+79139857900

Как Икарус "въехал" в Белый дом, или почему не спасли легендарный венгерский автобус

22 мая 2024 в 08:53

Широкие возможности для повторного освоения северо-американского рынка открылись после того, как автомобильный гигант General Motors закрыл свой автобусный дивизион, продав свое канадское подразделение. Уход такого мощного конкурента открыл небывалые возможности для компаний, работавших в Северной Америке. Особенно для европейских. Воспользовался этим и венгерский Икарус.

О том, как главный социалистический производитель автобусов оказался в логове империализма, наш канал рассказал в этом материале. Напомним, тогда в далекие 70-ые годы развернулась целая многоходовочка, в которой приняли участие ведущий американский авиапроизводитель MС Donnell Douglas, венгерское правительство и крупнейший социалистический автобусостроитель. В конце концов было организовано совместное предприятие. Схема была проста. Напомним, в Будапеште собирали кузова, красили их, собирали и отправляли по ж.д. в Гамбург, откуда морем доставляли в США, а там уже дособирали и доводили до готовности к эксплуатации на маршрутах. Тем самым соблюдалось требование американских властей о локализации 50%. После того как у партнера начались трудности, а власти одного из заказчиков были сильно недовольны качеством поставляемых машин, проект закрыли.

Икарус_280_переполненный

Если вернуться к тем годам, то следует отметить и такой факт. Венгерский Икарус серийно выпускал 200-ю серию, большая часть выпускаемых автобусов экспортировалась в СССР и другие страны социалистического лагеря. Но это семейство, какими бы высокими характеристиками и отличными отзывами не обладала, все-таки морально устаревала. Тогда в недрах СЭВа было принято решение унифицировать продукцию советского завода городских автобусов в Ликино-Дулево (ЛИАЗ) и венгерского Икаруса, за счет масштабирования выпуска автокомпонентов, узлов и деталей. Поскольку можно было сэкономить и получить определенный экономический эффект в результате такой кооперации. Вспомните, на советские автобусы устанавливали задние мосты венгерского производства Raba. То есть перспективный ЛИАЗ-5256 и новая разрабатываемая венгерская 400-я серия автобусов должны были по многим позициям унифицированы.

камаз_ЛИАЗ_мотор

Для советского и венгерского автобусов была принята иная компоновочная схема. Если в 200-й серии дизель располагался в базе под полом, то в новой схеме уже в заднем свесе. Это в частности помогало несколько снизить уровень пола в салоне. ЛИАЗ-5256 также проектировали заднемоторным. А вот на сочлененных автобусах начали применять толкающую схему. Но это пласт информации для другого интересного материала.

А что же с Северной Америкой куда уже один раз зашла венгерская компания? Венгерский автобусостроитель заключает соглашение, что предоставит опытный образец для испытаний и опытной эксплуатации в США автобусов новой серии Икарус-416 и Икарус-436. На заводе в Будапеште подготовили первый экспериментальный сочлененный Икарус-436 К1. Он был рассчитан на перевозку 97 пассажиров. В салоне располагались 65 сидений. Длина машины составляла 60 футов (18 166 мм). Автобус оснащался дизелем Detroit Diesel 8V92TA, развивающим 298 л.с. и 4-ступенчатой АКП Allison HTB748.

Правила на американском рынке не изменились и для глубокого проникновения нужен был партнер. Со старым партнером из Калифорнии (компания Crown Coach) перспектива отношений уже была обнулена. И в конце концов новый партнер был найден в лице компании из штата Индиана (Union City Body Corporation). С ним венграми было создано совместное предприятие (Ikarus USA Incorporated).

икарус_416_2

В 1989 году был выпущен первый автобус 416-й модели (соло). Параллельно велась подготовка к выпуску 436-й модели. Как и в прошлый раз было решено для привлечения внимания транспортных властей и компаний-перевозчиков устроить автопробег. Побывали в двух десятках транспортных компаний США с рекламно-демонстрационными целями. Приняли участие в профильной американской выставке. И в 1991 году от транспортной компании из Питтсбурга совместное предприятие получило первый заказ на автобусы Икарус-416.

Как Икарус "въехал" в Белый дом

Но далее происходят интересные события. И второй партнер венгерских автобусостроителей оказался несостоятельным. И Union City Body Corporation подает на банкротство. Но тут Икарусу улыбнулась удача.

икарус_436_2

Уроженец Венгрии предприниматель Петер Рона покупает 25% акций совместного предприятия у американской Union City Body Company. И делает следующий шаг – возобновляет производство Икарусов. Но чтобы привлечь широкое внимание к своему бизнес-проекту он не устраивает пробеги, и не участвует в профильных выставках, а сразу «пробивает» встречу в Белом доме с президентом Биллом Клинтоном. Тогда готовится визит правительственной делегации из Венгрии в США. И вот тут случилась сенсация.

Венгерская правительственная делегация приехала к Белому дому на сочлененном автобусе Икарус-436. Никогда еще никто из гостей американского президента не приезжал в его резиденцию на автобусе. Автобус припарковали в заднем саду Белого дома. Причем пришлось даже разобрать ворота – автобус не мог проехать.

икарус_клинтон

В правительственную делегацию, которую возглавлял премьер-министр Венгрии Дьюла Хорн, помимо высоких чиновников включили Петера Рона. Билл Клинтон вышел к гостям, обошел автобус и глядя в объективы кинокамер произнес: «Это большой и длинный автобус. А ведь он смог припарковаться в саду. Как вам такое!».

Лучшей рекламы и не надо было. Сразу после визита компания Петера Рона Ikarus USA Incorporated получила заказы от транспортных компаний Балтимора и Майами на полусотню автобусов 436-й модели.

икарус_4_2

Из Икаруса в NABI

Воодушевленный успехом Петер Рона выкупает еще 25% акций у Икаруса и переименовывает компанию в North American Bus Industry (NABI). Выпускаемый модельный ряд переименован в NABI-416 и NABI-436.

Также совершенствуются автобусы. Колесные арки делают из нержавейки, стальной каркас автобуса подвергают фосфатированию, защищающий от коррозии. Помимо дизеля Detroit Diesel автобус оснащают моторами Cummins, а помимо Allison можно выбрать коробку ZF или Voith. Растут заказы, самый крупный на 118 машин поступил в 2000 году из Денвера.

Икарус_436_1

В это же самое время начинается черная полоса в истории собственно венгерской компании. Советский Союз как самый большой рынок сбыта автобусов развалился. Муниципалитеты обеднели, в результате системного и глубокого экономического кризиса. Не спасают ни совместные проекты с партнерами из Москвы времен мэра Юрия Лужкова на Тушинском машиностроительном заводе, куда ведутся поставки машинокомплектов Икарус-415 и Икарус-435, ни предоставленные кредиты Всемирного банка, на которые покупают венгерские автобусы. Самый крупный был предоставлен Екатеринбургу в 1996 году для приобретения сочлененных автобусов Икарус-283, которые четверть века отработали на маршрутах уральской столицы.

икарус_283

Удар по позициям Икаруса в 2002 году нанесли и новые американские нормы, которые регулируют высоту пола в салоне автобуса. Поэтому компания North American Bus Industry принимает решение прекратить выпуск 416-ой и 436-ой моделей. И сотрудничество с венгерским автобусостроителем заканчивается.

Так завершилась американская эпопея Икаруса за океаном, которая нам не знакома. Закончился и самый продуктивный период в истории венгерского автомобилестроения, когда марку Икарус знали на всех континентах.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как АвтоВАЗ не повторит ошибок прошлого, или как Lada Iskra исправит прошлые провалы

Почему универсал Lada Iskra SW станет улучшенной заменой хэтчбеку XRay

15 сен 2024 в 09:05

Подробнее >
Photo

Какой будет вторая попытка создать новый автопром страны для вице-премьера Мантурова

Почему предпринята вторая попытка построить новый автопром в России

15 сен 2024 в 08:47

Подробнее >
Photo

Кто получает недополученное АвтоВАЗом

Почему турбодвигатель TCe 1.3 передается на развивающиеся рынки

15 сен 2024 в 08:34

Подробнее >