+79139857900

Грузовики пошли в разгон

12 декабря 2011 в 13:15

Ежеквартальные и ежемесячные данные свидетельствуют, что несмотря на прессинг в масс-медиа об угрозе второй волны кризиса, коммерческий транспорт продается все лучше. При этом восстановительный рост не стремится даже уменьшаться. И это, с одной стороны радует, с другой, несколько настораживает. Новая волна кризиса, которую прогнозируют эксперты, может повторить ситуацию трехлетней давности. Однако производители грузовой техники уверяют, что на этот случай у них припасено несколько сценариев. Однако не будем поддаваться пессимизму, а трезво посмотрим на статистику. Ведь она позволяет нам увидеть и реальную рыночную картину. Какие марки грузовиков доминируют в разных сегментах.   



Кто оторвет кусочек «газели»? 

В сегменте LCV (Light Commercial Vehicle) – легкого коммерческого транспорта, проще говоря, «газельном» сегменте, автомобилей полной массой до 6 тонн, картина складывается следующим образом. Среди всех сегментов грузовой техники LCV показал самый низкий рост +34%. То есть продажи грузовичков и фургонов выросли на треть. При этом доля лидера сегмента нижегородской «газели» выросла на такую же величину, как и весь «легкий» сегмент (+36%). В основе такого среднеуровневого успеха – вывод на рынок модификации «Газель-Бизнес». В целом за самым распространенным грузовичком России сохранилась и рыночная доля, она фактически не изменилась по сравнению с прошлогодними показателями и составила 52%. Группа ГАЗ сейчас фокусируется на стимулировании покупательского спроса. Внедряются специальные программы и маркетинговые акции для клиентов, например, скидки на новые автомобили, которые сопоставимы со стоимостью равной старому автомобилю, который сдается по схеме trade in. Компенсируются ставки по кредиту при покупке автомобиля в рассрочку на три года. Также используются инструмент лизинга без первоначального взноса, взамен которого идет в зачет стоимость старого автомобиля. В целом такая производственная и маркетинговая программа приносит свои плоды. 

В ближайшей перспективе долю «Газели» должна сохранить новая продуктовая линейка коммерческой техники Горьковского завода – «Газель-Next». Как известно, 4 ноября с.г. Внешэкономбанк и Группа ГАЗ подписали соглашение, в присутствие двух первых высоких лиц государства, по которому инвестиции в развитие компании составят 38 млрд руб. Инвестиции в том числе предназначаются для вывода на рынок следующего поколения Газель-Next. 

Однако на незыблемые рыночные позиции ГАЗа давно претендуют зарубежные марки. В последние пару-тройку лет эту попытку предпринял итальянский FIAT, со своей моделью Ducato. Однако в связи с тем, что партнерство FIAT и отечественной группы Sollers закончилось завершилось и взятие рыночных высот итальянским производителем. А отечественная группа теперь решила сделать ставку на партнерство с американским Ford. И все же Ducato пришлась по вкусу по своим ценовым и качественным характеристикам отечественным грузоперевозчикам и коммерсантам. Потенциально итальянская хотя и немного устаревшая модель могла бы сильно потеснить в сегменте нижегородскую. Но, видимо, не судьба. Рост продаж «фиатов» резко снизился и фактически составил чисто символическую цифру (+9%). Аналогично снизилась и рыночная доля FIAT c 10 до 8%. 

Снизилась доля и уазовских фургонов и грузовичков, которые по-прежнему занимают вторую строчку. Это морально устаревшая внедорожная техника все еще находит спрос на бескрайних просторах страны. Что поделаешь, ведь, часто приходится возить грузы вне дорог, по так называемым направлениям. 

На фоне нероста FIAT потребитель обратил внимание на коммерческую технику Volkswagen. Среди ведущих игроков рынка он показал самый высокий рост – продажи коммерческих «народных автомобилей» выросли вдвое, сократив разрыв с FIAT до исторического минимума. Растет и доля Ford. В плане ближайших перспектив у него «belle époque - прекрасное будущее», поскольку модель Transit вскоре будет локализована на заводе Sollers в татарском городе Елабуга. И по всей видимости, отечественные корни Transit дадут плоды, именно эта модель будет подтачивать позиции «Газели», как в свое время Ducato. Но пока опыт эксплуатации в России Ford Transit накоплен большой, она не стала бестселлером рынка. Что касается французских автокоммерсантов - Peugeot и Citroen, то у них хороший старт: они показали хорошую динамику в освоении российских дорог. Но эта положительная тенденция не будет поддержана локализацией производства и дилерам придется рассчитывать только на маркетинговые ходы со стороны головных офисов компаний в Москве. Пока позиции на рынке LCV японских марок откровенно слабые, как не прискорбно, но аналогичные позиции и у легкого коммерческого Renault, хотя в прессе постоянно муссируется слухи о возможной промсборке коммерческой техники французской марки на производственной площадке в России. 



Корейский класс станет японским 

Средний класс (полная масса 6-16 тонн) также стоит на пороге перемен. И перемены должны прийти со стороны политики промышленной сборки, проводимой правительством страны. Сейчас пока этот сегмент автомобилей растет чуть более высокими темпами, нежели рынок LCV (+48% по итогам трех кварталов 2011 года, см. табл. 2). Как не покажется странным но в данном сегменте пока доминирует импортная корейская продукция – корейская марка Hyundai. Как известно, в среднетоннажном сегменте хорошо представлены и хорошо продаются модели: HD65, HD72, HD78 этого корейского производителя. Суммарно на них приходится порядка 60% объемов продаж среднего класса грузовой техники страны. И это даже больше чем у «газели» в сегменте LCV. Популярность Hyundai обусловлена высоким качеством корейской продукции и весьма взвешенной ценой. В результате ошеломительный рыночный успех. 

Позиции Hyundai в следующем году уже могут пошатнуться, почивать на лаврах корейской марке осталось недолго. Готовится мощный производственный прорыв со стороны японско-немецкой марки Fuso c моделью Canter. Сейчас на производственных мощностях Камского автомобильного завода началась сборка моделей японского дочернего подразделения Daimler-Benz. Созданное совместное предприятие «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» в 2011 году рассчитывает произвести и продать более 1000 автомобилей модели Mitsubishi Fuso Canter, а в 2012 году планируется увеличить эту цифру как минимум вдвое. Об этом сообщил «Автостат». Сборка среднетоннажного шасси Mitsubishi Fuso Сanter стартовала в мае 2010 года на 12 тысячах квадратных метрах производственных площадей в Набережных Челнах (Татарстан). Продажи Canter российского производства в нашей стране стартовали в июле прошлого года. Поставлять автомобили на экспорт «ФУЗО КАМАЗ Тракс Рус» на сегодняшний день не планирует. 

Производственные мощности СП позволяют выпускать 7 тысяч грузовых автомобилей в год при двухсменном режиме работы. Так что корейскому производителю придется все же потесниться в сегменте. 

Обращает на себя и четырехкратный рост продаж японской марки Hino. Удачно выведенная 300-я и 400-я серии были хорошо восприняты российским рынком. Но Hino вряд ли станет бестселлером среднего сегмента. А вот продажи Isuzu на фоне успехов японского конкурента заметно снизились. По всей видимости, причина в последствиях мартовского землетрясения на островах. Но продажи Fuso выросли и немецкого MAN - тоже, причем достаточно мощно – втрое! 



Большие тягачи 

Трех- и четырехосные самосвалы, седельные тягачи и автомобильные шасси относятся к сегменту тяжелой грузовой техники с полным весом более 16 тонн. Это самый динамичный сектор коммерческой техники, показавший самые высокие темпы прироста продаж. Следовательно, можно сделать вывод - после кризиса, продавцы и покупатели активизировались. А поскольку цены на новую зарубежную технику типа немецкого MAN находятся в пределах 90-100 тыс. евро, что в два раза выше, чем у КАМАЗа. Однозначно, рынок пришел в движение. 

В этом классе грузовиков и седельных тягачей, к сожалению, полную картину оказалось составить не так то просто. Оказывается зарубежные компании – голландский DAF, итальянская IVECO, шведская Volvo перестали…поставлять отчеты о продажах своих автомобилей в России. Но лидеры сегмента все-таки отчитываются перед информационными агентствами и с той или иной степенью достоверности все-таки можем составить картину в классе тяжелой техники. Практически нигде нет статистики по продажам китайских тяжелых и строительных грузовиков. Что несколько обедняет картину. 

Лидеры сегмента немецкий MAN и шведская Scania дышат «ноздря в ноздрю» и занимают две первые строчки рейтинга. При этом темпы роста у шведского концерна оказались практически в три раза выше, чем у конкурента. Причина проста – производство в России. Но вот причины популярности марки MAN лежат несколько в другой плоскости. Хотя, как известно, в начале лета MAN подписал с правительством Санкт-Петербурга меморандум о строительстве своего завода. При этом отметим, что Россия для немецкой компании стала «рынком №2» после немецкого. И терять такой лакомый кусок не с руки немецкому концерну. Как отметил представитель MAN в России, сейчас парк коммерческой техники страны составляет 5 млн единиц, из них 1 млн – тяжелая грузовая техника, более половины которой имеют средний возраст старше 12 лет. Естественно встает вопрос о ее замене. MAN может сделать хорошее предложение. 

Scania еще несколько лет назад продавала в России 10% своей продукции. Сейчас российская доля снизилась, но по всей видимости, недалек тот день когда снова каждый десятый грузовик шведской марки будет реализован в России. 

Компания Volvo имеет свое производство в Калуге и сумела продать три тысячи автомобилей (по данным «Авторевю»). Volvo Truck делает серьезные шаги в обеспечении своего присутствия на российском рынке – в подмосковном Домодедово корпорация открыла один из самых крупных в Европе сервисный центр. А на заводе в Калуге с сентября введена вторая смена. 

DAF сумел продать около 1200 автомобилей, а до конца года нарастит объемы до 1500 автомобилей, по словам представителей компании в России. 

У корейско-японских производителей в тяжелом сегменте не сильно прочные позиции, поскольку здесь традиционно сильные европейцы. Их продажи более сильны в самосвальном секторе. Пока не представляется возможным оценить присутсвие киатйской продукции. Ведь еще три года назад самосвалы из Поднебесной занимали одну из ведущих позиций в классе тяжелых грузовиков зарубежного производства и представляли серьезную угрозу отечественным производителям. 



Камазосегмент 

Однако в связи с кризисом и принятием ряда протекционистских мер, крупнейший отечественный гигант грузового автостроения начал выправлять свои позиции. Два года подряд производство растет, а по прогнозам за 2011 год будет продано порядка 45 тысяч автомобилей КАМАЗ. Согласно первоначальному бизнес-плану КАМАЗ собирался продать в этом году 31 тысячу автомобилей, но фактические цифры заставили компанию пересмотреть прогноз. Сначала годовой план был увеличен более чем до 38 тысяч машин, а в середине сентября планку прогноза подняли выше 40 тысяч машин. И вот теперь – 45 тыс. 

Продажи КАМАЗа очень зависят от состояния экономики. Во время кризиса они резко упали, сейчас – растут. Пока ситуация на следующий год неопределенная. «Мой базовый прогноз рынка тяжелых грузовиков на 2012 год – это 94 тысяч единиц. В том числе КАМАЗ продаст около 45 тысяч машин, что примерно соответствует уровню этого года», - считает аналитик Владимир Беспалов из «ВТБ Капитала». 

Другой отечественный игрок сегмента – автозавод «Урал». В прошлом году продано 11 тысяч автомобилей. В Группе ГАЗ, в который входит миасский завод (Челябинская область), планируют, что продажи вырастут на 10%. 

Но все же отечественные производители восстанавливаются медленнее чем зарубежные конкуренты, несмотря на ценовое преимущество, которое часто не подкреплено качественной составляющей техники. До конца этого года отечественные компании обеспечена заказами, а для возможных сюрпризов КАМАЗ и уральский завод подготовили несколько вариантов. У них готовы варианты ответов на оптимистичный, пессимистичный и стагнационный варианты развития событий. Напомним, отечественные автопроизводители грузовиков ждали запуска государственной программы утилизации грузовой техники. Однако в профильных ведомствах решили пока отказаться от этой идеи, объясняя это тем, что продажи грузовых автомобилей идут хорошо, стимуляция рынка не нужна. 

Надежда отечественных производителей, во всемерной кооперации с иностранными производителями. Поскольку такое сотрудничество сможет поднять качественные характеристики выпускаемых ими грузовиков на новый уровень. Яркий тому пример – сотрудничество КАМАЗ и Daimler. На прошедшей в Москве выставке «Комтранс-2011» был презентован новый седельный тягач КАМАЗ-5490, серийное производство которого запланировано на 2013 год. А амбиции у камского завода высокие – занять 25% отечественного рынка тягачей. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >