+79139857900

Городской транспорт СФО. Запрос на качество

19 апреля 2013 в 13:32

Проблема улучшения качества обслуживания населения городским общественным пассажирским транспортом довольно остро стоит в городах Сибирского федерального округа. Обеспечение высокой мобильности горожан, решение экологических и социальных вопросов, доступность и качество пассажирского транспорта влияют на мнение горожан об эффективности работы органов власти. Какие мероприятия были реализованы в прошлом году в городах Сибири, какие масштабные задачи стоят перед отраслью городских перевозок совместно с Ассоциацией сибирских и дальневосточных городов выяснила редакция нашего издания.

 

 

Сегодня муниципальные власти городов СФО разрабатывают систему мер по повышению качественного обслуживания пассажирского транспорта. Создание новой схемы маршрутной сети городов, упорядочивание конкурсных процедур на право допуска к осуществлению маршрутных перевозок, создание системы качественных показателей оценки перевозчиков, использование спутниковой системы для управления и диспетчеризации работы городского пассажирского транспорта, а также обновление подвижного состава муниципальных транспортных предприятий – эти и другие меры стали главными в деятельности муниципальных органов власти СФО в прошлом году.

Так, в рамках проводимых мероприятий в СФО по повышению эффективности системы управления городским пассажирским транспортом в 2012 году департаментом транспорта Администрации города Омска разработан проект городской маршрутной сети регулярных перевозок пассажиров. Утверждена новая единая маршрутная сеть регулярных перевозок пассажиров (включающая 215 автобусных, 10 троллейбусных и 6 трамвайных маршрутов).

Единая маршрутная сеть городского транспорта предполагает замену 3500 маршрутных такси на 1067 автобусов большого класса (в соотношении 3 маршрутных такси на 1 автобус большего класса).

Внедрение единой маршрутной сети позволит значительно разгрузить транспортную сеть города Омска, увеличить общую провозную способность общественного транспорта, повысить уровень безопасности дорожного движения и качества обслуживания пассажиров.

Установлен новый порядок допуска перевозчиков на маршрутную сеть города Омска, критерии конкурсного отбора и порядок заключения с перевозчиком договора об организации и осуществлении перевозок пассажиров транспортом общего пользования.

В феврале 2013 года были подведены итоги и объявлены победители открытого конкурса, одним из критериев которого является вместимость подвижного состава, имеющегося у перевозчиков.

 

Всеобщая информатизация транспорта

Масштабная работа по оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС подвижного состава городских парков СФО стартовала в 2012 году. Согласно действующим нормативным правовым актам, подлежат оснащению еще около 150 тысяч автобусов и 22 тысячи транспортных средств, перевозящих опасные грузы.

В Новокузнецке в конце июня 2012 года был запущен в действие аппаратно-программный комплекс автоматизированной навигационной системы диспетчерского управления и обеспечения безопасного функционирования пассажирского транспорта на основе технологий навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС. В ходе его внедрения было установлено серверное оборудование, создан единый диспетчерский центр. Проведена реконструкция существующих помещений МКП ОПП, организовано 8 рабочих мест диспетчеров.

Оборудованы и подключены к единому диспетчерскому центру 243 автобуса, выполняющие муниципальный заказ, и 418 автобусов индивидуальных предпринимателей, работающие на городских маршрутах. Запрограммированы автоинформаторы на 111 автобусах. В 2013 году будет продолжено оснащение подвижного состава горэлектротранспорта бортовыми навигационно-связными терминалами на основе ГЛОНАСС в количестве 167 единиц и подключение их к муниципальному диспетчерскому центру. Будет начата установка остановочных информационно-электронных табло.

 

