+79139857900

Еще один трудный год авторынка

1 августа 2020 в 13:54

События на автомобильном рынке страны текущего года будут вписаны в историю кризисов, как вызванные не совсем обычными факторами. Уже сегодня составляются прогнозы, как будет развиваться ситуация в дальнейшем. Наш материал приоткрывает завесу будущего развития авторынка.  

 

Казалось бы, поведение российского автомобильного рынка досконально изучено, проанализированы и выявлены многочисленные факторы, оказывающие на него непосредственное влияние. Тем не менее, эта совокупность факторов оказалась неполной и пополнилась ранее неизвестными.

В конце прошлого года аналитики и специалисты рынка прогнозировали, что 2020 год на авторынке будет непростым. Спад, начавшийся годом ранее, после двухлетнего роста авторынка продолжится. Напомним, что 2019 год завершился небольшим падением (-2,3%). Но никто из специалистов не смог предугадать глубину падения, поскольку накануне нового года еще не было известно о коронавирусе.

В свою очередь ситуация по месяцам начавшегося 2020 года развивалась разнонаправлено. Если первый квартал авторынок закончил все же с небольшим плюсом (+1,8%), то результаты второго квартала оказались катастрофическими, особенно в апреле, из-за введенного жесткого карантина. Большинство игроков рынка новых автомобилей заявили о полном прекращении или снижении продаж на 80 – 90%, их сервис сократился на 30 – 40%. Это было связано с тем, что в этом месяце был объявлен карантин, и все автосалоны были закрыты. Такого прецедента за все время существование российского автомобильного бизнеса не было. Пострадали также не только официальные дилеры, но и другие сегменты авторынка - магазины автозапчастей, независимые автосервисы.  

К концу мая произошло ослабление карантинных  мер, и большинство автосалонов стали  доступны для покупателей. В целом же такой строгий режим стал беспрецедентным и очень сильно ударил по официальному автомобильному бизнесу, в том числе дилерскому.

Уже сегодня стало известно о том, что за прошедшие шесть месяцев количество автосалонов в РФ  уменьшилось на 218 (в январе 2020 г. насчитывалось
3 370 дилеров). При этом снижение числа дилерских центров за этот период объясняется тем, что было расторгнуто 362 дилерских контракта, а новых заключено – 144. Таков баланс.

Однако, сегодня весь автомобильный бизнес страны, все автомобильное сообщество волнует один единственный вопрос: что будет дальше, как будет развиваться ситуация на российском авторынке? Ведь от ее развития в сегменте новых автомобилей зависит развитие остальных сегментов авторынка: от продаж подержанных машин до автосервисного обслуживания. 

Сегодня уже очевидно, что текущий год станет годом беспрецедентного кризисного спада, вызванного новым фактором – коронавирусом, который в одночасье заявил о себе. Причем, спад продаж будет самый глубокий за последние 15 лет, о чем уже свидетельствуют значения показателей продаж в первой половине текущего года. Они даже не идут ни в какое сравнение с предыдущими кризисными годами, будь то 2009 год или посткрымские 2015-2016 гг.  На текущий спад также накладывается главный долговременный фактор снижения продаж новых автомобилей – падение реальных располагаемых доходов населения, последовательно продолжающиеся с 2014 года (диаграмма).

 

transervice_04_2020_CMYK-25

 

Когда макроэкономика станет позитивной 

Авторынок, будучи весомой частью экономики страны, зависит в первую очередь от текущей макроэкономической ситуации и ее стабильности. Мешать восстановлению экономики во второй половине 2020 года будут такие факторы как девальвация национальной валюты. Экспертное сообщество не сомневается, что из-за сокращения доходов федерального бюджета власти прибегнут к снижению валютного курса. Другими факторами эксперты называют низкие сборы налогов, мировой экономический спад, ухудшающийся торговый баланс страны и самое главное, снижающийся спрос со стороны потребителей. Сегодня эксперты и специалисты рынков не могут назвать фактор, который будет способствовать экономическому росту и быстрому восстановлению экономики.

Далее, в следующем 2021 году правительство может урезать расходы и тем самым подорвать будущий рост. Таким образом, все варианты и макроэкономические показатели ближайшего будущего не внушают оптимизма.

Основной вопрос второго полугодия 2020-го — вернется ли валовой внутренний продукт (ВВП) к уровню до пандемии, или экономическая активность все же останется подавленной. На основе имеющихся данных можно говорить о медленном восстановлении в сравнении с периодом жестких ограничительных мер. Но пока до показателей предыдущего года еще далеко, что, кстати, видно невооруженным глазом, по результатам последних месяцев на авторынке (таблица). 

 

transervice_04_2020_CfMYK-25

 

 

Таким образом, существующий макроэкономический фон для восстановления автомобильного рынка не самый благоприятный. И это настораживает. Еще один важнейший фактор, самым непосредственным образом воздействующий на российский авторынок, является цена на «черное золото».

На протяжении последних 15 лет в Российской Федерации отмечается высокая корреляция между динамикой стоимости барреля нефти и статистикой продаж новых автомобилей. Отметим, что в 2008 году, когда нефтяные котировки рванули вверх до уровня $100, это сразу же отразилось на объемах продаж автомобилей (результат того тучного года около 2,75 млн авто). В следующем году под влиянием мирового экономического кризиса, названного «кризисом пузырей», продажи автомобилей снизились практически вдвое – вслед за резким падением цен на нефть.
В дальнейшем любой рост либо снижение среднегодовой цены нефти Brent в высокой степени отражались на объемах проданных в РФ автомобилей. Математические расчеты, которые проведены специалистами АА «Автостат» показали, что если средняя цена барреля нефти в 2020 году будет на уровне $40, то рынок новых легковых автомобилей в целом за год может упасть на 22% в сравнении с предыдущим годом. В случае среднегодовой цены нефти Brent в $50, российский авторынок снизится меньше – на 12%. В наиболее негативном варианте – при снижении цен на нефть до $30 – рынок может упасть на 34%. Следует подчеркнуть, что приведенные показатели получены без учета возможных изменений ряда других макроэкономических факторов.

