В прошедшем 2024 году российский автомобильный рынок намного улучшил свои позиции в мировом табеле о рангах, «перепрыгнув» вверх сразу на пять ступеней. Напомним, по итогам 2023 года авторынок страны оказался лишь на 16 месте. Сегодня можно констатировать, что Россия открывает второй десяток стран по емкости авторынка, заняв 11 место.
В кризисном 2022 году, когда страну покинули европейские, японские и южнокорейские автопроизводители, рынок оказался на 19 месте в мировом табеле о рангах. Таким образом, за два года произошел отскок из конца второй десятки к ее самому началу.
Таких резких скачков обычно не наблюдают. Как правило, страна может продвигаться за год на одну, максимум на две позиции. В данном рейтинге стран по емкости внутреннего автомобильного рынка произошла одна интересная перемена, в сравнении со списком 2023 года. Индия стала третьим по емкости рынком, оттеснив Японию на ступень ниже. Японский авторынок полтора десятка лет был третьим в мире. Первую пятерку замыкает немецкий авторынок, крупнейший в Европе. А "номер №1" в мире, по-прежнему Китай.
Россию, от занявшего десятое место южнокорейского авторынка, отделяют несколько десятков тысяч проданных новых автомобилей. Далее, с минимальным отрывом от домашнего рынка расположился итальянский. Тем не менее отечественный авторынок открывает список стран второго десятка (см.табл. №1).
У РФ в прошлом году положительный рост объемов продаж составил +48%. Такой динамики не показал ни один авторынок. Сказался отложенный спрос предыдущих двух лет и некоторое повышение денежных доходов населения. Следующим по динамике был бразильский авторынок с +13,9% прироста.
Табл.1
ТОП-20 рынков мира по продажам новых автомобилей в 2024 году
Ожидать дальнейшего улучшения позиций российского рынка не приходится, поскольку все автомобильные аналитики в РФ прогнозируют на 2025 год ухудшение макроэкономической ситуации в стране. Максимум, о чем они говорят, это о сохранении объемов продаж на уровне прошлогоднего. Но в большей части прогнозов закладывают отрицательную динамику, в некоторых случаях до минус 20-30%. А это скажется на какой позиции окажется РФ в автомобильном рейтинге.
Еще один очень существенный показатель количество новых автомобилей на 1000 жителей. Он коррелирует не только с уровнем доходов населения, но и даже более, с уровнем развития страны в целом. Наш домашний авторынок по этому показателю (11 авто/1000 жит.) находится рядом с другими крупными развивающимися странами – Турцией (14 авто/1000 жит.), Бразилией (12), Мексикой (11), Ираном (11) и Таиландом (11). Напомним, что среднемировой показатель составил 10 авто/на 1000 землян.
Понятно, что высокоразвитые страны мира, с высокими доходами населения имеют и намного более высокий показатель продаж новых автомобилей на 1000 человек. Лидерами являются самые высоко автомобилизированные страны – США (46), Канада (46), Австралия (45). Несколько меньше показатели Японии (34), Германии (33), Великобритании (33) и Южной Кореи (32). А на другом конце автомобильного «полюса» развивающиеся страны – Индия (3), Индонезия (3).
Примечательно, что в Китайской Народной Республике при огромном количестве населения достаточно высокий показатель (18 авто на 1000 жителей), выше среднемирового.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz