынке № 2 в США в августе было реализовано 1 млн 329 тыс. автомобилей, что на 19,1% меньше, чем годом ранее. Автомобильные рынки стран Западной Европы в августе также показали результаты хуже прошлогоднего (-17,4%). Продажи автомобилей в странах Восточной Европы снизились на -2,3%. Среди крупнейших мировых авторынков стоит также упомянуть Японию (-15,6%), Канаду (-11,8%) и Корею (-2%).

Единственным «светлым» пятном на карте мирового автопрома остается Китай, который является мировым лидером по продаже автомобилей. На рынке Поднебесной было реализовано 2 млн 114 тыс. машин, что на 8,5% выше показателя годичной давности. При этом положительная динамика наблюдается четвертый месяц подряд, чему отчасти способствовали опасения второй волны коронавируса со стороны потребителей.

Данные цифры свидетельствуют, что мировые рынки еще не восстановились. А феноменальный пример Китая выбивается из общего ряда.

 

Untitledbsth-1

 

Динамика трудного года 

Сегодня уже можно нарисовать картину, сложившуюся по месяцам 2020 года (таблица).  Первый квартал в целом авторынок закончил с небольшим плюсом. В ожидании чего-то негативного на основе информации, поступающей как из-за рубежа, так и из России, потребители оказались достаточно активны.  

А вот результаты второго квартала оказались катастрофическими. На этом фоне особо выделяются результаты апреля – из-за введенного жесткого карантина и закрытия автосалонов. Резко упали не только продажи автомобилей, но и объем услуг дилерского автосервиса. Пострадали не только официальные дилеры – кризис коснулся также и независимых сервисов. Такого прецедента за все существование российского автомобильного бизнеса не было.

В мае постепенно в разных регионах начали снимать ограничения, дилерские центры стали открываться, произошло ослабление карантинных мер. И кривая продаж постепенно поползла вверх. В целом же меры строгого режима стали беспрецедентными. Это сильно ударило по официальному автомобильному бизнесу, в том числе дилерскому.

В целом по итогам 8 месяцев сокращение рынка составило, как уже было отмечено выше, минус 16,9%. В оставшийся период 2020 года развитие авторынка пойдет по одному из двух вариантов: условно оптимистический и негативный.

Накопившийся за период карантина так называемый «отложенный спрос» будет «толкать» продажи к уровню прошлогодних. Поскольку платежеспособность населения фактически не выросла, мировые цены на нефть также демонстрируют показатели возле некатастрофичного коридора $35-45, а курс национальной валюты продолжает не просто плавать, а немного снижается, это все вызовет ситуацию «условного 2014 года». Тогда потребитель жил целью – «успеть все потратить». Кроме того, у платежеспособной части населения в этом году оказались нерастраченными денежные средства: выезд за границу только начинает открываться, закрыты многие страны традиционного отдыха россиян поэтому часть нерастраченных денег может перетечь на авторынок. Это первый, условно благоприятный сценарий на оставшуюся часть 2020 года.

Второй вариант – негативный: существенное снижение объемов продаж на авторынке. Главные факторы – рост цен после падения национальной валюты (ценники переписывают практически все автопроизводители), ухудшающаяся макроэкономическая ситуация в стране и связанное с ней снижение платежеспособности населения, а также опасения второй волны пандемии.  

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Платформы устойчивого автопрома

Мировые автомобильные концерны в целях экономии и оптимизации затрат выпускают...

3 окт 2020 в 13:20

Подробнее >
Photo

Цифры отрасли

В ходе онлайн-конференции «Автосервис – 2020. Сервис, автозапчасти,...

3 окт 2020 в 13:14

Подробнее >
Photo

Еще один трудный год авторынка

События на автомобильном рынке страны текущего года будут вписаны в историю...

1 авг 2020 в 13:54

Подробнее >