Энергоэффективная реновация

Городской электрический транспорт является важной составной частью отрасли пассажирских перевозок в городах СФО. Трамвай работает в 16-ти сибирских городах, а троллейбусные маршруты проложены в 12-ти. Трамвайные и троллейбусные парки являются муниципальными унитарными предприятиями. Основными проблемами функционирования городского электрического транспорта в СФО является высокий износ основных фондов: трамвайных вагонов, троллейбусов, трамвайных путей, кабельных и контактных сетей, тяговых подстанций. Так, в МУП «Ангарский трамвай» (г. Ангарск, Иркутская область) степень износа фондов перешагнула за критический порог и составила более 85%. Предприятие эксплуатирует технологически устаревшее оборудование. Однако из-за высокой капиталоемкости инфраструктуры трамвая и стоимости современного подвижного состава, для города, как собственника имущества, является неподъемным обновление и модернизация подвижного состава и трамвайных путей. Объем «отложенных» инвестиций, необходимых для приведения инфраструктуры горэлектротранспорта в соответствие с требованиями нормативных документов и современных достижений науки и техники, сопоставим с годовым бюджетом города. В этих условиях обеспечить стабильную работу и развитие городского электрического транспорта в городе Ангарске возможно только в рамках долгосрочной целевой программы Иркутской области, включающей мероприятия по обновлению трамвайных вагонов, модернизации и ремонту трамвайных путей с использованием современных технологических решений. В программе целесообразно определить минимальный стандарт качества транспортной системы муниципальных образований, который гарантирован государством и поддержание которого будет финансироваться из территориального и федерального бюджетов (при дефиците финансирования из местных бюджетов).

Впрочем, муниципальные предприятия городов Сибири ищут возможности по обновлению и реновации подвижного состава в сотрудничестве с крупными производителями. В 2012 году заключено соглашение о сотрудничестве между муниципальными трамвайными предприятиями г. Новокузнецка и производителем подвижного состава из Белоруссии - заводом ОАО «Белкоммунмаш». В рамках соглашения осуществляется сборка трамваев из нового кузова, изготовленного на ОАО «Белкоммунмаш», и капитально отремонтированных тяговых тележек. В феврале 2013 года первый модернизированный трамвай, собранный в МТП-1, официально введён в эксплуатацию. Всего на 2013 год запланирована сборка 4-х трамвайных вагонов.

Упор на модернизацию подвижного состава горэлектротранспорта сделан в одном из крупнейших городов СФО - Омске. Помимо существенной экономии финансовых средств, целью проводимых мероприятий является совершенствование производства, снижения затрат на электроэнергию эксплуатируемого электротранспорта, улучшения технических характеристик подвижного состава и снижения затрат на его обслуживание. Муниципальным предприятием города Омска «Электрический транспорт» произведен капитально-восстановительный ремонт (КВР) 1 троллейбуса марки АКСМ и 4 трамвайных вагонов КТМ-605 в условиях депо. Самым значимым в модернизации трамвая стало изменение системы управления тяговым двигателем, изготовленной на базе IGBT-транзисторов, благодаря чему экономия электроэнергии на движение по сравнению с реостатно-контакторной системой составляет около 28%.

В планах на 2013 год продолжение работы по КВР подвижного состава с применением энергосберегающих технологий, планируется реновация не менее 4 трамваев и 8 троллейбусов.

Шанс для кардинального обновления подвижного состава городского электротранспорта в городах СФО открывает федеральная программа софинансирования мероприятий субъектов РФ по закупке экологически чистого городского пассажирского транспорта. В 2012 году Министерством транспорта России начата реализация данной программы. 35-ти субъектам Российской Федерации были предоставлены субсидии на сумму в 3,4 млрд. руб., произведена закупка 619 автобусов, работающих на газомоторном топливе, 327 троллейбусов и 177 трамваев.

«В настоящее время Минтранс России подготовил предложения в Правительство Российской Федерации о продолжении аналогичной федеральной программы в 2013 – 2016 годы. Сейчас формируется заявка на основе потребностей 77 субъектов», ­ отметил заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул на заседании координационного совета представителей автомобильного и городского наземного электрического транспорта при Минтрансе РФ, прошедшем 19 марта в Москве.

Газомоторный подвижной состав автобусов одним из первых в Сибири начал эксплуатировать город Братск (Иркутская область). Работы по газификации муниципального транспорта были начаты в 2008-2010 годах в рамках областной программы газификации. В ее рамках выполнена реконструкция бокса для стоянки автобусов, работающих на природном газе, ведется реконструкция второго бокса в Центральном округе. В 2012 году муниципальное автотранспортное предприятие Братска приобрело 10 городских газобаллонных автобусов средней вместимости. В настоящее время в городе Братске на газомоторном топливе ежедневно выходит на линию около 50 автобусов, экономический эффект от использования составил около 10 млн руб. В 2013 году планируется приобретение еще 12 автобусов средней вместимости на газомоторном топливе.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Китайская революция на рынке грузовиков

Почему китайские производители грузовиков нарастили долю на российском рынке

1 мар 2023 в 16:21

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >