+79139857900

Кадры, время и деньги

10 апреля 2010 в 12:19

На недавно проходившем заседании, посвященном итогам работы дорожно-строительной  отрасли Новосибирска, помимо других важных вопросов, поднималась тема подготовки кадров. Не секрет, что состав рабочего персонала в этой отрасли нестабилен, ветераны уходят, а заменить старших и опытных профессионалов порой просто некем. Сколько времени уходит на подготовку кадров? Где обучают профессиям водителей и машинистов дорожно-строительной техники? Что требуется сделать, чтобы удержать надежные кадры? 

 

эксперты статьи 
Наиль Хабиров, директор МБУ «ДЭУ №4» 
Михаил Швыдков, руководитель «Регионального образовательного центра  дополнительного образования» Новосибирского монтажного техникума. 
Анна Плесовских, координатор по маркетингу и PR кадрового агентства «АНКОР». 

Какой бы избитой ни казалась фраза «кадры решают все», - она идеально отражает суть дела. Каким бы талантливым ни был молодой работник, без опыта и практики – не обойтись! А в кадровом плане дорожно-строительная отрасль сейчас переживает не самые лучшие времена: уходят на пенсию опытные машинисты и водители дорожной спецтехники, на смену им приходят молодые, однако многие из них на месте не задерживаются – увольняются. В итоге не воспитываются настоящие профессионалы, не совершенствуются навыки, которые необходимы для управления современной дорожно-строительной техникой. 
Эта проблема была четко обозначена почти во всех выступлениях докладчиков на заседании по итогам работы дорожно-благоустроительной отрасли Новосибирска. 

[«Укомплектованность кадрами в 2009 году составила 78%, а текучесть кадров составила 45%, - сказал в своем выступлении Наиль Хабиров, директор МБУ «ДЭУ №4». - Тяжелая напряженная монотонная работа в зоне стесненного интенсивного, опасного для жизни движения, круглосуточная работа при сложных погодных условиях - требует высокого профессионализма и большого терпения со стороны водителей и машинистов. Костяк профессионалов есть, но их уже немного. А молодежь приходит и уходит».  ] 

Заметим, что парк дорожной техники все чаще составляют современные, новые,   дорогостоящие, сложные в управлении машины (в том числе и зарубежного производства). Поэтому при обучении водителей и машинистов возрастают требования не только к теоретической, а в еще большей степени - к практической (производственной) подготовке машинистов. 

Таким образом, помимо учебы в профтехучилищах или в специальных учебных центрах, требуется опыт практичекой работы на импортной технике, чего по понятным причинам учебные заведения обеспечить не могут. Специалисты считают, что для настоящего глубокого освоения техники требуется не менее двух лет, чтобы приобрести навыки работы в различных сезонных условиях. Как же удержать  кадры, чтобы вновь пришедшие машинисты и водители смогли получить опыт работы, достойный звания настоящего профессионала?  
  
Наиль Хабиров считает, что причины проблемы кадровой нестабильности заключены в невысокой оплате труда водителей спецтехники. 

[«При существующей зарплате укомплектовать тяжелые дорожные машины хорошими специалистами невозможно, - сетует Наиль Хабиров. - Из 8 ДТП, случившихся по вине наших водителей, 5 – это грейдеристы. При данной ситуации нельзя говорить о стабильности состава рабочего персонала».  ] 

Свою точку зрения Наиль Хабиров подкрепил более чем убедительными цифрами: 

[«Среднемесячная заработная плата в 2009 году составила 11 200 рублей, - сказал он. -  Это на 400 руб. меньше чем было в 2008 году. С учетом инфляции реальная заработная плата сократилась на 12%. Причем эта заработная плата включает все доплаты:  за сверхурочные часы, работу в ночное время, в выходные и праздничные дни. При этом, по данным статистики, за 11 месяцев 2009 года средняя зарплата по Новосибирской области составила 17 800 рублей. Хотелось бы иметь для наших специалистов среднюю зарплату не ниже средней по области».  ] 

Кстати, мэр города Владимир Городецкий на том же заседании обнадежил руководителей муниципальных предприятий дорожно-строительной отрасли, что есть вероятность повышения заработной платы рабочих. Однако он же напомнил о том, что никто еще не отменял задачу повышения производительности труда.   

Это значит, что у каждой медали есть две стороны. С одной стороны, важен фактор  денежного вознаграждения водителей и машинистов спецтехники. С другой стороны – не стоит забывать и о таких понятиях как организация труда и индивидуальные качества работника. 
При подготовке специалиста многое зависит не только от времени  подготовки, дальнейшей практики, но и индивидуальных качеств. 

[«Как и в любом деле, многое зависит от природного таланта человека, - напоминает Михаил Швыдков, руководитель «Регионального образовательного центра дополнительного образования» Новосибирского монтажного техникума. – Кто-то может и два года работать, но все равно не станет профессионалом, а кому-то достаточно небольшой практики - он уже специалист. Все люди разные и невозможно вывести общую формулу для всех».  ] 

В качестве примера Михаил Швыдков привел личные наблюдения за процессом обучения профессии водителя автопогрузчика. 

[«Я наблюдал за процессом практического обучения,  - вспоминает Михаил Швыдков. – На обучение пришли 4 человека, преподаватель им все показал, объяснил – как управлять автопогрузчиком. Задача была такая - подцепить поддон,  отвезти его и правильно положить в указанное место. Все ученики выполняли эту задачу по-разному: у одного все получилось быстро, у других двоих – все получилось чуть позже, а четвертый и на последующих уроках с трудом выполнял задание». ] 

Следующий вопрос – невысокая культура и организация труда в нашей стране. 

[«Известно, что средний российский рабо-чий отстает по производительности труда минимум в 4 раза от среднего американского рабочего, - напоминает Михаил Швыдков. - А отчего у американцев -такая высокая производительность? Там все принципиально начинается с организации труда, с того – насколько эффективно сам руководитель организо- 
вал производство. А что мы наблюдаем на некоторых наших строительных объектах? Все те же простои, не отлаженный производственный процесс, и, как следствие - низкую культуру труда рабочих». ] 

У представителей кадровых агентств свой взгляд на проблему.


[«Сейчас можно говорить о сокращении спроса на подобный персонал, - говорит Анна Плесовских, координатор по маркетингу и PR кадрового агентства «АНКОР». - Это связано с существенным падением строительного рынка, положением дел на рынке недвижимости. 

С другой стороны, опытные кадры всегда в цене (здесь имеется в виду не уровень заработных плат, а спрос на персонал). Конечно, уровень заработных плат в этой области был всегда не велик, пошатнули его и кризисные явления на рынке. Но, как мы знаем, практически единственная мотивация у данного персонала - денежная. Именно с этим связана большая текучка. Еще один момент - это специфика самого персонала. Такие специалисты зачастую склонны к времяпровождению в кругу своих друзей и знакомых, которые иногда перерастают в прогулы на работе или вовсе к появлению там в нетрезвом виде. Подобные явления часто приводят к увольнению. Это еще одна причина частой смены работы».


Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод. Для приобретения хоро-ших профессиональных навыков машинистов и водителей дорожно-строительной техники требуется: во-первых, время и достойные деньги; во-вторых – постоянная работа руководителей по качеству организации труда (что в конечном итоге и приводит к повышению производительности).  Если это учитывать, то в итоге Новосибирск и область получит отличных профессионалов, работающих за достойную заработную плату.   

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Автосервис переходного периода

Новые тренды развития российского рынка послепродажного обслуживания автомобилей в...

11 окт 2022 в 06:36

Подробнее >
Photo

Автосервис-2021: энциклопедия рынка текущего этапа

Ежегодная конференция "Автосервис"

24 сен 2021 в 13:03

Подробнее >
Photo

Кто нам даст Право на Ремонт

Я участник «Сети диагностов», которая объединяет специалистов по...

1 дек 2020 в 14:14

Подробнее >