+79139857900

К новому формату рынка — будь готов

1 апреля 2012 в 09:51

Аналитический отдел нашего издания проанализировал статистику продаж и импорта грузовиков и выявил довольно интересные тенденции на рынке. На фоне замедления развития экономики, а также снятия всех «запретительных мер», это приведет к его переделу - прогнозируется резкое усиление импортного сегмента. Наш корреспондент разбирался в тенденциях на отечественном рынке грузовиков. 

Рынок коммерческой техники восстановился после кризиса. Прежде всего, динамично развивается сегмент импортных автомобилей, это свидетельство того, что внутреннее производство не в полной мере удовлетворяет потребности грузоперевозчиков, строителей и дорожников, а также иных потребителей коммерческой техники.

Импортные тягачи пошли в разгон

Для всех сегментов отечественного рынка в прошлом году был характерен рост импорта грузовых автомобилей. Оживление рынка грузоперевозок немедленно сказалось на динамике и темпах импорта грузовой техники.

Наиболее впечатляющим был рост импорта тяжелых грузовиков полной массой более 16 тонн – в целом, в страну их ввезено в 3,3 раза больше, в сравнении с предыдущим годом, в том числе седельных тягачей ввезено в 3,5 раза больше. Не стал исключением и импорт тяжелой подержанной грузовой техники. Ввоз б/у автомобилей в целом увеличился в 1,6 раза.

Поскольку динамичный рост импорта тяжелой грузовой техники происходит при практически запретительном уровне таможенных тарифов, все равно импортеры тяжелых тягачей, прежде всего, находят покупателей и успешно продают зарубежную технику. Какой вывод делают аналитики? Очевидно, что спрос на восстанавливающемся рынке настолько высок, что позволяет импортерам беспроблемно преодолевать заградительные барьеры и увеличивать продажи.

Отечественные автопроизводители задержались с созданием конкурентного аналога. В частности, Камский автомобильный завод до сих пор не поставил на конвейер современный седельный тягач. Как отметил генеральный директор Камского предприятия Сергей Коготин, построены три прототипа с КАМАЗ-5490 с мерседесовской «аксоровской» кабиной, и лишь к середине года будет выпущена опытно-промышленная партия. Аналогичная ситуация с освоением серийного производства тягача с собственной кабиной, разработанной совместно с корейскими дизайнерами. На запуск промышленного производства грузовика с новой кабиной требуется 6 млрд рублей. Когда завод освоит сборку этих грузовиков, пойдут ли со следующего года они в серию? Камазовцы обещают привлекательные цены на новые машины. Они будут примерно на 10% выше, чем на существующие модели, но все равно на 15-20% дешевле зарубежных аналогов.

Условия для развития импортного сегмента в тяжелом классе грузовой техники сложились весьма благоприятные. Растущий спрос со стороны, прежде всего, грузоперевозчиков стимулирует ввоз новых тягачей, а также и подержанной техники –объемы их импорта в 2011 году оказались выше, чем мало- и среднетоннажной техники.

Лидером импортного сегмента г/п более 16 тонн является немецкий MAN. За год объемы ввоза грузовиков этой марки утроились, а седельных тягачей выросли даже в четыре раза. Примечательно, что высокую динамику импорта и соответственно рост доли рынка эта марка демонстрирует перед стартом собственного производства в России. MAN в первом полугодии готовится запустить завод на арендованных мощностях в Петербурге, а уже в 2013 году предприятие будет готово выйти на проектную мощность 6000 грузовиков в год серии TGS.

Шведская марка Scania удвоила ввоз грузовиков, при этом ввоз тягачей увеличился в три раза. С 2010 года также в Санкт-Петербурге работает собственный конвейер, проектной мощностью 7500 грузовиков в год. В прошлом году питерское предприятие Scania выпустило всего одну тысячу грузовиков.

На третьем месте китайский бренд - Shaanxi. Практически взрывной рост импорта обеспечила новая самосвальная марка Shacman. Если в 2010 году российско-китайскую границу пересекли всего 255 этих китайских грузовиков, то спустя год их число увеличилось в 13 раз! При этом подавляющая часть имела самосвальную надстройку. Для шведской марки Volvo на отечественном рынке существенным подспорьем стала организация производства в Калуге, но одновременно в три раза увеличился импорт, в структуре которого на пять новых грузовиков приходилось четыре седельных тягача. По всей видимости, калужское производство, специализирующееся на выпуске самосвалов и шасси для прочих надстроек, пока не закрывает возможность импорта популярных тягачей, которое демонстрирует четырехкратный рост, в сравнении с предыдущим периодом.

Высокий спрос на грузовые автомобили Mercedes-Benz удовлетворяется пока импортом, объемы производства в Набережных Челнах еще низки.

Голландский DAF имеет лидерство по ввозу подержанных седельных тягачей. Другая «дафовская» техника не востребована. А вот седельные тягачи от голландского производителя как новые, так и б/у превзошли почти в два раза суммарный ввоз «мерседесов» и пропустили вперед только тягачи MAN и Scania.

Итальянский IVECO замыкает список популярной европейской техники. Разница между ним и лидером MAN шестикратная.

Позиции некогда популярных у нас китайских грузовых автомобилей Howo после кризиса сильно ослабли – она лишь на восьмой строчке среди импортной техники. В докризисный период эта марка в отдельные годы поднималась на третье место. По понятным причинам произошла смена в китайском импорте: если до кризиса к нам везли в основном самосвалы Howo, то сейчас в импорте лидирует Shaanxi с почти трехкратным отрывом.

Десятикратный и более рост продемонстрировали корейские марки тяжелой грузовой техники – Hyundai и Daewoo. Импорт главной корейской марки подскочил в 18 раз, а второй – в 11 раз. Отметим, что тяжелые корейские Hyundai HD500 теперь выпускают в Ростовской области.

На рынке тяжелых б/у автомобилей доминируют европейская «семерка». Рост импорта подержанных тягачей — свидетельство роста спроса со стороны грузоперевозчиков, которые уже знакомы с европейской качественной техникой. Одновременно резко снизился объем ввоза некогда популярных б/у «американцев», они продаются неважно. Раньше их покупали из-за дешевизны и неубиваемости. Задекларирован ввоз разных американских марок от нескольких единиц до нескольких десятков. Некоторым исключение является «мерседесовский» Freightliner, число которых перевалило за две сотни. Но это «капля в море» б/у импорта. Примечательно, что старая техника попадает под запретительные меры, которые приняты еще три года назад в разгар кризиса, однако, как видим, она их успешно преодолевает.

Стратегии ведущих

На фоне очень медленной перестройки производства основного отечественного производителя грузовиков, рост импорта является закономерным. Однако, в рамках членства во Всемирной торговой организации будут отменены все запретительные меры в виде дополнительных сборов. В отличие от легковых машин, пошлины на которые будут плавно снижаться до 15% в течение семи лет, импортный сбор на грузовики с полной массой свыше 20 тонн, сразу же после присоединения России к ВТО упадет до 15%, а через три года - до 10%. После снижения пошлин производство грузовых иномарок в России становится выгодным только с точки зрения логистики. Также будут существенно снижены пошлины на б/у машины – до 15%. Произойдет возврат к докризисным условиям функционирования рынка. Но рынок уже приобрел другие очертания. В этих условиях государство, безусловно, начнет препятствовать превращению отечественного рынка в место для «автохлама». Низкие пошлины могут сильно ударить и по зародившемуся в России местному производству грузовых иномарок. А таких проектов в области грузового транспорта уже заявлено и реализуется свыше одного десятка. Учитывая пока чрезвычайно низкую степень локализации и зависимость от ввоза из-за рубежа узлов и комплектующих для таких предприятий, можно прогнозировать свертывание таких производств. В отличие от легкового автопрома, для грузовых проектов в рамках членства России в ВТО не предусмотрен переходный продолжительный переходный период с постепенным снижением пошлин. Если же отечественные чиновники ничего не станут предпринимать, то весьма существенной проблемой для отечественных брендов может стать импорт подержанных грузовиков. И ставший уже традиционным вопрос: подержанная иномарка или новый российский грузовик – что лучше? - станет вновь актуальным. Уменьшение пошлин для новых грузовиков откроет путь китайским маркам. И аналитики прогнозируют, что китайские марки – одни из главных действующих лиц в перспективе на отечественном и прежде всего сибирском рынке. Здесь, после вступления в ВТО, наибольший рыночный удар придется на отечественные бренды коммерческого транспорта, также это может сказаться и на продажах европейских марок. Как отмечает Алексей Шарапанюк, директор по развитию бизнеса компании «Рено Тракс Восток», дилемма «один европеец или два китайца» будет решаться в пользу китайских самосвалов на коротких проектах, не требующих длительного выживания техники.

По всей видимости, для защиты рынка от б/у техники будут предприняты меры технического и экологического регулирования. Например, введение минимального экологического класса – Euro-4 для импортируемых грузовиков. Второй метод, который, скорее всего, будет задействован - ужесточение требований к сертифицирующим органам. Еще один метод, который не позволит ослабить регулирование, - утилизационный сбор, который, по сути, может заменить низкие пошлины в сторону их резкого увеличения.

Согласно стратегии развития российской автомобильной промышленности до 2020 года, предполагается производство в России до 80% всех продаваемых здесь машин. И государство будет вынуждено поддержать не только отечественного производителя в лице Камского и Уральского автозаводов, но и тех зарубежных производителей, кто пришел в Россию со своими проектами. Прежде всего, это большая европейская «семерка». Среди них есть те, кто только присматривается к отечественному рынку (DAF). Другие уже развернули производство грузовой техники и увеличивают ее выпуск с российским VIN-кодом, вложив в организацию производства десятки и сотни миллионов евро инвестиций. А также те, кто только приступил к строительству собственных автозаводов (MAN). Для автопроизводителей, работающих в режиме промышленной сборки, таможенные пошлины на ввоз компонентов практически равны нулю, и выгода от производства в России для них однозначно пока сохраняется.

Прогноз на 2012 и далее

Краткосрочный прогноз развития рынка коммерческих автомобилей умеренно благоприятный. После взрывного роста импорта тяжелых грузовиков в прошлом году (по данным Ассоциации Европейского Бизнеса, отечественный рынок увеличился в этом сегменте на 64%), аналитики прогнозируют замедление продаж.

«Считаю, что рынок не очень намного, но вырастет. Прогноз на 2012 год умеренно оптимистичный, – утверждает председатель Комитета коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин. - По многим показателям 2011 год стал рекордным практически для всех производителей. Во всех сегментах наблюдался устойчивый рост в течение всего прошлого года, а в секторе тяжелых грузовых автомобилей рост превзошел наши самые оптимистические ожидания».

Наступивший год несет много изменений, поэтому точный прогноз рынка вряд ли кто сможет дать.

«Продажи коммерческих автомобилей наиболее чувствительны к ликвидности, поскольку большинство их продаж осуществляется в кредит», - отмечает аналитик Михаил Пак из компании «Атон». Он соглашается, что в 2012 году рост рынка коммерческого транспорта замедлится, поскольку будет наблюдаться рост процентных ставок по кредитам и возможен общий спад в российской экономике».

Но в долгосрочной перспективе у российского рынка коммерческой техники огромный потенциал. Насыщение рынка наступает при продажах 1000 грузовиков на 1 млн населения, этот показатель в России будет достигнут к 2020 году. Именно к этому сроку продажи грузовиков в России вырастут до 230 000 единиц в год, говорится в отчете компании BCG. Это в два раза больше, чем в прошлом году, и в 2,8 раза выше результата 2010 года. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Нераскрытый грузовой потенциал

Рынок легкого коммерческого и грузового транспорта показал высокий рост в текущем...

6 авг 2017 в 22:24

Подробнее >
Photo

Новые грузовые реалии

Несмотря на то, что грузовой сегмент отечественного авторынка первым начал выходить...

26 июн 2017 в 21:06

Подробнее >
Photo

От кризиса до кризиса

  Политика...

28 май 2015 в 15:27

Подробнее >