Недавно наш канал рассказал о проблеме создания национальной платформы, которую поднимают в коридорах власти. Причина появления этого вопроса заключается в том, что существует риск повторения ситуации весны 2022 года, поскольку к такому развороту событий не готова отечественная отрасль автостроения. В стране еще остался конструкторский потенциал, который бы мог решить поставленную задачу - ведь платформу автомобиля Aurus эти специалисты смогли осилить.
Правда, данную гипотетическую модульную российскую платформу ориентируют для перспективных автомобилей размерных классов C, D и E (седанов и кроссоверов), иными словами - в старшие по автомобильной иерархии классы. В свою очередь, такой проблемы нет для отечественных автомобилей АвтоВАЗа, традиционного игрока размерного класса В и В+. Наоборот, даже наблюдается их «переизбыток».
На повестке дня самого крупного российского автопроизводителя, напротив, должен стоять вопрос унификации платформенного разнообразия. Однако из-за сложившейся экстремальной ситуации данный вопрос не стоит в повестке для руководства отечественного автопроизводителя и отодвинут далеко на неопределенную перспективу.
Напомним, сегодня российский автогигант выпускает автомобили на пяти (!) платформах. Это для такого небольшого предприятия по меркам глобального автопрома очень много и несет риск неоправданных затрат. Напротив, мировой тренд состоит в унификации платформ и создания на их базе большого числа моделей. Традиционно приводят пример, когда на модульной платформе MQB немецкой группы Volkswagen создано 43 модели автомобилей марок Audi, Volkswagen, Skoda, Seat, Cupra. Если углубиться в изучение платформ других автопроизводителей, также обнаружится, что одна платформа является базовой для нескольких десятков автомобилей разных брендов, входящих в автомобильный конгломерат.
На самом деле, платформенное разнообразие АвтоВАЗа фактически это зримый результат этапов большого исторического пути, прошедшего российским автозаводом. На каждом из этих этапов в производственной программе появлялся автомобиль, либо семейство автомобилей на определенной платформе. Как отмечено выше, суммарно их насчитывается пять – от сильно морально устаревших до относительно современных.
К числу морально устаревших, которую пора отправлять в историю, это несомненно ВАЗ-1118, которая является развитием платформы Gamma. Напомним, что она ведет отсчет с 80-ых годов прошлого века, когда на ней было построено первое семейство переднеприводных автомобилей ВАЗ-2108/2109. После всех модернизаций, прошедших за этот срок в несколько десятилетий, ее потенциал фактически исчерпан. Единственное, что держит на конвейере АвтоВАЗа семейство Lada Granta это его бюджетность. Как ранее заявлялось топ-менеджерами АвтоВАЗа, срок выпуска Lada Granta продлен до 2029 года.
В мировом автопроме трудно найти аналогичные примеры долгожительства. Но они есть – это семейство иранских автомобилей Saipa Tiba. Родословная этих популярных иранских простеньких машин идет от модели KIA Pride 1987 года.
Внедорожная платформа для семейства Нива такая же морально устаревшая, напомним, что в 2027 году Lada Niva отметит полувековой юбилей! Однако внедорожник переживет и этот срок.
Еще одна историческая эпоха началась для предприятия в 2008 году, когда Ростех, компания Тройка Диалог и Renault стали совладельцами АвтоВАЗа - был продан пакет акций французам. Новые владельцы начали проводить новую модельную политику. И одним из первых на Линии №1, или как тогда его называли конвейере Альянса, появился автомобиль Lada Largus.
Затем на этой производственной линии появятся другие автомобили на французской платформе В0 – Lada Xray, Renault Logan, Renault Sandero, Nissan Almera. В конце концов из этого букета останется только универсал и фургон Largus. Перезапуск этого локализованного автомобиля состоялся 15 мая с.г. на заводе «Лада Ижевск». Как известно, между Тольятти и Ижевском состоялся обмен – семейство Lada Vesta переехало на главную производственную площадку в Тольятти, а выпуск Largus, соответственно, в Ижевск. Стоимость переезда составила 2 млрд руб.
Когда в 2015 году на свет появилась Lada Vesta возникали иллюзии, что отечественная платформа Lada B/C, на которой построена новинка, может оказаться одной из перспективных архитектур франко-японского альянса Renault-Nissan. Но в Париже, в штаб-квартире Renault Group даже не допускали мысли о таком ходе развития. Поэтому фактический уход зарубежного совладельца в мае 2022 года вдохнул в Lada B/C вторую жизнь. Уже сегодня, когда начались работы над городским кроссовером на данной платформе приходится вносить ряд изменений в архитектуру.
Впрочем, самой современной автомобильной платформой российского АвтоВАЗа является локализованная французская архитектура CMF-B-LS, на которой будут развивать перспективное семейство Lada Iskra. Общие вложения в данный проект оценивают в 37 млрд руб. По сегодняшним меркам не такие большие деньги для мировой автоиндустрии – около 370 млн евро. Но поскольку все технические решения уже разработаны, то большая часть средств вложена в локализацию. Если бы пришлось все на АвтоВАЗе разрабатывать с нуля, то результат оказался бы в несколько раз дороже.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz