Честно говоря, давно собирался написать материал о машине, которая произвела на меня наибольшее впечатление на «главной выставке строительной техники в России», как её любят называть сами организаторы. Видимо, настало как раз то самое время, когда дальше тянуть уже нельзя.
Поездки по специализированным выставкам в 2010 году наводят на мысль о том, что России стоит отходить от практики ежегодного их проведения. Вон немцы: свою знаменитую Bauma они успешно проводят один раз в три года. Рынок строительной техники гораздо инертнее автомобильного, поэтому реально новые и интересные разработки на нём появляются гораздо реже. Даже крупнейшие производители техники не в состоянии ежегодно выдавать в серийное производство новые модели, ограничиваясь, как правило, мелкими доработками и модернизацией. Ну а чтобы привлечь внимание выставочной публики, на стенде разворачиваются чуть ли не театрализованные представления: игры ковшами, полуодетые девушки, виртуозные передвижения на гусеницах и на колесах. Всё это красиво, не спорю, но я лично ехал на СТТ не за этим. Главной моей целью было – увидеть, чем жил рынок в 2009 году и что предложит нам в 2010. Нашёл ли кто-то в себе силы и возможности в столь тяжелый для производителей момент продолжать разработку новых машин?
И если анализировать экспозицию СТТ именно с этих позиций, то я бы безоговорочно отдал первое место стенду компании JCB. В то время как на всех остальных площадках происходило нечто среднее между «Веселыми стартами» и легким стриптизом на фоне тяжелых строительных машин, на стенде JCB состоялась российская премьера реально новых экскаваторов-погрузчиков серии CX – событие неординарное с учетом того, что английской компании, по различным оценкам, принадлежит более 50% российского импорта данного вида техники. Если можно так выразиться, JCB показала, на чем будет работать подавляющее большинство российских строителей и коммунальщиков в ближайшие годы. Огромный вес этому событию придает и тот факт, что разработка новой серии экскаваторов-погрузчиков (а обновлению подвергся весь модельный ряд серии CX) шла в условиях кризиса в отрасли. Пока остальные производители подсчитывали убытки и сокращали расходы, английская компания вкладывала огромные средства в разработку новой техники и технологий. Учитывая уровень падения рынка и неоднозначность прогнозов относительно темпов его восстановления, данный шаг JCB можно расценивать как необычайно смелый. И глядя на то, как быстро растут сегодня продажи техники на большинстве развивающихся рынков, в том числе и российском, можно с уверенностью сказать, что риск JCB был оправдан. Давайте посмотрим, что же нового удалось предложить конструкторам JCB в своём «любимом» сегменте дорожно-строительной техники.
Пойдем по порядку. В самой компании JCB самым значимым изменением в конструкции экскаватора-погрузчика считают снижение расхода топлива. Ни для кого не новость, что именно топливо составляет большую долю затрат, связанных с эксплуатацией техники, поэтому вполне логично, что конструкторы JCB в первую очередь решили работать над улучшением топливной эффективности машины. Стоит отметить, что и предыдущее поколение JCB считалось самым экономичным в классе экскаваторов-погрузчиков. Теперь же, с выходом на рынок машин 2010 модельного года, английская компания отрывается от своих преследователей на недостижимую пока высоту – JCB 4CX 2010 стал на 6-16% экономичнее своего предшественника. Свою новую разработку конструкторы компании назвали EcoDig (в переводе на русский это сокращение должно означать что-то вроде «экономное копание»). Если вкратце описывать суть изменений, то система работы гидравлики экскаватора-погрузчика строится теперь не на 2-х, а на 3-х гидравлических насосах. За счет этого стало возможным оперировать гидравлическим оборудованием машины на более низких оборотах коленвала. Если раньше «копать» приходилось на 2000 обмин, то теперь достаточно и 1600 об/мин. Система с тремя гидронасосами, управление которой осуществляется с помощью переключателя в кабине, сокращает время цикла, снижает расход топлива и обеспечивает оператору превосходный контроль экскаваторного оборудования. Возможность работы на низких оборотах снижает износ двигателя, понижая и так самый низкий в классе уровень шума, повышая комфорт оператора. Разработчики посчитали, что в среднем экономия может составить около 16% - с учетом холостого хода и всех рабочих циклов, включая передвижение по дороге. Помимо экономии, наличие 3-х насосов позволило ускорить работу гидравлики, что отразилось на производительности машины. Операторы новых экскаваторов-погрузчиков теперь смогут выбирать, в каком режиме работать. Многорежимная регулировка скорости гидросистемы позволяет оператору делать выбор между экономичным режимом, режимом максимальной эффективности и режимом максимальной точности управления машиной для осуществления операций по планировке грунта и для аккуратного профилирования при земляных работах
Ещё одна новинка в конструкции экскаваторов-погрузчиков 3CX и 4CX с приставкой Eco – пакет EcoRoad. Производитель JCB продолжает также радовать нас системой компенсации колебаний при движении (SRS), обеспечивающей превосходное удержание груза при движении по неровностям. Наряду с этим в новом экскаваторе реализована эксклюзивная система блокировки гидротрансформатора JCB TorqueLock. Это способствует сокращению расхода топлива и позволяет экскаватору-погрузчику двигаться по дорогам общего пользования со скоростью на 10% выше. Важность этих изменений можно заметить, только поставив новый 4CX рядом с каким-нибудь другим экскаватором-погрузчиком, к примеру, на 400-метровую трассу драг-рейсинга. На абсолютно ровном участке дороги будет очень наглядно видно, насколько быстрее и устойчивее передвигается английский «бэкхолодер». Учитывая специфику эксплуатации таких машин, которая подразумевает постоянные передвижения с одной площадки на другую, новая опция вне всяких сомнений будет пользоваться хорошим спросом. Новая скорость движения потребовала новой системы тормозов. Теперь на все новые экскаваторы 4CX и 3CX устанавливаются тормоза с гидравлическим усилителем. Ранее на экскаваторах-погрузчиках CX стоял вакуумный усилитель. Новая тормозная система обеспечивает равномерное торможение на всем ходу педали тормоза, что способствует увеличению эффективности торможения и сокращению усилия на педали. Полное размыкание тормозных колодок уменьшает сопротивление, увеличивая экономию топлива. Отмечу, что задействование существующей гидравлической системы позволило отказаться от отдельных резервуаров для тормозной системы , что позволяет снизить эксплуатационные затраты и время ежедневных проверок. А чтобы оператору было удобнее управлять тормозной системой и педалью «газа», конструкторы новых экскаваторов отказались от традиционных высоких «тракторных» педалей, заменив их на автомобильные, которые имеют более низкое расположение. Эргономика педального блока заметно улучшилась. Говорю вам это с полной ответственностью, поскольку имел возможность лично оценить новую кабину CX.
Интерьер салона (называть его кабиной язык не поворачивается) выдержан теперь в черных тонах внизу и в светлых – вверху. За счет этого внутреннее пространство кажется ещё более объемным. Конструктивно салон изменился практически полностью. Поменяли форму большинства кнопочек и переключателей. Они стали более объемными и хорошо читаемыми даже в темное время суток, благодаря специальной подсветке. Изменили даже материал, из которого делается рулевое колесо экскаватора, чтобы улучшить захват. Позаимствовали из автомобильной промышленности и технологию обогрева лобового стекла, чтобы максимально быстро очищать лобовик экскаватора-погрузчика от наледи и оберегать его от запотевания при высокой влажности и в холодную погоду. Теперь перед началом работы в зимнее время года оператору не придется долго отогревать машину.
Позаботились и об удобстве оператора при смене навесного оборудования. На новых моделях 3 CX и 4 CX стоит абсолютно новая гидравлическая двухпоточная линия для подключения гидромолота и другого дополнительного навесного оборудования. В кабине оператора установлен переключатель, позволяющий выбирать высокий или низкий поток гидравлики на всех моделях 3CX и 4CX, включая все варианты с фиксированной и телескопической рукоятью. Это существенно повышает многофункциональность машин, благодаря совместимости с еще большим набором опционального навесного оборудования. В качестве опции имеется новый барабан для наматывания девятиметрового шланга контура ручного гидравлического инструмента, что позволяет подрядчикам использовать гидравлические инструменты совместно с экскаватором-погрузчиком и устраняет необходимость в отдельных гидравлических станциях.
К сожалению, даже в рамках одной статьи нельзя описать все инновации, которые JCB сумела применить в своих новых бэкхолодерах. Ещё мне очень жаль, что я не смогу передать вам всей гаммы собственных ощущений, которые возникают при управлении данным экскаватором. В этом деле, как говорится, лучше один раз поездить, чем десять раз посмотреть. Впрочем, сибирский диллер JCB - компания «Триал-Авто» - предоставит возможность «поездить» на новых CX довольно скоро. Машины по заказу предприятий СФО уже вошли в производство на английском заводе, и появятся в Новосибирске в октябре. А пока с новинкой более подробно можно ознакомиться на сайте
http://www.jcbinnovations.com.