Зачем главному российскому автопроизводителю иметь в модельной линейке сразу шесть универсалов? Вдобавок задумываться и о седьмой подобной модели. Чем ближе к старту серийного выпуска нового семейства автомобилей Lada Iskra, тем выше какая-то смутная тревога. Объяснимся. В модельном ряду АвтоВАЗа станет совсем тесно от того количества автомобилей в кузове универсал, которые будут играть в небольшом по емкости сегменте автомобильного рынка. А последствия такой рыночной ситуации нетрудно предвидеть. По всей видимости, со временем маркетологам и топ-менеджменту придется делать выбор - какую модель снимать с конвейера.
В принципе такую картину мы наблюдали совсем недавно. В 2022 году сначала из выпускаемой гаммы автомобилей АвтоВАЗа исчез хэтчбек, затем универсал Lada Granta, а вскоре прекратится выпуск универсала Lada Granta Cross.
Смотрите, сегодня планируется такой расклад. Самыми старшими в модельной линейке универсалов являются Lada Vesta SW и Lada Vesta SW Cross. Далее, с мая прошлого года в Ижевске возобновлен выпуск универсала Lada Largus, а немногим позже и Lada Largus Cross.
Вдобавок, через несколько месяцев на российском рынке появятся еще два автомобиля универсала нового семейства Lada Iskra SW и Lada Iskra SW Cross. Таким образом, в модельной линейке АвтоВАЗа с кросс-версиями в ближайшей перспективе будет шесть (!) универсалов.
В свою очередь, универсалы Lada Vesta оказались в этом сегменте российского авторынка весьма востребованными, и до кризиса 2022 года они занимали почти половину в модельной линейке автомобилей Vesta. В 2021 году из 113 698 проданных в РФ «вест» на универсал SW и кросс-универсал SW Cross пришлось 54 597 штук, что составило более 48% от общего числа.
Это, однозначно, рыночный успех. На этот успех обратил внимание корейский Hyundai, который перед кризисом 2022 года построил «сарай» на основе Hyundai Solaris, который был пойман местными папарацци в камуфляже в одном из сибирских городов.
Правда, в последний период спрос на универсалы Lada Vesta несколько снизился и в прошлом году соотношение седаны/универсалы составило 71% к 29%. Иными словами, в абсолютных цифрах - из 123 тысяч проданных в России «вест» на универсалы пришлось лишь 35,8 тыс. шт. С чем связано такое падение интереса российского автолюбителя маркетологам и специалистам рынка придется разобраться
В свою очередь и спрос на универсал Lada Largus пока оказался значительно ниже прогнозируемого. В первой половине 2024 года из уст топ-менеджеров АвтоВАЗа звучали бодрые заявления о том, что этот универсал российский рынок сильно ждет и уровень производства «ларгусов» на ижевской площадке приблизится к 90-100 тысяч в год. Но пока первый неполный год продаж показал значения намного ниже прогнозируемых (16 650 универсалов Largus, начиная с июня месяца 2024 г.).
А вот младший кросс-универсал Granta в прошлом году разошелся тиражом всего 20 639 экземпляров, или 10% от всего семейства Granta. Такие низкие показатели не устраивают топ-менеджмент АвтоВАЗа и, как известно, от выпуска этой модели вскоре откажутся. (см.таблица №1)
Табл.1
Продажи универсалов на российском рынке в 2024 году модельного ряда АвтоВАЗа
Мы не зря «пытаем» вас цифрами. Чтобы можно было сравнить, поскольку, как стало известно ранее, на долю перспективных универсалов нового семейства Lada Iskra придется по 25% объемов выпуска. То есть легко можно подсчитать: при планируемом ежегодном выпуске 120 тыс. автомобилей в Lada Iskra год, на универсал и кросс-универсал придется по 30 тысяч автомобилей, остальное – седан (60 тыс.).
Иными словами, в ограниченный по емкости сегмент универсалов размерного класса В+ будет дополнительно «вброшено» 60 тысяч универсалов. Сможет ли рынок «переварить» такое дополнительное количество автомобилей? И вот здесь начнется «игра на выбывание».
Мы не будем гадать и строить прогнозы, какая модель Lada станет «жертвой» каннибализма в среде универсалов. Время и рынок расставят все на свои места.
Но и это не окончательно. Как сообщают инсайдеры из-за периметра АвтоВАЗа, не исключена возможность появления еще одного универсала на базе Granta. Удивительно, но тогда российский автопроизводитель АвтоВАЗ будет предлагать уже целых семь универсалов (!!!).
Эскиз перспективного универсала на базе Granta
П
ока об этом автомобиле известно не слишком много. Наш канал уже писал об этом бюджетном универсале, который, скорее всего, будет построен на основе Datsun on-DO. Переход по ссылке.
Спрашивается, зачем российский автопроизводитель концентрирует такое количество автомобилей с этим типом кузова на довольно ограниченном рыночном пространстве российского авторынка? С одной стороны, такая полная гамма универсалов удовлетворит все категории автомобилистов.
Но есть и другая сторона вопроса – технико-экономическая. Как мы видим из предыдущего опыта российского автопроизводителя низкие продажи «убивают» те или иные модели. Ранее это был Lada Xray, затем хэтчбек и универсал Lada Granta, и вскоре Lada Granta Cross. В целом впереди интересная рыночная «битва» за отечественного покупателя «команды» автовазовских универсалов, как выпускаемых, так и перспективных.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz