+79139857900

Фильтры наизнанку

28 сентября 2011 в 12:14

Наш портал проводил визуальный тест масляных фильтров зарубежного производства. Статья получила широкий резонанс и к нам в редакцию неоднократно поступали звонки от читателей с просьбой выслать им номер с этим материалом. В этом году мы решили повторить эту работу и показать вам, на каком производственном уровне сделаны масляные фильтры, представленные на российском рынке. В тесте представлено сразу несколько новых участников, поэтому, думаем, будет интересно.

 

Стоит сделать традиционную оговорку. Целью нашей работы не является испытание фильтрующих способностей каждой модели фильтра и их ресурса. Это лишь попытка анализа конструкции масляных фильтров на основе общепринятых знаний и понятий, учитывающих последние тенденции в области производства масляных фильтров. Кроме того, визуальный тест составных частей масляных фильтров позволяет нам судить об уровне производственной культуры на том предприятии, которое их производит, что косвенно позволяет судить и о качестве самого изделия.

Как и год назад, в рамках данного проекта мы приобрели одну модель масляного фильтра для двигателя Toyota  наиболее распространенных на рынке Сибири торговых марок. Оригинальный номер фильтра – 90915-10000003, в ассортименте различных производителей артикул этого фильтра выглядит по разному: Mann Filter W 68/1, BIG C-110, Lynx LC-170, Skymet F5001, Fiaam FT 5272, JHF JC-170, TopFils C-110, VIC C-110, Micro T 1636, Union C-170. Итак, всех участников данного теста я уже перечислил, и можно приступать непосредственно к обзору. В этом году в нашем проекте не принимают участие оригинальные фильтры Toyota Genuine Parts, поскольку ещё в ходе прошлогоднего теста мы обнаружили, что данный фильтр производится по принципиально иной технологии. В частности, фильтроэлемент этого изделия создан не из бумаги, а из специального синтетического волокна, следовательно, сравнивать оригинальный фильтр с продукцией, предназначенной для вторичного рынка, было бы некорректно. Заметим, что в данном проекте «поучаствовали» как самые дорогие изделия на рынке, так и самые доступные. Стоимость самого дорогого фильтра приближается к 200 рублям, цена же самого дешевого едва превышает 100. Это дает нам возможность ответить на вопрос: «Насколько существенны конструктивные отличия между фильтрами класса премиум и фильтрами эконом-класса»?

 

В ходе визуального тестирования мы внимательно рассмотрели и оценили все составные части масляного фильтра, а именно:

 

1) упаковка

2) корпус фильтра

3) конструкция фильтрующего

элемента

4) конструкция пружины

5) противодренажный клапан

6) крышка фильтра

7) уплотнительное кольцо фильтра.

 

 

 

Упаковка 

Данный пункт исследования будет интересен в первую очередь продавцам автотоваров, поскольку именно на них законодательством накладывается обязательство продавать товары только в такой упаковке, которая соответствует российскому ГОСТу. В том случае, если проверяющие органы обнаружат на прилавке коробки фильтров, которые данному нормативному документу не соответствуют, то на торгующую организацию могут быть наложены различные санкции - от штрафов до требования убрать товар из продажи. Требования ГОСТа не так уж и сложны. На упаковке должна содержаться информация о применяемости товара, наименование производителя, а также адрес компании производителя. Помимо обязательной информации, у нас также имеется возможность оценить полноту информации дополнительной: наличие читаемого штрих-кода для продажи товара в супермаркете, наличие оригинальных номеров масляных фильтров, взамен которых может использоваться данная модель, инструкции по применению.

 

«Обязательную» программу выполнили далеко не все производители. Полностью пренебрегли русскоязычным описанием товара: VIC, Union, Fiamm. Полностью укладываются в требования российского законодательства: Skymet (информация наклеена в виде стикера), JHF, Lynx, TopFils, Mann Filter. На упаковке фильтров BIG имеется много информации на русском языке, вплоть до инструкции по применению и конструкции фильтра в разрезе, но нет главного – имени производителя и его адреса. Не стали наносить на свою упаковку штрих-код JHF и BIG. Видимо, их производители и дистрибьюторы на продажу в магазинах типа «кэш-н-кэрри» не рассчитывают.

 

Корпус фильтра 

Корпус фильтра сильно не влияет на его работоспособность. Главное – чтобы он был ровным и обработанным изнутри антикоррозийным составом. В прошлый раз мы оценивали корпусы фильтров на жесткость, и если вы помните, по этому показателю немного отставал от основной массы участников фильтр Sakura. В этом году выделить аутсайдера по этому признаку не удалось. Корпуса всех фильтров изготовлены из довольно толстого и прочного металла. Качество антикоррозийной обработки вызвало нарекания только у одного фильтра – Fiaam, внутренняя поверхность которого местами уже была покрыта рыжими пятнами. У всех остальных фильтров внутренняя поверхность ровная и без изъянов. В очередной раз следует выделить высокий уровень внутренней обработки корпуса фильтров Mann. Помимо основного антикоррозийного состава, внутренняя поверхность данных фильтров покрыта ещё и дополнительным антигальваническим составом.