Кроме того, данный «нефтяной» прогноз составлен без учета форс-мажорных обстоятельств, связанных с коронавирусом. Кроме того, в дальнейшем  может появиться фактор второй волны пандемии. С подобной ситуацией мир еще не сталкивался, соответственно, предсказать его влияние и рассчитать с помощью математических моделей наносимый ущерб не представляется возможным.

Сегодня цены нефти Brent находятся возле условно благоприятного для бюджета РФ уровня – чуть более $40. Как долго они будут находиться в этой «зоне комфорта», повлияет ли на них ослабление сделки ОПЕК+ и традиционное сезонное повышение потребления топлива во второй половине года?

 

transervice_04_2020g_CMYK-25

 

Прогнозы, прогнозы, прогнозы 

Принятые меры по изоляции и карантину в одночасье перечеркнули прогнозы, составленные в конце прошлого и в начале текущего года. Причина – неординарность ситуации. Так, комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) пересмотрел в июле свой прогноз продаж автомобилей в России. По итогам 2020 г. продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей в России упадут на 23,9%, или до 1,3 млн автомобилей, констатировали специалисты АЕБ. Ассоциация предполагает, что господдержка стимулирования спроса покупателей продолжится, а второй волны коронавирусной инфекции не будет. В январе АЕБ допускал падение авторынка лишь на 2,1% по сравнению с 2019 г. – до уровня около 1,72 млн автомобилей.

Также пересмотрен прогноз «ВТБ капитала»: в начале года было предположение, что авторынок останется на уровне 2019 г. или даже вырастет на 5%, но сейчас предпосылок роста нет. Прогноз «ВТБ капитала» на 2020 г. – падение рынка на 18%.

Для производителей и дилеров прошедшие полгода напоминали американские горки, отмечает председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель: небольшой подъем в начале года, беспрецедентно резкое падение в апреле-мае и медленное восстановление в июне. Дилеры работают, господдержка дополнительно стимулирует продажи и положительно сказывается на отложенном спросе, но в июне снижение продаж составило 14,6% к прошлому году — до 122 622 автомобилей. Всего же за полгода в России продано 635 959 автомобилей, что на 23,3% меньше показателей прошлого года (таблица).

Описывая текущую ситуацию, аналитики указывают на ряд факторов, влияющих на поведение автомобилистов. Среди них — мировая пандемия коронавируса и, как следствие, закрытие автосалонов почти на два месяца, ослабление рубля, отсутствие потребительской уверенности и падение доходов населения. В такие сложные периоды потребители не стремятся покупать товары длительного пользования – такие как автомобиль. Но продажам июня помогли расширенные госпрограммы поддержки автопрома, которые были срочно приняты в правительстве РФ. Для этого было выделено профильному министерству промышленности и торговли РФ около 25 млрд руб.

С 1 июня с.г. стартовали обновленные программы на покупку новых автомобилей с использованием дополнительных мер господдержки. Изменения коснулись программ «Первый автомобиль» и «Семейный», дающих право на скидку в 10%. В первом случае с 1 млн до 1,5 млн руб. увеличили ценовой порог авомобиля. Во втором для участия в программе достаточно иметь одного ребенка (ранее было два). Получить 10%-ную скидку могут работники медучреждений. Заработала новая программа, которая дает клиенту скидку 10–25% при покупке нового автомобиля в случае сдачи в зачет старой машины (trade-in). В программе участвуют почти вся линейка «АвтоВАЗа», ряд производимых в России моделей Renault, Hyundai, KIA и другие марки.

Текущий кризис на авторынке затронул все страны мира. Предыдущий кризис 2015-2016 гг. был локальным и случился только в РФ. Причинами спада продаж автомобилей как в сегменте новых, так и подержанных стали неблагоприятны макроэкономические условия, возникновение которых связано с объявленными экономическими санкциями со стороны стран Запада. Это привело к девальвации национальной валюты и последовавшими за этим событиями.

 

transervice_04_2020_CMYK-26

 

Текущий кризис скажется на всем мировом автомобильном рынке. Так, согласно свежему прогнозу международного рейтингового агентства Moody’s, ожидается в 2020 году падение мирового авторынка на 20% . Предыдущий прогноз, составленный специалистами этого агентства, декларировал  спад в 14%. Также, по оценке Moody’s, в этом году продажи автомобилей в Европе снизятся на 30%, в США - на 25%. Агентство оставило без изменения свой прогноз по продажам автомобилей в Китае на текущий год - спад на 10%. Moody’s не исключает, что объем продаж автомобилей в мире в следующем году увеличится на 11,5%, при прогнозируемом росте ВВП в странах G20 на 4,8% в 2021 году. И это обнадеживает. Но затронет ли восстановительный рост российский авторынок? Эксперты в ожидании.  

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Платформы устойчивого автопрома

Мировые автомобильные концерны в целях экономии и оптимизации затрат выпускают...

3 окт 2020 в 13:20

Подробнее >
Photo

Цифры отрасли

В ходе онлайн-конференции «Автосервис – 2020. Сервис, автозапчасти,...

3 окт 2020 в 13:14

Подробнее >
Photo

Два сценария трудного года

Весь 2020 год пройдет под знаком кризиса. Сегодня специалисты рынка, анализируя...

3 окт 2020 в 13:14

Подробнее >