+79139857900

Грузовая диагностика с итальянским акцентом

12 января 2012 в 14:45

Вопрос электронной диагностики грузового транспорта стоит сегодня очень остро. Парк современной техники развивается буквально гулливеровскими шагами. С места – в карьер. Уже сегодня очевидно, что сервисная инфраструктура не поспевает за ростом коммерческого автопарка.



Мы привыкли видеть на дорогах старые, потрепанные временем КАМАЗы и МАЗы, которым системный сканер никогда не был нужен. Главное — поддерживать в исправном состоянии топливную аппаратуру. Сегодня даже на отечественной технике мастерам приходится иметь дело с блоками управления двигателем. Американские тягачи, потеснившие на российском рынке «секонд-хэнд» из Европы, считаются не богатыми на электрику, но и их обслуживание без компьютерной диагностики сегодня не представляется возможным. Что же касается европейских автомобилей, то у них диагностике подлежат не только наиболее важные агрегаты (двигатель, КПП, тормозная система), но и многочисленные сервисные системы (круиз-контроль, тормоз-ретардер, климат-контроль) и даже подвеска, подушки безопасности и многое другое. Сегодня доля таких автомобилей на рынке растет очень высокими темпами. Чего уж там говорить, если даже самосвалы из Китая имеют весьма продвинутые электронные системы управления автомобилем. Надеюсь, такое длинное вступление убедило читателя в актуальности выбранной нами темы, и мы перейдем к главному.



На рынке легкового транспорта мы видим большое разнообразие диагностических инструментов самого разного ценового и функционального уровня. Универсальные системные сканеры с функциями мотор-тестера сегодня производит несколько компаний: Sun Electric, Bosch, Gutmann, Carmanscan, Launch, Nextech. Все они широко представлены на российском, в том числе и на сибирском рынке. В сегменте коммерческой техники картина совсем другая. Многие продавцы оборудования отметили, что пока данное направление лишь прорабатывается. Директор компании «ТоргСиб и К» Виктор Соснин заявил, что в его компанию в настоящий момент поступило несколько предложений о том, чтобы представлять такое оборудование на сибирском рынке.

«Мы сейчас анализируем информацию, чтобы выбрать оборудование, наиболее подходящее для нашего рынка и по цене, и по его возможностям. Если легковая диагностика у нас представлена давно и несколькими брендами, то в коммерческом сегменте пока все в стадии становления. Парк техники, которая нуждается в средствах электронной диагностики, пока только формируется. Скорее всего, спрос на диагностическое оборудование для такой техники активизируется чуть позднее» — говорит, Виктор.

В других компаниях региона также отметили, что активность клиентов по диагностике коммерческой техники не высока. Технический директор компании «Импакт-Сибирь» Есен Тюлеубеков объясняет это тем, что буквально до последних двух лет парк грузовиков, даже зарубежного производства, у нас был очень старым.

«Электронные блоки управления появились лишь на тех машинах, которые оснащены топливной системой Common Rail. Ну, и на самых новых машинах, отвечающих экологическим нормам Евро-3, Евро-4, уже, конечно, есть масса электронных компонентов, которые нуждаются в диагностике. Доля такой техники стала расти только в 2006-2007 годах, но она пока, преимущественно, обслуживается на дилерских сервис-центрах, которые имеют дилерское диагностическое оборудование. Соответственно, у независимых станций технического обслуживания потребности в таком оборудовании нет. Да и самих предприятий для ремонта коммерческого транспорта в нашем регионе не так уж и много», — считает Е. Тюлеубеков.

В то же время он отметил, что его компания для работы с коммерческой техникой готова предложить диагностическое оборудование марки Texa. Опрос других крупных продавцов автосервисного оборудования в регионе показал, что именно этот бренд выступает сегодня в роли абсолютного лидера в данном сегменте рынка. О своей готовности предложить своим клиентам оборудование этой марки заявили также в компаниях «Автомаркет» (эксклюзивный дистрибьютор Texa на территории Сибири и Дальнего Востока), «Техноэкспорт» и в Сибирском дивизионе московской компании «ТехноАльянс». Генеральный директор компании «Адэкс-Сервис» Вячеслав Афанасьев также отметил, что он пока не видит адекватной конкуренции этому бренду.

«Наша компания, как и многие другие, предлагает оборудование итальянской фирмы Texa, и пока я не вижу альтернативы этому бренду в сфере диагностики коммерческого транспорта. Их прибор Axone 3 действительно очень хорошо проработан. Есть ещё несколько производителей, которые выпускают системные сканеры для работы с электронными системами автомобилей, но возможности этих приборов невелики», — уверяет В. Афанасьев.

В чем заключаются те самые преимущества оборудования Texa, о которых так комплиментарно высказываются почти все поставщики автосервисного оборудования? Разработчики данного оборудования, действительно, предусмотрели практически всё, чтобы сделать работу диагноста простой, быстрой и результативной. Любой из модулей Texa может транслировать полученные результаты на ПК — как с помощью специального кабеля (что не очень удобно), так и через канал Bluetooth. В последнем случае диагносту даже не требуется находиться в непосредственной близости от диагностируемого автомобиля. Дистанционно, с собственного компьютера или ноутбука, он может «читать» текущие рабочие параметры любой из диагностируемых систем в автомобиле, расшифровывать ошибки, управлять исполнительными механизмами.

Мы уже привыкли к тому, что стационарные диагностические инструменты (к примеру стенд «развал-схождения») предоставляет мастеру максимум информации о том, как установить правильные углы установки колес, вплоть до того, какую гайку и в каком направлении следует крутить. Texa пошла дальше.

Как рассказывает Александр Ермаков, исполнительный директор компании «Автомаркет», «имея прямое соглашение с компанией AutoData, она получила доступ ко всем электрическим схемам автомобилей, имеющимся в базе данных AutoData. Диагносту достаточно лишь навести курсор на любой из компонентов данной схемы, чтобы узнать, что это за деталь, какую роль она выполняет, в каком месте она находится. Также он может узнать номер из каталога, посмотреть его фотографию и выяснить, какими должны быть рабочие параметры данного компонента. Если текущие параметры данного компонента не отвечают норме, то диагност может непосредственно с собственного компьютера попытаться их откорректировать».

При отсутствии какой-либо информации в базе данных устройства, её всегда можно найти в глобальной сети. Выход в Интернет можно осуществить как с самого устройства, к примеру, с помощью прибора Axone 3 Mobile, так и с собственного компьютера, отправив технический запрос в службу поддержки. Также владелец диагностического оборудования этой марки может получать через Интернет обновления в виде технических бюллетеней. Есть в арсенале Texa и совсем экзотичные виды технической поддержки. К примеру, «Телеобслуживание». С помощью этой опции оператор компании Texa может в любой момент принять участие в диагностике автомобиля, поступившего к вам на обслуживание. На расстоянии тысяч километров он будет получать ту же самую информацию, что и ваш диагност, как будто он присутствует на СТО.

В настоящий момент на сибирском рынке предлагается три диагностических инструмента Texa. Один из наиболее востребованных — Axone 3 Mobile. В комплектации с Блоком Измерений это будет устройство с широчайшими функциями мотор-тестера (осциллограф, мультметр, манометр). Комплектацию измерительных устройств дополняют газоанализатор и дымомер с беспроводной связью. В базе данных устройства уже присутствуют все расчетные значения, предоставленные автопроизводителями. Если укомплектовать Axone 3 Блоком Самодиагностики вы получаете полноценный системный сканер, который предоставляет вам доступ практически ко всем электронным блокам, присутствующим на борту автомобиля. Кстати, помимо традиционных функций чтения ошибок и текущих параметров всех электронных систем, блок самодиагностики позволяет в режиме реального времени регулировать эти параметры. Есть также Блок Проверки аккумуляторных батарей, который может проверить состояние АКБ, запустить двигатель и подзарядить батарею. Блоки вставляются непосредственно в корпус устройства. Главный плюс Axone 3 состоит в том, что он может быть как средством визуализации данных, полученных с других диагностических инструментов Texa — Navigator Mobile, Tribox Mobile, так и самостоятельным диагностическим инструментом, правда, в этом случае необходимо будет подключаться к автомобилю с помощью специального кабеля. Два других диагностических инструмента — Navigator Mobile и Tribox Mobile — не имеют собственного экрана, поэтому для работы с информацией, которую они предоставляют необходим ПК или Axone 3.

«Наибольший интерес для владельцев больших парков коммерческой техники представляет Tribox, — считает Александр Ермаков: Во-первых, с помощью тех же самых блоков он обладает теми же возможностями, что и Axone 3. В стандартной комплектации Tribox соединяется с ПК через USB-кабель. Если кабельное соединение вы считаете не удобным, то можно установить на него беспроводной модуль Bleutooth. Самые невероятные возможности диагностики и обслуживания транспорта прямо на дороге становятся доступными, если вы заказываете модуль GPRS. Этот способ связи позволяет механику в любой момент связаться с Tribox, установленном на транспортном средстве, независимо от того, как далеко он находится. В режиме реального времени получить всю интересующую вас информацию о работе той или иной электронной системы в автомобиле, провести необходимые измерения, локализовать проблему и даже попытаться устранить её».

Единственным существенным минусом данного оборудования именно в нашем регионе является практически полное отсутствие в базе данных информации о грузовиках японского производства с правым рулем. В европейской части России доля таких автомобилей не велика. Впрочем, представители компании заявляют, что всегда готовы адаптировать базу данных для сибирских условий. При наличии серьезной потребности в диагностике именно данного вида техники, технические специалисты готовы приехать к владельцу крупного парка, собрать информацию и внести необходимые изменения в программы, чтобы владельцы среднетоннажных японских грузовиков могли пользоваться теми же возможностями, что и хозяева европейских машин. Впрочем, уже не только европейских. После выхода итальянской марки на российский рынок, компании пришлось очень оперативно решать задачу адаптации прибора для работы с американскими тягачами. Сегодня эта работа уже проведена. С каждым прибором можно приобрести специальные адаптеры, для подключения к американским грузовикам и базы данных для этих автомобилей. 

Итак, Texa в явных лидерах. Есть ли альтернатива? Нам удалось найти информацию о других сканерах, представленных на российском рынке и предназначенных для работы с коммерческим транспортом. Сибирские продавцы пока данную продукцию не предлагают. Она представлена лишь в московском регионе. Справедливости ради следует отметить, что возможности этих сканеров действительно не сопоставимы с возможностями диагностического оборудования Texa. Впрочем и стоимость этих приборов намного ниже.

Предприятия и автосервисы, работающие преимущественно с американским парком техники, наверняка заинтересует универсальный системный сканер Pro-Link Graphiq, разработанный для диагностики электронных систем управления, применяемых на лёгких и тяжёлых грузовых автомобилях, лодках и катерах, продаваемых на рынках США и Канады. Прибор обеспечивает считывание и стирание кодов ошибок, вывод текущих параметров и вспомогательной информации. Функция записи (snapshot) позволяет накапливать данные непосредственно в движении и анализировать их в сервисной зоне после поездки. Pro-Link имеет графический дисплей с регулируемой контрастностью, что обеспечивает лёгкость считывания при любых условиях освещённости. Встроенный порт RS-232 позволяет подсоединить прибор к принтеру или персональному компьютеру.

Для обслуживания европейского парка техники может быть полезен другой универсальный сканер — Reflex 3130. Основные функции, выполняемые данным прибором, те же: считывание кодов неисправностей и их текстовая расшифровка, стирание кодов неисправностей, вывод текущих параметров системы в цифровой виде (до 10-ти параметров одновременно), управление исполнительными компонентами, сброс сервисных индикаторов. Прибор диагностирует блоки управления двигателем, КПП, подвески, систем АБС и ПБС, тормоза-ретардера, круиз-контроля, климат-контроля, подушек безопасности, иммобилайзера, и других систем (в зависимости от модели автомобиля). В стандартный набор адаптеров входят кабели с разъемами под стандарт EOBD SL 31201, 16 pin, а также специализированные кабели для коммерческой техники производства FIAT, Renault, Ford, Mercedes, IVECO DAF/Scania. Сканер имеет штатный цветной графический дисплей размерами 11,5 х 9 см и разрешением — 320 х 240 точек. 

Также нам стало известно о том, что в России под небезызвестной маркой АСКАН, был разработан новый диагностический тестер электронных систем управления двигателем, который способен работать с бортовыми системами, имеющими напряжение 24 В, и диагностировать автомобили КАМАЗ с блоком
управления М-20. Новый тестер получил название АСКАН-10. Функциональные возможности тестера позволяют

• считывать параметры блока управления как в виде выходных сигналов датчиков, так и в нормализованном виде;

• выводить на дисплей графики параметров в реальном масштабе времени;

• записывать в память тестера параметры блока управления с дискретностью 0,2 секунды с последующим отображением их в цифровом и графическом виде;

• считывать коды неисправностей из блока управления — как существующие в настоящий момент, так и занесенные в память;

• стирать из памяти блока управления коды неисправностей;

• считывать содержащуюся в памяти блока управления информацию о комплектации системы управления и идентификационную информацию об автомобиле и блоке управления;

• управлять исполнительными механизмами.


К сожалению, более подробную информацию о данном сканере нам получить не удалось. По заявлению сибирских поставщиков автосервисного оборудования, запросов на поставку диагностического оборудования для коммерческой техники отечественного производства пока не поступает. По мнению наших респондентов, наиболее острой проблемой, для данного сегмента рынка является полное отсутствие диагностических инструментов для легкой и среднетоннажной коммерческой техники японского производства. Парк таких машин в нашем регионе большой, и он постоянно обновляется за счет новых, более современных моделей, которые уже достаточно остро нуждаются в электронной диагностике.

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Шок прошел, пора возвращаться к рекламе

Рекламное предложение от проавтобизнес

21 фев 2022 в 13:48

Подробнее >
Photo

Преимущества стандартизации линейки кислородных датчиков NTK

Спустя 24 года после выпуска первого датчика под брендом NTK, объявлено о...

8 авг 2021 в 10:04

Подробнее >
Photo

Дизельные центры Delphi для вторичного рынка

Компания Delphi Technologies -  одна из немногих, кто...

11 мар 2021 в 15:24

Подробнее >