 

Фильтроэлемент 

Ну вот, добрались и до самого главного. Фильтроэлемент – это основная деталь фильтра, отвечающая за качество его работы. Оценивать его можно по нескольким параметрам: качество и количество фильтрующей бумаги, клапанная система (перепускной клапан), а также качество укладки фильтрующей бумаги. Впрочем, дать оценку качеству фильтрующей бумаги, исключительно на основе визуального осмотра, невозможно. Это можно сделать только по итогам испытаний в сертифицированной лаборатории. Что же касается внешних факторов, таких как цвет, толщина, структура, плотность, то они никоим образом не говорят о её качестве. Безусловно, тонкая и плотная розовая бумага, которую мы обнаружили внутри фильтра VIC, смотрится весьма эффектно, но это вовсе не означает, что она очищает масло намного лучше серой или желтой бумаги, из которой изготовлены фильтроэлементы других марок фильтров. А вот такой показатель, как качество укладки бумаги и склейки её с верхней и нижней крышкой фильтроэлемента, говорит о многом. Если бумага уложена как попало, а клей, с помощью которого она скрепляется с крышками фильтроэлемента, выступает за края, то возникают серьезные сомнения в высоком уровне производственной культуры на заводе, выпускающем данный фильтр.

 

Один из косвенных факторов качества фильтроэлемента – это объем фильтрующей бумаги. Но это только в том случае, если речь идет о бумаге с одинаковой плотностью. Если же сравнивать фильтры, в которых используется разная структура бумаги, то площадь у них может отличаться, а качество фильтрации - быть идентичным. Если мы перевернем все фильтроэлементы и поставим их в ряд, то увидим, в каких из них площадь окажется больше – в тех, которые больше по своим размерам. Диаметр фильтроэлемента у всех производителей одинаковый, а вот высота немного отличается. Самые высокие фильтроэлементы у VIC, Union, Micro. Середняки по этому показателю: Mann, Lynx, TopFills, BIG. В фильтрах Skymet, JHF, Fiamm – самые невысокие фильтроэлементы. Это объясняется конструкцией пружины, которая прижимает фильтроэлемент.

 

Что касается качества укладки бумаги и склейки её по краям, то по этому показателю главным аутсайдером является фильтр JHF: бумага в нём распределена неравномерно, а на верхней закраине фильтра обнаружено большое количество выступающего герметика. Стоит отметить, что фильтр TopFils, который в прошлогоднем тесте показал далеко не самые выдающиеся результаты по качеству укладки бумаги, на этот раз исправился. Также стоит отметить хорошую укладку бумаги у новичка рынка – фильтра Skymet.

 

Металлическую скобу для скрепления бумаги используют практически все производители. Исключение составляют только фильтры Micro, Lynx и JHF. Производители этих фильтров используют обычную склейку. Между тем, металлическая скрепка считается некоторыми экспертами более надежным способом скрепления, поскольку в этом случае вероятность разрыва бумаги при повышенном давлении в масляной системе равна нулю. Впрочем, при исправно работающем перепускном клапане любое качественное скрепление фильтровальной бумаги исключает её разрыв.

 

Перепускной клапан 

Функция этого клапана всем хорошо известна. При холодном запуске, когда масло сильно густое и не может пройти через фильтрующую бумагу, перепускной клапан открывается и масло начинает поступать в двигатель, обходя фильтр. То же самое происходит при критическом засорении масляного фильтра. Клапан исключает вероятность масляного голодания двигателя, которое наносит мотору гораздо больший вред, чем кратковременная работа на загрязненном масле. Год назад мы смогли обнаружить на рынке несколько фильтров, в конструкции которых перепускной клапан отсутствовал вовсе. На этот раз таких сюрпризов найти не удалось. Перепускной клапан имеется абсолютно на всех фильтрах. Конструктивно все клапаны тоже очень похожи. Отличаются они только площадью и материалом, из которого изготовлены. Наиболее широкие по площади перепускные клапана – у фильтров Mann, TopFils, Fiamm. Их клапаны изготовлены из маслостойкой резины. У Lynx, Skymet, BIG, JHF клапаны сделаны из пластика. Металлические клапаны – у всех японских производителей (Union, VIC, Micro). Оценивать жесткость пружины, а следовательно и давление, при котором данный клапан открывается, мы не беремся. Что же касается достоинств и недостатков различных материалов для производства клапанов, то можно заметить, что многие производители в последнее время отказались от использования металлических клапанов. Считается, что на рынках с тяжелыми климатическими условиями металлический клапан при сильном морозе может примерзнуть к корпусу фильтроэлемента и не сработать в самый необходимый момент.

 

Пружина 

Пружина выполняет довольно важную задачу. Она прижимает антидренажный клапан фильтра к внутренней поверхности фильтра, не допуская вытекания масла при заглушенном двигателе. В настоящее время при производстве масляных фильтров такого типа используются пружины двух видов: цилиндрическая и пластинчатая. Тенденция перехода на пластинчатую пружину в последние годы набрала обороты, и если ранее встретить такой тип пружины можно было довольно редко, то сегодня она встречается в конструкции не только фильтров премиум-класса, но и в фильтрах, демократичных по цене. Главным плюсом пластинчатой пружины считается её небольшая высота, что позволяет увеличить высоту фильтроэлемента, а следовательно, увеличить площадь фильтрующей бумаги и грязеемкость фильтра. Кроме того, при использовании высокой цилиндрической пружины возникает вероятность её смещения внутри фильтра и перекоса фильтроэлемента. Впрочем, пока цилиндрическая пружина встречается в конструкции и довольно именитых фирм.

 

Пружины в виде пластины обнаружены в фильтрах: Mann, VIC, Lynx, Micro. Все прочие производители используют цилиндрическую пружину. Хочется обратить внимание на пружину фильтра TopFils. На ощупь данная пружина в разы мягче, чем у остальных фильтров.

 

Противодренажный клапан

Зачем нужен этот клапан, мы уже пояснили выше. Конструктивно он представляет собой небольшое резиновое кольцо с широкими краями, которые закрывают отверстия в чашке фильтра. Резинка должна быть довольно эластичной, не подверженной замерзанию, и выдерживать высокую температуру. Кроме того, она должна быть маслостойкой. В рамках визуального анализа мы можем оценить эластичность резинки, качество её прилегания к крышке фильтра.

 

По этим двум параметрам наиболее высокую оценку заслужили резинки фильтров: Mann, Skymet, VIC. Противодренажные клапаны этих фильтров имеют широкие края, закрывая с хорошим запасом пропускные отверстия к крышке фильтра. Резина, из который они изготовлены, очень эластичная. Клапан фильтра Mann и вовсе изготовлен из силикона, который славится своими температурными и противоизносными свойствами.

 

Неприятное впечатление оставил противодренажный клапан фильтра BIG – сама резинка довольно жесткая, а её края имеют неровности, через которые масло может вытекать из фильтра. То есть после долгой стоянки в таком фильтре может совсем не остаться масла. Но самый большой сюрприз ожидал нас внутри фильтра Fiaam. Резинка противодренажного клапана этого фильтра не имеет пружинящих свойств. Она плоская, в то время как у всех остальных производителей она сделана в виде пружины. Чтобы прижимать резинку к крышке фильтра, производитель фильтров Fiaam использует пластинчатую металлическую пружину. Однако качество прилегания пружины к крышке фильтра не выдерживает никакой критики. Как мы ни старались плотно придавить резинку к крышке, ничего не получилось. В общем, у нас остались очень большие сомнения относительно того, что масло сможет в течение длительного времени удерживаться внутри такого фильтра при заглушенном двигателе.

 

Крышка фильтра и уплотнительное кольцо

У всех производителей крышки одинаковы, за исключением фильтров Mann и Fiaam Все производители используют сварку. В Mann Filter и Fiaam используется завальцовка, благодаря которой на обратной стороне крышки отсутствуют точки сварки. Кроме того, корпус фильтра Mann в месте присоединения к крышке фильтра имеет специальные грани. Это сделано специально - для того чтобы при накрутке фильтра с большим усилием исключить опасность проворачивания корпуса фильтра вокруг фильтра.

 

Что же касается формы уплотнительного кольца, то среди экспертов до сих пор нет однозначного мнения относительно того, какая лучше. Одни отстаивают круглую резинку, другие отмечают, что прямоугольные лучше. На практике ситуация такая. Резинки прямоугольного сечения используют Mann и Fiaam. Причем толщина резинки Mann намного больше, а сама она гораздо эластичнее, чем у Fiaam. Впрочем, делать из этого какие-либо далеко идущие выводы мы не станем, поскольку безосновательно утверждать, что данная форма резинки не обеспечивает должной герметичности, -  было бы неправильно.

 

Выводы: 

Конструктивно более дорогие фильтры конечно отличаются от фильтров эконом-класса. Это находит отражение практически во всех элементах фильтров. Тем не менее, и среди «середняков» есть как явные лидеры, так и аутсайдеры, которые не только используют не самую современную конструкцию, но и не могут похвастать высокой производственной культурой. К какой группе отнести каждого участника данного исследования, вы можете решить и сами, если внимательно посмотрите на итоговую таблицу.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Амортизаторы CTR: «оригинал» на рынке запчастей

Множество брендов предлагает амортизаторы, так называемого, «оригинального...

4 июл 2022 в 11:47

Подробнее >
Photo

Импортозамещение в автопроме. Основные условия и направления развития.

Как российскому автопрому не повторить ошибок. Основные условия и  направления...

31 май 2022 в 08:10

Подробнее >
Photo

БАЗАЛЬТ производит российские гидроцилиндры на замену западным! Эксклюзив для владельцев отечественной «классики».

ООО "Кедр-Автомотив" производит российские гидроцилиндры на замену импортным для...

5 май 2022 в 17:29

Подробнее >