+79139857900

Год низкого рынка

10 марта 2021 в 20:20

Прошлый 2020 год войдет в новейшую историю авторынка страны как начало этапа формирования новой реальности. Поэтому важно зафиксировать его основные вехи и характеристики. Об этом шел заинтересованный разговор специалистов и аналитиков автобизнеса на ежегодном форуме ForAuto-2021. 

Каждый спад на автомобильном рынке Российской Федерации был вызван различными причинами. Но только один фактор остается неизменным – практически прямая зависимость уровня продаж новых автомобилей от мировых цен на «черное золото». Так и нынешний спад был вызван обвалом нефтяных котировок. На конференции ForAuto 2021, которую организовало аналитическое агентство «Автостат», был дан исчерпывающий анализ текущей ситуации на авторынке РФ, а индикаторы показали, что несмотря на спад, формируется новая реальность и новые конфигурации будущего.

Сегодня в мировом рейтинге российский авторынок занимает 10 место по итогам прошлого года (диаграмма 1) (обычно РФ в череде последних 6-7 лет оказывалась за пределами ТОП-10 крупнейших рынков мира). Его попадание в 2020 году в первую десятку – это стечение разных обстоятельств. Во-первых, как известно, спад продаж на российском авторынке  составил около 9%. В то же самое время показатели отрицательной динамики в таких странах как Канада, Италия, Мексика оказались намного больше. Именно по этой причине российскому авторынку удалось сразу на несколько ступенек подняться в мировом топ-листе. Насколько данный подъем, основанный на глубоком падении других авторынков, неслучаен, покажут результаты текущего года, когда начнется восстановление продаж на крупнейших рынках мира.

Таким же образом можно оценивать и четвертое место РФ среди европейских авторынков. Сильное снижение продаж, более чем на четверть, рынка Италии, помогло вывести результат РФ на более высокое место, а также резко сократить разрыв с другими ведущими странами – Великобританией, Францией и ФРГ. Как известно, европейские рынки наиболее сильно пострадали от различных ограничительных мер во время пандемии прошлого года. Однако будущее авторынка РФ неопределенное, поскольку в экономике страны отсутствуют причины для реального прорыва и роста благосостояния граждан. Не стоит надеятся, что РФ наконец-то вырвалась из второй десятки стран по продажам новых автомобилей. Результаты 2020 года вряд ли будут закреплены в последующие пять лет. Это и есть та самая новая реальность. А ведь еще 10 лет назад России прочили в перспективе титул самого крупного автомобильного рынка Европы. 

transervice_02_CMYK-161

 

Дно с сюрпризом

В прошлом году в Российской Федерации (по данным Автостат) было продано 1,49 млн новых легковых автомобилей. Таким образом, если посмотреть назад, то авторынок откатился в 2015 год. Если вспомнить тот год, то его результаты оказались просто катастрофическими, поскольку  годом ранее (в 2014-м) в России было продано 2,34 млн автомобилей. Последующий рост продаж в 2017-2018 гг. даже нельзя назвать восстановительным, поскольку в новой реальности потребуется длительный период для того, чтобы уровень продаж достиг знаковой цифры в 2 млн автомобилей (диаграмма 2).

 Но вернемся к оценке отечественного авторынка. Сегодняшний его потолок, как показывают графики диаграммы, составляет суммарно около 7 млн как новых, так и подержанных автомобилей. В свою очередь, в прошедший «высокий» период 2012-2013 гг., эта цифра повышалась до уровня 8,3 - 8,5 млн автомобилей. При этом соотношение между новыми и подержанными составляло в те тучные годы один новый к двум подержанным, либо чуть более -  1 к 2,6. В 2019 году оно составило один новый к 3,3 подержанным, а в прошлом году на один новый легковой автомобиль приходилось в среднем 3,7 подержанных авто.

При этом денежная емкость рынка автомобилей существенно выросла в абсолютных значениях. Если в 2012 году при уровне продаж 2,76 млн новых автомобилей и средней цене автомобиля в 848,1 тыс. руб. показатель емкости российского авторынка составил 2,34 трлн руб., то в прошлом году при 1,49 млн проданных легковушек он вырос до 2,5 трлн руб. Данное повышение произошло по двум причинам.

Первое, это конечно рост цен на автомобили в дилерских центрах. В декабре 2020 года средняя цена легкового автомобиля составила 1 683,4 тыс. руб. Эта цена, номинированная в рублях практически в два раза выше, чем в 2012 году. Но на росте цен сказался процесс девальвации национальной валюты страны, который проходил в несколько этапов. 

Если анализировать данный повышательный тренд, то с 2014 года получается интересная картина. Это был знаковый год, когда цены на черное золото начали движение вниз. Следом за ними началась девальвация национальной валюты. Это привело к негативным последствиям, сказавшимся на динамике и характеристиках автомобильного рынка страны. За этот 6-летний период средний ценник вырос на 67,7%, а курс доллара за этот период вырос на 96%, евро – на 84%, японская иена на 102%, а китайский юань на 83%. Получается, что автомобильные цены в 2020 году пока не обогнали в динамике  официальные курсы зарубежных валют. О чем это свидетельствует? Только об одном – о предстоящем росте цен на автомобили.

Впрочем, пока нефтяные цены с нового года находятся в комфортной зоне – баррель стоит более $60. Как долго продлится эта ситуация? Если хотя бы в течение нескольких месяцев, то рынок по итогам 2021 года может показать рост. Но опять же, при условии отсутствия жестких ограничительных мер, которыми характеризовался прошлый год.

 

transervice_02_CMYK-181

География спада

На конференции ForAuto-2021 был глубоко рассмотрен региональный аспект развития российского авторынка. Как оказалось, географические различия между федеральными округами и регионами очень существенны. С течением времени эти различия не преодолеваются и далеки от нивелирования. В среднем по РФ соотношение продаж новых автомобилей и автомобилей с пробегом сейчас составляет 1 к 3,7, но данный показатель изменяется от региона к региону. Фундаментальной причиной таких региональных различий является различие в платежеспособности населения федеральных округов. Если в Москве на 1000 жителей пришлось 15 проданных новых автомобилей, то в регионах Северо-Кавказского округа в среднем 4 новых автомобиля. Впрочем, низкий показатель продаж новых машин не везде обусловлен низкими доходами. Так, в Сибири и на Дальнем Востоке, где в прошлом году продажи новых легковых автомобилей составили 6 и 3 автомобиля на 1000 жителей соответственно, существенным компонентом  региональных авторынков уже длительное время являются подержанные автомобили,

Год снизившихся сетей

Принятые ограничительные меры нанесли серьезный удар по официальным дилерам. В целом количество дилерских центров (ДЦ) в РФ снизилось с 3 370 в начале 2020 года до 3 210 в январе текущего года. Общий баланс – минус 161 дилерский центр. При этом закрылось 513 ДЦ, но в то же время даже в этот неблагоприятный для бизнеса  год было открыто 353 новых дилерских центров. Это объясняется тем, что у ряда дилеров завершилось возведение шоурумов, начавшееся в позапрошлом году.

Говоря о сокращении дилерских сетей, следует отметить, что наибольшее их число пришлось на марки, которые покинули российский автомобильный рынок. Так, было сокращено 122 ДЦ марки Chevrolet - дилера совместного предприятия GM-АвтоВАЗ. В центрах велись продажи выпускавшегося этим СП автомобиля Chevrolet Niva. После покупки завода, этот внедорожник переименован в Lada Niva Travel и продается в дилерской сети отечественной марки Lada. Также на 38 ДЦ сокращена сеть китайской марки Hawtai, на 35 ДЦ - марки Lifan, на 23 – ушедшей в историю японской марки Datsun.

Но в то же время произошел весьма впечатляющий прирост дилерской сети ряда китайских марок. Наибольший прирост на российском рынке показали марки Chery (+34 ДЦ), Changan (+34), Geely (+20), Haval (+18).

Впрочем, дилерские сети ведущих игроков российского авторынка отличались стабильностью. На начало текущего года сеть отечественной марки Lada насчитывала 299 ДЦ и была крупнейшей в РФ. Не менее крупными были сформированы дилерские сети двух корейских марок – KIA (199) и Hyundai (190). Также весьма широкой была сеть французского бренда Renault (152) и Volkswagen (128). Именно широкое развитие дилерской сети по территории страны является одним из ключевых факторов успеха этих брендов на российском авторынке.

 

«Китайцы» идут напролом

Расклад лидеров отечественного авторынка интересен с несколько иных позиций. Было заострено внимание на ТОП-15 марок. Это первый и второй эшелон «игроков» российского автомобильного рынка. Примечательно, что суммарно на них приходилось 91,5% объема продаж в РФ,  в прошлом году или 1 358 тыс. автомобилей. На оставшиеся более четырех десятков марок приходится доля в 8,5%. К этому числу относятся марки, которые можно отнести к третьестепенным и не играющим сколь-нибудь значительной роли «игрокам» в российском автомобильном раскладе. Некоторые из них, учитывая объемы продаж в несколько сотен или даже тысяч автомобилей, фактически присутствуют только номинально (диаграмма 3).

Однако в столь трудный для рынка период, в верхнем эшелоне игроков российского авторынка возникают интересные тренды. Из самых знаменательных укажем резкое улучшение позиций чешской марки Skoda. Она обогнала в табеле о рангах такую популярную марку как японский бренд Toyota. Чешский бренд единственный в первой десятке показал прирост продаж в тяжелейший для авторынка год. Также в первой десятке сохранили свои позиции два премиум-бренда  — BMW и Mercedes-Benz.

Но настоящей сенсацией прошлого года на российском авторынке стали китайские марки. Такой динамичный китайский бренд как Haval даже смог войти в рейтинг ТОП-15 самых популярных автомобильных марок в РФ. На 16 и 18 местах обосновались другие бренды из Поднебесной - Geely и Chery.    

 transervice_02_CMYK-17

Перегруппировка классов

На фоне падающего рынка продолжается перегруппировка сегментов и размерных классов. На это стоит обратить внимание, поскольку достаточно четко проявились тревожные симптомы. Происходит «усыхание» сразу нескольких сегментов  автомобильного рынка. Это касается легковых автомобилей размерных классов А, С, D, E, F и пикапов. Падение их продаж больше, чем в среднем по рынку. Соответственно уменьшается их рыночная доля. И это не самый хороший признак. Поскольку сокращающийся спрос на такие автомобили не позволит развернуть их локальное производство на территории РФ. Соответственно, сокращение продаж таких машин будет приводить к печальным последствиям – они пропадут из автосалонов, поскольку автопроизводители их просто перестанут поставлять в страну.

Очень сильно «усыхает» размерный класс С (гольф-класс). Он просел на целых 30,7% к 2019 году и уступил свое третье место автомобилям старшего сегмента размерного класса D. Стоит вспомнить, что годом ранее С-класс также демонстрировал отрицательный результат по отношению к 2018 году (-22,9%). Это долговременный тренд. В результате представленность автомобилей в этом популярном для мирового рынка сегменте снижается. В прошлом году российский рынок в этом классе недосчитался таких моделей как Mazda 3 и Geely Emgrand, а годом ранее и Ford Focus. Другие размерные классы не имеет смысла рассматривать из-за их малочисленности. Фактически они микроскопичны, и тенденции на них характеризуются высокой отрицательной динамикой.

Тем не менее, еще раз придется подчеркнуть, что российский авторынок держится на двух «столпах» – автомобилях размерного класса В и автомобилях класса SUV. На последний приходится более 48% рынка, или 720,8 тыс. автомобилей. При этом данные классы автомобилей сохраняют стабильные продажи – динамика хотя отрицательная, но значительно лучше среднерыночной (таблица 1).

transervice_02_CMYK-18 

Кроссоверный рынок

Сегодня на российском авторынке происходит процесс «кроссоверизации». Именно данный класс автомобилей стал не только самым популярным, но и уверенно увеличивает свою рыночную долю. Уже не за горами то время, когда на внедорожный сегмент будет приходиться более половины российского рынка новых автомобилей. Сегодня в данном классе автомобилей расклад такой. На массовый сегмент приходится 86% продаж, в свою очередь на премиум – 14%. Полноприводные автомобили класса SUV составляют более 68% от всего объема продаж в 2020 году, на переднеприводные приходится почти 32%.

Этот класс автомобилей с повышенным клиренсом, имеющих одно общее название, на самом деле неоднороден. Его можно разделить на размерные классы, как делят на классы обычные легковушки. У аналитиков авторынка принята классификация деления на четыре размерных класса - SUV (B), SUV (C), SUV (D) и SUV(E).

К классу SUV(C) принадлежат расположившиеся в топе такие популярные внедорожники  как Toyota RAV4, VW Tiguan, KIA Sportage, Hyundai Tucson и др. Они заняли почти половину сегмента SUV. И еще одна характеристика этого класса машин. Здесь самое большое предложение на российском авторынке. Автопроизводители предлагают сразу 51 модель (!) кроссоверов из 135 в этом классе. Да и спрос на них не упал в прошлом ковидном году – продано 316 тыс. автомобилей. По сути это второй по размерам класс российского автомобильного рынка. Первым, как известно, являются легковые автомобили размерного класса В+, их было продано 558,9 тыс. штук.  

В классе SUV(B) предложение вдвое меньше, всего 24 модели. Их было меньше реализовано – 204 886 штук. Среди них такие бестселлеры как Hyundai Creta и Renault Duster. К этому классу относят и Lada 2121 Niva.

В классе SUV(D) представлено 37 моделей, а лидерами продаж в РФ автомобилей этого класса являются Skoda Kodiaq, Mitsubishi Outlander, UAZ Patriot  и др. Таких машин продано 131 526 штук. В следующем сегменте SUV (E) (самых больших кроссоверов) автопроизводители предлагают 39 моделей. Но поскольку автомобили тут дорогие и часто относятся к премиум-сегменту объемы продаж невелики – 68 тыс. единиц.   

transervice_02_CMYK-191

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >