+79139857900

Как Бразилия стала «законодателем моды» в автомобилестроении

4 мая 2020 в 15:20

Тропический гигант, расположенный в Южном полушарии, не имеет своей собственной марки легковых автомобилей. Тем не менее, он стал «законодателем моды» в мировом автомобилестроении. Наш канал раскрыл эту тайну, оказалось, что это интереснейшая и малознакомая в России страница мировой автоиндустрии.

Действительно, собственных брендов массовых легковых автомобилей в Бразилии нет. Еще более чем полвека назад на их рынке хозяйничала «бразильская четверка», это GM, Ford, Volkswagen и FIAT. И сегодня эти автопроизводители занимают ведущее положение на бразильском автомобильном рынке. Правда, позже к этой «четверке» присоединились такие компании как Honda, Toyota, Hyundai, Chrysler (Jeep). А также и Renault, обосновавшийся в городе Куритиба, столице штата Парана. Этот город особый в нашем рассказе.

Но мы говорим об автомобилестроении и вот тут самое время вспомнить о такой бразильской марке как Marco Polo. У нас о ней практически никто не знает. А вот почему она стала «законодателем моды» в автомире, тут все очень просто.

Причина тому, быстрый рост городов. Бразилия тоже проходила процесс урбанизации с взрывным ростом городского населения. Именно в этот период сильно обостряются транспортные проблемы городов. И одно из решений лежит в области развития общественного транспорта, для массовых внутригородских перевозок.

brt_Куритиба

Перенесемся в далекие 70-ые годы прошлого века. Столица штата Парана тоже быстро росла и преодолела миллионный рубеж (сейчас в городе 1,7 млн жителей). Как бы было у нас? Город, достигший миллиона жителей, был бы поставлен в очередь на получение метрополитена, и даже эта очередь до него бы дошла.

Но в Бразилии в те годы не было таких градостроительных нормативов, а у власти была военная хунта, которую критиковали все прогрессивные силы страны. Ведь военные имеют несколько иной функционал, а управлять сложными городскими системами они не могут априори.

И вот происходит интересный поворот. Губернатор штата Парана (член правящей тогда в Бразилии военной хунты) назначает префектом (мэром) города Жаиме Лернера, тридцатитрехлетнего архитектора-урбаниста, инженера и гуманитария, обладавшего собственными, куда более глубокими идеями по поводу развития города. Вот можно сказать точка отсчета как Бразилия стала законодателем мод в мировом автостроении.

Curitiba_BRT_02

Жаиме Лернер стал основателем новой транспортной системы BRT (Bus Rapid Transit), или метробус. Он первым сообразил взглянуть на ситуацию шире: автобусы нужно «вписать» в условия города. В частности, Лернер догадался выделить специальные полосы для сверхбольших автобусов, а также обеспечить их преимущество в движении. На эти полосы нельзя заехать посторонним легковушкам и прочему транспорту. Именно эти особенности использует система BRT до сих пор. Но, разумеется, она включает еще много сопутствующих факторов, ускоряющих пассажиропоток, — например, специальные посадочные станции (тубусы Лернера). Они состоят из облеченных металлоконструкций, которые не позволяют появляться на них пассажирам неоплатившим проезд. Как у нас в метро.

Новая система БРТ/метробуса, как очень удачная и эффективная для крупных городов, впоследствии в 80-, 90-, 00-ые годы была тиражирована во многих мегаполисах разных стран: от США до Турции, от Мексики до Индонезии, от Франции до Бангладеш и Китая. Но наибольшее развитие BRT получила в городах Латинской Америки, где, собственно, и родилась.

Transmilenio_БРТ

Но тогда в далекие 70-ые за нестандартный заказ подвижного состава взялось крупнейшее в Бразилии автобусное ателье Marcopolo (да-да, то самое, по лицензии которого наш КАМАЗ собирает модель автобуса малой вместимости Bravis).

На улицы Куритибы вышла первая трехсекционная «гармошка» Torino Biarticulado. Построена она была на среднемоторном шасси Volvo B58E и производилась до 1997 года. Гигантский автобус вмещал до 220 человек, при том, что его силовой агрегат 10-литровый дизельный мотор, который развивал невысокую по нынешним временам мощность - всего 185 л.с. Затем, заменили движок на более мощный - 286-сильный. В 2000 году, появились автобусы второго поколения — уже на шасси Volvo В10М и более вместительные (270 человек), но с мотором прежней модели. В 2010 году стартовали машины «третьей серии» — те, что стали самыми длинными в мире. Здесь — более современный кузов, новое шасси В12М, еще более мощный и экологичный двигатель (340 л.с., Euro 3). И вместимость выше — уже не 270, а все 300 пассажиров. Кузова всех метробусов местного производства Marcopolo, позднее появилась и другая фирма - Induscar/Caio.

Вот такую эволюцию прошла бразильская автомобильная компания Marcopolo, став «законодателем мод» в этой отрасли автобусостроения. Примечательно, что у нее появились филиалы. Например, в Колумбии, где работает одна из крупнейших в мире систем метробуса  Transmillenio, в ее 8-миллионной столице Боготе, где  на линиях эксплуатируются автобусы колумбийского филиала Marcopolo-Superior. Всего в системе на 114 км и 8 линиях эксплуатируется 1700 единиц подвижного состава, в большинстве своем трехсекционники. 

В принципе секрет прост. В основе трехсекционника используются шасси трех грузовых марок, заводы которых имеются в Бразилии: Mercedes-Benz, Scania или Volvo. По агрегатам и компоновке трхсекционники немногим отличаются от привычных нам автобусов-гармошек. Двигатели - самые современные, включая газовые, гибридные и даже «спиртовые» (особенность Бразилии); коробки передач — только автоматические.

Scania -БРТ

Кстати, недавно мы рассказывали, что на родине метробуса/БРТ в Куритибе происходит массовое обновление подвижного состава. Новые трёхсекционные сочленённые автобусы, оборудованные автоматическими коробками передач Allison, выходят сегодня на маршруты. Это автобусы на шасси Scania, которые имеют длину 27 метров и способны перевозить до 250 пассажиров. Они оснащены кузовом от местного кузовостроителя Caio и двигателем мощностью 360 л. с., крутящим моментом 1850 Н•м. Впервые тут применена переднемоторная компоновка. Это позволило увеличить пространство, доступное для пассажиров, и упростить их перемещение между тремя секциями автобуса (см. фото).

А сегодня перед Marcopolo и другими бразильскими производителями автобусов стоит задача по экологизации подвижного состава. Многие латиноамериканские города расположены в горной местности Анд и проблема загрязнения воздуха здесь стоит очень остро. И одно из направлений решения экологических проблем  – газомоторизация.

В мексиканский город Пуэбло (кстати, там расположен завод Volkswagen, где выпускают автомобиль Jetta, в том числе и для России) пришли первые 24 автобуса с работающими на сжатом метане двигателями, отвечающими экологическим нормам Евро-6. Это бразильские сочлененники Marcopolo Torino с огромными коробами газовых баллонов на крыше. Эти «гармошки» имеют в салоне кондиционеры и информационные экраны.

Российские города не такие богатые, и рецепт, придуманный когда-то Жаиме Лернером, весьма кстати пригодился бы для решения транспортной проблемы отечественных мегаполисов. Кстати, об опыте Куритибы в 2007 году рассказал глава Общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин в своей статье «Почему этот город движется». С тех пор утекло много воды в российских реках, но никто из российских мегаполисов так и не приступил к реализации проектов БРТ/метробуса. Были попытки столицы Башкортостана Уфы пригласить турецких специалистов поучаствовать в таком проекте в качестве экспертов, но это ничем не закончилось.

Сегодня в Казани столице Татарстана составляют планы по развитию метробуса/БРТ. Руководители города и профильные чиновники понимают, что вторая ветка метро, строительство которой началось, не сможет охватить все сколько-нибудь значимые районы города и по ряду направлений эффективнее запустить скоростную автобусную систему. Какой она будет? Просто выделенные автобусные полосы, как это сделано в Москве, или отдельные полосы как в городах Бразилии, Колумбии или более близкой к нам Турции? Ответа пока мы дать не можем. Очень жаль, что такое инновационное изобретение пока не востребовано у нас в стране, а ведь оно могло бы стать эффективным решением для повышения мобильности российских горожан, коих большинство в населении страны.     

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >