+79139857900

Икарус, прощай!

2 сентября 2021 в 13:01

Вот уже более месяца на городские маршруты Екатеринбурга не выходят автобусы венгерской марки Икарус. Они прекратили осуществлять пассажирские перевозки с 1 июля 2021 года. Венгерские автобусы Икарус-283 обслуживали горожан более четверти века. А их парк был, пожалуй, одним из самых мнгогочисленных в РФ, исключая столицы. 

Транспортные общественники города Екатеринбурга в начале июля устроили поездки на двух автобусах-гармошках, символически попрощавшись с легендарным автобусом в столице Урала.

Теперь в нашей стране очень небольшое число городских автобусов венгерской марки осталось на регулярных маршрутах Саратова и Курска (порялка 10 в каждом). А единичные экземпляры автобусов городского типа на маршрутах регулярных перевозок можно встретить еще в паре регионов. Также встречаются единичные экземпляры и в ведомственных и корпоративных парках, чаще автобусов туристического класса Икарус-250. Но в целом, следует заключить, что эпоха венгерских автобусов Икарус в стране подошла к своему логическому завершению.

В этой связи стоит напомнить, что общий объем ввезенных в СССР автобусов из Венгрии составил более 142 тысяч единиц. Наверняка, этот рекорд столь массового импорта мог бы найти отражение в книге рекордов Гиннеса. Первые поставки автобусов начались сразу после подавления венгерского восстания 1956 года. Но в последующие годы они выросли до массовых, а автобусы из Венгерской Народной Республики стали частью пейзажа советских городов. 

Причиной таких беспрецедентных масштабных поставок пассажирской техники одного производителя была так называемая социалистическая экономическая интеграция. Молодое поколение вряд ли знает о факте создания в далеком 1949 году международной организации Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ). Она занималась экономическими вопросами внутри содружества стран социалистического лагеря.

 

ikarus_260

В результате за несколько десятилетий была сформирована международная специализации каждой из них, по которой СССР поставлял в соцстраны автомобили «Жигули», из Болгарии шли электрокары «Балканкар», Польша строила морские суда и т.д. А вот Венгрия в рамках СЭВ нашла свою роль как крупнейшего поставщика автобусов, речных судов, лекарственных средств, овощей, вин и еще других видов разнообразной промышленной продукции, в том числе электронной.  

 Но среди всего венгерского экспорта автобусы стояли на особом месте, ведь в нашей  стране приоритет был за общественным транспортом. А, как известно, автобус это самый массовый его вид. Да и цифра 142 тысячи автобусов, говорит сама за себя. Напомним, что за эти годы количество ввезенных чешских троллейбусов Skoda составило около 8 000 штук, самосвалов и грузовиков из Чехословакии марки Tatra (от модели Tatra-111 до Tatra-815) было ввезено чуть более 80 тысяч штук, польских микроавтобусов Nysa – около 70 тыс. штук. То есть Икарус оказался самым массовым зарубежным транспортным средством на просторах одной шестой части суши.

Ikarus_250

Впрочем, после распада СССР в 1991 году и разразившегося кризиса, выразившегося в ряде негативных факторов, таких как обесценение рубля, высокой инфляции, обнищании муниципальных бюджетов и т.п. рынки постсоциалистических стран для Венгрии оказались утеряны. И все это непосредственным образом отразилось на автобусосотроительном производстве этой страны.

Но вот что интересно, в 90-ые годы, в городах объединенной Германии происходил процесс массового обновления парков городского пассажирского транспорта на новые транспортные средства производства именитых немецких компаний – MAN, Mercedes-Benz и др.

А поскольку автопарки, ушедшей в историю страны Германской Демократической Республики (ГДР) были укомплектованы в основном венгерскими Икарусами, поставленными туда в рамках процесса социалистической экономической интеграции, их стали вывозить в наши города. В этих моделях удивляло нестандартное расположение входных дверей в салонах автобусов. Таким образом, ввоз б/у автобусов из бывш. ГДР несколько продлил во времени век Икаруса. Как продлил его московский мэр Юрий Лужков, распоряжением которого было организована сборка новых моделей автобусов Икарус на Тушинском машиностроительном заводе для столичных автобусных парков. 

ikarus_5     

Но все же, сколь бы не были прочны и надежны автобусы венгерского производства, они когда-то должны были выработать заложенный в них ресурс и закончить свой путь у забора автопарка.

Массово этот процесс начался еще в 90-ые годы, когда списывались автобусы из времен советских поставок 70-80-ых, затем продолжился в 00-ые годы. Именно тогда подавляющая часть парка венгерских автобусов в нашей стране ушла в историю. И на их место пришли отечественные ЛИАЗы, НефАЗы, белорусские МАЗы и даже китайские автобусы городского типа.

 икарус_293

Екатеринбург, в свою очередь, оказался в несколько ином положении. Дело в том, что его Икарусы «самые свежие» в российском автобусном парке. Они появились в городе на Исети в самом начале второй половины 90-ых и были куплены на кредиты Мирового банка. Но и отпущенное им время работы на городских маршрутах истекло.

Как истечет время последних курских и саратовских Икарусов. На наших глазах уходит, да фактически ушла эпоха венгерской техники. Сегодня из этой страны к нам поступают только легковые автомобили марки Suzuki, где в городке Эстергом возле Будапешта построен огромный завод этого японского автопроизводителя.

 икарус_55_люкс

Напомним, что одним из первых и массовых автобусов, поставленных в СССР был автобус туристического класса Икарус-55 Lux, который выпускался 20 лет  и взял на себя большую часть междугородних перевозок. В середине 70-ых его сменил Икарус серии 250. Он стал самым массовым – всего было импортировано 15 870 экземпляров. НО наиболее массовыми стали поставки моделей автобусов на городские маршруты. В 60-ые годы прошлого века это были автобусы Икарус-620, Икарус-556 и Икарус-180. Уже позже начался импорт более современных автобусов городского типа - Икарус-260 и сочлененного Икарус-280. Вот так маленькая Венгрия помогала большому СССР решать проблему пассажирских перевозок.

 Ikarus-620

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Прощай, Kaptur! И снова, здравствуй

Кроссовер Renault Kaptur как зеркало эпохи интеграции в мировой автопром

29 май 2022 в 12:18

Подробнее >
Photo

Мягкая сила белорусского автопрома в российской глубинке

Сборочные проекты белорусского автопрома как инструмент проникновения на российский...

27 май 2022 в 12:52

Подробнее >
Photo

Компания DAYCO на выставке AUTOPROMOTEC 2022. Регион ЕМЕА в приоритете по продвижению нового ассортимента продуктов

Регион ЕМЕА в приоритете по продвижению нового ассортимента продуктов

26 май 2022 в 12:43

Подробнее >