+79139857900

И в России будет автомобильный альянс

25 февраля 2020 в 14:18

Глобализация в мировом автопроме приводит к образованию альянсов производителей. Причем часто состав таких альянсов довольно необычен. Призрак консолидации мирового автопрома дошел и до России: ведущий отечественный производитель грузовиков КАМАЗ и отечественная группа «Соллерс» объявили о возможном создании альянса.

 

История создания альянсов в мировом автопроме насчитывает уже несколько десятков лет. Некоторые альянсы устойчивы и весьма продуктивны, другие, оказываются,  ситуативными, и, в конце концов, распадаются. Причины распада могут быть разными.

 

Как японский мотор стал французским

Однако глобализация диктует свои правила поведения на мировом авторынке. На фоне неустойчивости спроса на автомобили, в том числе в России, крупным компаниям вместе легче оптимизировать расходы на комплектующие, унифицировать производственные процессы, выстраивать дистрибуцию, обмениваться технологиями. Как показал опыт вышеупомянутого альянса Renault-Nissan, устойчивость таких союзов чрезвычайно велика, ведь каждый из его членов получает многое. Сегодня в мировом автопроме помимо альянса Renault-Nissan-Mitsubishi образовался еще один глобальный альянс. Речь идет о союзе итало-американской группы FCA (FIAT и Chrysler) и французской группы PSA. 

 Если франко-японская группа за 20 лет существования прочувствовала эффект синергии альянса, то новому альянсу еще предстоит сконструировать внутреннюю модель взаимодействия и распределения ролей и нащупать специализацию внутри столь разнородной группы.

А эффекты обязательно будут. Это видно на примере нашей страны и нашего автопрома. Сконструированный японцами из Nissan бензиновый двигатель объемом 1,6 л под индексом HR16 применяется для автомобилей всех марок, входящих в альянс. В частности, этот движок, который уже имеет французский индекс H4M, прописался в моторных отсеках, выпускаемых в РФ автомобилях Renault, Nissan, Lada. Таких примеров много. Японские разработки применяют в французских машинах, а французские, в свою очередь, в японских.

 отор h4m

Ситуативный альянс

Но в истории мирового автопрома есть примеры, когда время нахождения тех или иных игроков в альянсе недолговечно. Сегодня мало кто помнит альянс Daimler-Chrysler-Hyundai-Mitsubishi. На поверку временем он оказался ситуативным и некрепким. Его участники быстро разочаровались и пути их разошлись. Но в память об этом альянсе остались разработанные в начале прошлого десятилетия его участниками двигатели 2.0 и 2.4. Эти моторы устанавливаются как на Hyundai, так и на родственный бренд Kia с 2004 года а если вспомнить историю корейского автопроизводителя, то сразу все встанет на свои места. Созданный тогда в альянсе двигатель 2.4 GDI оказались не только достаточно надежными, но и еще долгожителями. Мотор 2.4 GDI мощностью 184 л.с. с непосредственным впрыском и фазовращателями на обоих распредвалах устанавливается не только на кроссовер Sportage, но также знаком по двум другим автомобилям Kia – более крупному кроссоверу Sorento Prime и седану Optima. Аналогично эти два двигателя используются в модельной линейке Hyundai.

 отор_Ниссан террано

Что же притягивает КАМАЗ и Соллерс?

Недавно было объявлено, что крупнейший российский производитель грузовиков КАМАЗ и один из ведущих производителей легковых и легких коммерческих автомобилей «Соллерс», хотят создать альянс. Детали проекта пока неизвестны: заявлено, что дорожная карта развития нового объединения будет представлена до конца года.

Об этом сообщила газета «Ведомости».

Принципиальное решение о создании альянса с «Соллерсом» принято. Желание создать альянс есть, вопрос находится в проработке. Идея создания альянса уже представлена курирующему автопром вице-премьеру правительства РФ Юрию Борисову и руководству Минпромторга РФ. Они не против.

Сейчас формируется дорожная карта будущего альянса. На первом этапе компании намерены реализовать совместные инвестиционные проекты в сфере производства автокомпонентов и развития новых технологий, цифровой трансформации в области маркетинга и продаж. Также интересны совместные закупки – эффект масштаба позволит сэкономить. Это будет полезным и для совместных предприятий, которые есть у «Соллерса» и КАМАЗа.

отор_соллерс

КАМАЗ уже давно проявляет интерес к перспективному сегменту легких коммерческих автомобилей: в конце прошлого года в прессу просочилась информация о его проекте малотоннажного автомобиля «Компас», который, имея грузоподъемность 1,5–2,2 тонны, целится на захват доли рынка LCV, и «Соллерс» в качестве партнера развития в этом направлении подходит идеально. Но все-таки наш канал видит и такой аспект создания первого отечественного альянса в автомобилестроении.

А именно, суть его заключается вот в чем. Эту мысль несколько лет назад озвучил Адиль Ширинов, занимавший тогда пост первого вице-президента и исполнительного директора Ford-Sollers, а ныне он руководитель группы «Соллерс».

Сегодня у компании 300 локализованных компонентов от 70 отечественных поставщиков. Но если проанализировать структуру компонентной базы, то вырисовывается следующая картина: сырье для производства и компоненты 2-го и 3-го уровня, в подавляющем числе будут зарубежными. Таким образом, в отечественных по своему происхождению  автокомпонентах заложена валютная составляющая цены. Ширинов тогда  отмечал, что в стране просто не существует производства многих исходных видов сырья для выпуска  автокомпонентов, например, таких как боросодержащие и нержавейные сорта сталей, ряд полимеров, резинотехнических смесей. Предприятия автокомпонентной отрасли вынуждены использовать около 60% сортов импортной стали, при наличии мощной отечественной металлургии, 90% сырья для полимеров, резиновых смесей  и т.д.

Адиль Ширинов тогда призвал автопроизводителей обсудить данную проблему с поставщиками из смежных отраслей и максимально локализовать сырьевую компоненту.

В интересах государства рассмотреть данный вопрос и скоординировать действия участников из разных отраслей, поскольку это приведет к созданию новых производств, рабочих мест, новые компетенций и технологий. В свою очередь, фактор ценообразования автокомпонентов будет в меньшей степени зависеть от валютной составляющей.   

Ширинов тогда призвал автопроизводителей работать над высоко локализованной продуктовой линейкой. Он отметил, что это магистральный путь не только отдельно взятого автопроизводителя, но и всей автомобилестроительной отрасли страны. Вот теперь понятно, почему КАМАЗ и Соллерс хотят создать альянс.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >