+79139857900

Формула идеального микроавтобуса

16 мая 2013 в 13:45

Вошедшие в жизнь горожан маршрутные такси стали неотъемлемой частью транспортных парков пассажирских автопредприятий. Если еще десять лет назад главной маршруткой страны была модель Горьковского автомобильного завода «Газель», то сейчас на городских и пригородных маршрутах видимое разнообразие пассажирских автомобилей от самых разных производителей. Наш корреспондент выяснил сильные и слабые стороны самых распространенных моделей микроавтобусов и вывел формулу идеального маршрутного такси для крупного города.

Материал подготовлен при поддержке СРО НП «Транспортный Союз Сибири»

В 2012 году пассажиропоток на общественном транспорте Новосибирска возрос на 12,5% по сравнению с прошлым годом и составил более 1,1 млн человек в сутки. В столице Сибири по объему перевозок пассажиров доминируют автобусы, а по количеству единиц транспорта превалируют маршрутные такси – 67% от всего подвижного состава Новосибирска. Однако на их долю приходится только 14% пассажиров в сутки. Парк автотранспортных предприятий Новосибирска не слишком отличается от аналогичного парка других крупных городов страны. В основном по городским дорогам Новосибирска курсируют отечественная «Газель», европейский микроавтобус Ford Transit и французская модель Peugeot Boxer. Какая из этих маршруток наиболее оптимальна для организации перевозок пассажиров в крупном мегаполисе – вопрос спорный. Крупные игроки на рынке перевозок в первую очередь выбирают модели зарубежных марок. В Новосибирске наибольшей популярностью у них пользуется Ford.

«Сегодня лучше других себя зарекомендовали машины модели Ford Transit. Уже первые автомобили были адаптированы к нашему потребителю. Они имели кондиционеры, что в сибирских условиях немаловажно», – утверждает председатель правления СРО НП «Транспортный Союз Сибири», директор крупнейшего пассажирского предприятия МУП «ПАТП № 5» Валерий Ильенко.

Он с сожалением замечает, что неоднократно обращал внимание отечественного производителя на отсутствие данной опции, но тот, по его словам, и сегодня не может предоставить комфортные и безопасные автобусы малого класса.

С Валерием Ильенко соглашается руководитель другого автотранспортного пассажирского предприятия Виктор Энчеев, который также назвал Ford оптимальной маркой микроавтобуса для городских маршрутных перевозок. Энчеев указывает на то, что это единственная модель, где «сходятся в одной точке» три показателя: «цена», «качество», «комфортность», что немаловажно для пассажирского транспорта. Действительно, Ford Transit имеет 25 мест, и именно это подкупает предпринимателей.

«Однако пассажиры часто жалуются на большую скученность сидений и неудобство их размещения в салоне. По мнению других экспертов, это может сыграть негативную роль в случае аварии на дороге. Расположение сидений в Ford Transit не благоприятствует безопасной езде» — считает директор пассажирского предприятия «Автолига» Виктор Смышляев.

У первых микроавтобусов Ford Transit, появившихся на дорогах города в 2006–2007 годах, были неполадки в механизме дверей, и предусмотрена одна только печка. Однако сегодня эти проблемы устранены.

Еще одно распространенное маршрутное такси зарубежной марки – Peugeot Boxer. Эта французская модель появились в нашем регионе в 2010 году и пользуется большой популярностью благодаря своему высокому комфорту и дизайну, а также приемлемой для перевозчиков стоимости. Популярность микроавтобусов Peugeot Boxer у автоперевозчиков обусловлена рядом важных технических характеристик и качеств этой модели. В нем 18 пассажирских сидений, в том числе два в кабине. Дизайн и оснащение разработаны при участии официального дистрибутора марки «Пежо Ситроен Русь». На модель установлен тяговитый с низов экономичный дизельный двигатель. Салон имеет поперечное правильное четырехугольное сечение. Нет присущего многим одноклассникам сужения в верхней части кузова. Также благодаря переднеприводной конструкции внутренняя высота кузова у Peugeot обеспечивает высоту салона, соответствующую нормативам, действующим в РФ. Более того, задняя ось имеет односкатную ошиновку, - колесные арки намного компактнее по ширине, полезный объем салона значительно увеличился, появилась возможность разместить пассажирские сидения вдоль бортов.

Отличительной чертой микроавтобусов является в частности две сдвижные форточки, вентиляционный аварийный люк, реечный электропривод открытия сдвижной двери в базовой комплектации.

Еще одна особенность маршруток Peugeot Boxer - огромные бамперы. Таким конструкциям не страшны «швартования», материал достаточно эластичен, хотя и очень прочен. Причем оба бампера сделаны сегментальными — при повреждениях, например, одного угла, меняется только соответствующий элемент.

Сиденья оснащают инерционными ремнями безопасности с трехточечным креплением, причем, заметим, не так много в России производителей, оснащающих микроавтобусы сертифицированными сиденьями с такими ремнями.

 Константин Шляховский, руководитель предприятия «БП Транзит»:

«Эксплуатация микроавтобусов Peugeot Boxer была начата в 2010 году. Модель себя очень хорошо зарекомендовала, с тех пор наш автопарк пополняем только маршрутками этой марки. Был момент, когда хотели приобрести микроавтобусы IVECO, но не решились, поскольку в Новосибирске нет фирменного сервиса марки. Сервисное обслуживание для нас очень важный фактор, для того чтобы обеспечить высокий коэффициент выхода подвижного состава на маршруты. Микроавтобусы мы обслуживаем в фирменном центре Peugeot. Никогда не бывает проблем с запчастями, оперативно устраняются поломки машин.За четыре года работы микроавтобус Peugeot Boxer показал себя как надежный и неприхотливый микроавтобус. У нас не было ни одного случая, когда бы лопнуло колесо, несмотря на то, что задняя ось односкатная. Механизм открывания двери прост и надежен. На мой взгляд, главное достоинство микроавтобусов Peugeot – удобный просторный салон. Сидящим пассажирам не тесно, учитывая, что, как правило, многие едут с сумками и тележками».

 Есть ли маршрутка в своем отечестве?

Однако ряд перевозчиков отмечает плюсы отечественной модели – еще бы, ведь стоимость «Газели» составляет всего 697 тыс. рублей. Это в два раза ниже стоимости микроавтобусов зарубежных марок! Виктор Смышляев, директор пассажирского предприятия «Автолига», также особо отмечает ценовой уровень микроавтобусов Группы «ГАЗ». В его автопарке 15 маршрутных такси, и практически все отечественной марки.

«При выборе модели маршрутного такси нужно руководствоваться пассажиропотоком, который имеется на маршруте. Если через ваш маршрут проходит большой пассажиропоток – почему бы не поставить Peugeot Boxer или Mercedes Sprinter. Если маршрут не очень оживленный – на мой взгляд, вполне достаточно и «Газели», – считает Виктор Смышляев.

Лишь на отдельных напряженных маршрутах зарубежные модели микроавтобусов смогут принести прибыль своему владельцу.

«Как владельцу бизнеса, мне важно, чтобы купленная машина быстро выходила в стадию окупаемости, и что с ней станет после нескольких лет эксплуатации на наших дорогах?» – задает риторический вопрос руководитель «Автолиги».

К слову, законодательство региона ограничивает срок эксплуатации маршрутного такси пятью годами для города и 10-ю – для области. После этого срока большинство перевозчиков успешно перепродают свои машины.

Кроме владельцев небольших автопарков, которые зачастую не могут себе позволить Ford Transit или Peugeot Boxer, отечественный микроавтобус часто приобретается по итогам городских тендеров для нужд муниципальных служб и организаций. Представитель компании «Росавто» отмечает:

«Основные наши клиенты – муниципальные учреждения: детские организации, медицинские предприятия. Они покупают наши машины для перевозки своих сотрудников и выполнения своих функций».

Есть у «Газели» очевидные преимущества, которые отмечают абсолютно все перевозчики – микроавтобус, безусловно, обладает высокой ремонтопригодностью.

«100%­ная доступность запчастей, их цена, простота в ремонте – это очевидные плюсы отечественной маршрутки», – отмечает Виктор Елфимов, главный механик автотранспортной компании «ООО Регион­Автоцентр».

Однако у «Газели», выпускавшейся в последние годы, есть и очевидные недостатки. Одно из слабых мест – система охлаждения автомобиля. Основные проблемы эксплуатации возникают в жаркую погоду. Интересно, что два-три года назад таких проблем не было. Устанавливающиеся тогда на отечественный микроавтобус бензиновые двигатели ЗМЗ-405 отлично справлялись со своей работой. Но из-за разногласий между двумя отечественными автопроизводителями – Группой «ГАЗ» и компанией Sollers – их заменили бензиновыми двигателями ульяновского производства. В последние годы ГАЗ устанавливает двигатели УМЗ-4216, и проблемы с охлаждением стали возникать с завидной периодичностью.

«Вентилятор охлаждения работает от оборотов двигателя. Когда машина стоит летом в пробке, число оборотов двигателя снижается, и охлаждение становится неинтенсивным», – рассказывают в «Росавто».

Перевозчики нашли выход из этой проблемы – они меняли радиатор на трехрядный увеличенного объема. Иногда водитель механически увеличивает число оборотов, и двигатель перестает перегреваться. В «Росавто» отмечают:

«С 2013 года в «Газель» устанавливают иной тип двигателя. Компьютер регулирует систему охлаждения автоматически и повышает число оборотов до нужного уровня без участия водителя».

В качестве альтернативы предлагается модель отечественного микроавтобуса, на которой в качестве силового агрегата устанавливается дизель. Правда, она и стоит дороже – 840 тыс. рублей. Дизельный двигатель Cummins собирается в Китае по американской лицензии. Уровень его надежности выше отечественных аналогов, в том числе и отечественного бензинового двигателя УМЗ-4216. С 2010 года дизельные двигатели по заказам все чаще начали устанавливать на отечественные микроавтобусы.

Несмотря на потерю монопольного положения отечественного микроавтобуса на рынке маршрутных такси несколько лет назад, все опрошенные нами эксперты предсказывают ей «второе дыхание». Это связано с выходом в свет новой модели – «Газель Next». Почти все крупные перевозчики, имеющие автопарк, состоящий из зарубежных машин, испытывают к ней большой интерес.

«Насколько я знаю, недавно был выпущен автомобиль «Газель Next», но пока только грузовой вариант. Если нас устроят параметры грядущей пассажирской модели, мы купим ее», – уверяет председатель правления СРО НП «Транспортный Союз Сибири», директор крупнейшего пассажирского предприятия МУП «ПАТП № 5» Валерий Ильенко.

Ряд опрошенных нами экспертов отмечает, что, несмотря на то, что Ford и Peugeot экономичнее и комфортнее, владельцы транспортных предприятий присмотрятся к микроавтобусу «Газель Next». Если их устроит количество мест и качество, то при нынешнем уровне сервиса и его стоимости ей «цены не будет», говорят предприниматели.

 Вячеслав Быков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами автосалона «Renault-Автомир» (Новосибирск):

«Сегодня на отечественном рынке в качестве пассажирского автомобиля класса LCV представлен Renault Traffic. Этот микроавтобус рассчитан, в зависимости от конфигурации, на перевозку восьми­девяти пассажиров. Renault Traffic востребован, прежде всего, корпоративными заказчиками, среди которых есть и государственные структуры. Микроавтобус используется для трансфера сотрудников компании, когда недостаточно одного или двух легковых автомобилей. Сейчас французская автомобилестроительная компания Renault активно продвигает на отечественном рынке легких коммерческих автомобилей большой фургон Master. Это один из лидеров рынка LCV в Европе. Секрет успеха модели Renault Master в том, что она выпускается в трех вариантах колесной базы и с разными по объему фургонами – от 9 до 14 куб. м. Модель имеет задний или передний привод, экономичный дизельный двигатель объемом 2,3 л, развивающий мощность до 125 л.с. В нашем регионе интерес к этой новинке оказался высоким, поскольку этот коммерческий автомобиль удовлетворяет требованиям грузоперевозчиков к современному надежному и экономичному транспортному средству. Он адаптирован к эксплуатации в российских условиях, имеет различные опции. У Renault Master хороший потенциал на рынке, и это уже не требует доказательств. Сейчас завершены переговоры с двумя отечественными предприятиями по организации выпуска на базе Renault Master пассажирских маршрутных микроавтобусов, а также других спецверсий автомобиля – санитарного, инкассаторского и др. В конце лета автопроизводитель планирует вывести на рынок новый маршрутный микроавтобус. Пока рано говорить о его преимуществах или недостатках, но учитывая интерес к фургонам Renault Master, можно сказать, что и пассажирская версия займет достойное место в парках автоперевозчиков».

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Что вытянет КАМАЗ в будущее

Камский автомобильный гигант входит в мировой ТОП-20 крупнейших производителей...

6 янв 2020 в 15:38

Подробнее >
Photo

Вытянут ли новые тягачи МАЗ в России

Белорусский автопроизводитель выбрал многовекторную стратегию. Он не только пытается...

28 окт 2019 в 07:31

Подробнее >
Photo

Сможет ли минский фургон потеснить Газель NEXT

Цельнометаллический фургон и микроавтобус марки «МАЗ» вскоре появятся на...

9 май 2019 в 15:21

Подробнее >