Автобизнес - это не только оборудование и запчасти. Это в первую очередь, люди. И, если стенды, сканеры, подъемники и установки можно купить, то персонал высокого класса в магазине не купишь. Его можно только вырастить. А где же взять эти зерна, и как отделить их от плевел, которые в изобилии присутствуют на сибирском рынке труда?
Довольно долгое время сантехник, телемастер и автомеханик у нас ассоциировлся с вечно поддатым и неопрятным мужичком, который за «пятерку» худо-бедно устранял неисправности техники и оборудования. И автомобилей. Отчасти такой образ определялся системой образования – автомехаников готовили в ПТУ, куда поступали те, кто не прошел в техникум или институт. Менталитет у этой категории учащихся был соответствующий. Сегодня сервисмен, и, в частности, автомеханик и сотрудник СТО, должен уметь не только «крутить гайки», но и обладать высоким уровнем внешней и внутренней культуры, владеть мастерством общения с клиентом, а также быть в курсе самых передовых технологических решений в автомобильной технике и владеть самыми сложными образцами диагностического оборудования. Таковы требования отрасли. Сегодня гость номера нашего журнала – Валерий Крашенинников, декан факультета технологии и предпринимательства НГПУ, кандидат технических наук, профессор кафедры машиноведения. Валерий Васильевич сотоварищи уже без малого 10 лет готовит специалистов «нового типа» - сервисменов с высшим образованием.
- Добрый день, расскажите, почему педагогический университет сегодня занялся подготовкой сотрудников для несвойственного для себя сегмента рынка труда?
- Ранее наш факультет именовался «индустриально-педагогический» и готовил учителей труда, с уклоном на изучение сельхозтехники, поскольку выпускники в большей массе работали на селе. Сегодня для рынка труда более актуально направление ремонта современных легковых автомобилей и коммерческого транспорта. Наш факультет готовит специалистов с уровнем бакалавра и магистра, при этом, все студенты получают ещё и «рабочую» специальность – автомеханика. Им присваивается третий и четвертый разряд, реже – пятый. Уровень бакалавра можно получить за четыре года очного обучения или за пять лет заочного.
- Какие знания получают студенты в процессе обучения?
- После завершения обучения, специалисты должны в совершенстве знать устройство современных автомобилей и уметь их обслуживать. Помимо этого, мы преподаем им навыки работы с клиентами, обучения персонала и даже управления бизнес-процессами. Поэтому изучение таких дисциплин, как педагогика, психология, основы делового общения для студентов, которые хотят сделать карьеру в автомобильном бизнесе, обязательно. Многие наши выпускники – «универсалы». Они могут работать и автомеханиками и менеджерами-приемщиками, мастерами, и педагогами, которые способны передать знания другим людям. Как показывает практика, такие выпускники не имеют проблем с трудоустройством, имеют любимую работу и хороший доход. Мы работаем уже десятый год, и наши выпускники востребованы на рынке труда. По нашим оценкам, профессионал в автосервисной сфере сегодня недостаточно. Мы стремимся исправить положение, но выпускаем всего несколько десятков специалистов в год. Сектор автосервиса остро нуждается в специалистах нового типа, о которых мы говорим. Интересно, что сегодня в секторе автосервиса высок заказ на специалистов – женщин. Им, вероятно, клиенты доверяют больше!
Одна из серьезных проблем, с которой сталкиваются учебные организации, отсутствие оборудования для обучения. Технологии ремонта постоянно развиваются, особенно в сфере диагностики. Сканеры и диагностические программы стоят довольно дорого и не каждый ВУЗ в состоянии нести такие большие расходы. Каким образом ваш факультет решает эту проблему?
- Диагностика – это одна из острейших проблем современного автосервиса. Даже давно работающие специалисты часто не в состоянии поставить правильный диагноз – отчасти из-за незнания передовых технологий автомобилестроения, отчасти – от недопонимания возможностей современного высокотехнологичного диагностического оборудования. Чтобы наши выпускники в полной мере освоили диагностику, в составе факультета работает учебный центр «BOSH – сервис - НГПУ», где студенты имеют возможность познать самые передовые технологические решения, в совершенстве изучить узлы и агрегаты автомобиля, и, конечно, освоить премудрости диагностики. Современная диагностика не мыслима без глубокого изучения информационных технологий. Этому направлению мы уделяем огромное внимание. Обеспеченность компьютерами в ближайшее время составит 1 PC на одного студента.
Мы не оставляем без внимания даже такие модные направления автомобильного бизнеса, как тюнинг. В последние годы допоборудование автомобилей стало практически самостоятельным направлением в автобизнесе. Для этой сферы также необходимы специалисты. У нас, в составе факультета технологии и предпринимательства действуют лаборатории дооборудования и тюнинга автомобилей, высоких технологий в сервисе, и другие.
Не менее остро для отрасли стоит проблема повышения квалификации работающих специалистов. Ваш факультет работает в этом направлении?
- Да у работающих специалистов есть возможность повысить свой профессиональный уровень. В этом направлении, мы также стремимся работать совместно с поставщиками оборудования и технологий для авторемонта. В рамках работы факультета организуются краткосрочные курсы, семинары. Например, недавно мы проводили двухдневный семинар для сети сервисных центров «Резиновая подкова», где совместно с ООО «Автомаркет» мы обучали персонал технологиям безразборного ремонта.