Современное российское автомобилестроение под тяжестью ряда обстоятельств вынуждено свернуть на «советский» путь развития. Конечно, не все российские автопроизводители смогут «испить до дна эту чашу» – часть из них ищет простые решения. Это касается, прежде всего, тех, кто делает ставку на отверточную или крупноузловую сборку зарубежных автомобилей. Но речь в этом материале пойдет не о них.
На первый взгляд может показаться, что возобновление производства автомобиля Lada Largus на мощностях АвтоВАЗа в Ижевске в чем-то сродни тому, как пять десятков лет назад, итальянский автомобиль FIAT-124 превратился в отечественный бестселлер ВАЗ-2101. Конечно, каждый автомобиль проходит свой неповторимый путь. Наш канал в этом материале рассказывал о том, как пришлось провести целую спецоперацию, чтобы заполучить в партнеры и итальянского автогиганта, и его модель.
Но вернемся в сегодняшние дни и для начала вспомним, что история Largus началась в 2008 году. Напомним, что тогда саму лицензию на право выпуска машин на платформе В0 – под проекты BM-Hatch и BM-Cross (Lada XRay) на основе Sandero и универсал Largus (проект R90/F90) АвтоВАЗ приобрел у Renault за 220 млн евро.
У Lada XRay была своя насыщенная история, которую мы не будем рассматривать в нашем материале, поскольку эта модель снята с производства и вряд ли возродиться. А вот Lada Largus стал российской моделью, хотя он создан на основе Dacia Logan MCV 2006 года.
Первый автомобиль Lada Largus сошел с конвейера Линии №1 (тогда линия альянса Renault-Nissan) АвтоВАЗа 17 июня 2011 года. Производственная мощность этой линии рассчитана на выпуск 70 тысяч «ларгусов» в год. А суммарные инвестиции в организацию выпуска автомобилей на платформе альянса В0 составили 400 млн евро. Напомним, что помимо Lada Largus и XRay здесь выпускали также Renault Logan/Sandero и Nissan Almera.
В 2014 году топ-менеджер АвтоВАЗа швед Бу Андерссон выторговал у французов право на самостоятельную «перекройку» этих автомобилей (моделей Lada XRay и Largus). В декабре 2015 года началось производство универсалов и фургонов Lada Largus с отечественными восьмиклапанными двигателями ВАЗ-11189, мотор пришел на смену двигателю Renault K7M. А в 2017 году на смену мотору Renault K4M (102 л.с.) пришел 16-клапанный отечественный двигатель ВАЗ-21129 (106 л.с.). Также появилась версия автомобиля Largus Cross
В феврале 2021 года началось серийное производство рестайлингового Lada Largus. Серьезные изменения внесены в экстерьер и интерьер салона. Базовый двигатель ВАЗ-11189 был заменен на ВАЗ-11182 (90 л.с.). В самом начале выпуска локализация автомобиля составляла 50%, затем была доведена до 62%. Затем прошла информация о 72%.
Вот такова была история этого автомобиля до остановки производства на АвтоВАЗе весной 2022 года, когда французский владелец вышел из состава акционеров российского автогиганта. И все-таки пути превращения FIAT-124 в отечественную «копейку» и Dacia Logan MCV в Lada Largus сильно различаются. Первый прошел достаточно быстрый путь со строительством огромного завода и фактически 100% локализацией. Второй, условно назовем «эволюционный», растянутый на несколько лет и этапов.
Как стать нашим, российским
Поскольку Lada Largus занимает особую нишу, и по популярности на российском рынке устойчиво занимал третье место в модельном ряду АвтоВАЗа, вопрос о возобновлении его производства также встал в повестку дня. Осенью 2022 года появилась определенность в отношении возобновления выпуска Lada Largus. В интервью «За рулем» руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал изданию:
«С Ларгусом задача не простая, поскольку его уровень локализации существенно ниже, чем у Весты – около 65% по первому уровню. Цену на Ларгус пока назвать не могу, но она будет рыночной».
Летом 2023 года на первой линии конвейера АвтоВАЗа из остатков комплектующих была собрана последняя партия в 650 автомобилей. Вот так ушел в историю докризисный Largus. Затем была фактически открыта новая страница российского «Ларгуса». Было решено выпускать автомобиль в Ижевске, а Линию №1 в Тольятти отдать под выпуск семейства автомобилей на платформе Lada Vesta.
Когда-то во времена Бу Андерссона его ругали за дополнительные издержки, которые нес АвтоВАЗ из-за организации производства Vesta в Ижевске: много компонентов производили в Тольятти на основной площадке, а затем все это подлежало транспортировке на более чем 600 км. В 2023 году производство Lada Vesta началось на Линии №1. А вот Largus освободил конвейер и переехал в Ижевск, переезд обошелся в 2 млрд руб.
С сентября 2023 года на завод «Лада Ижевск» было перемещено, смонтировано, отлажено и включено в работу более 1 200 единиц оборудования. В настоящее время все кузовные панели автомобиля производят на месте. На месте также планируется освоить штамповку еще 60 деталей. В перечень освоенных поставщиками деталей входят 235 наименований мелкой и средней штамповки для кузова и подвески. Локальными стали фары, электрические блоки, пластиковые детали интерьера, генератор, стеклоподъемники, пружины, рулевой механизм, звуковой сигнал, ЭРА-Глонасс и т.д.
В целом же картина следующая. Если до остановки производства в 2022 году 760 автокомпонентов были российскими, т.е. менее половины. Компонентов зарубежного производства в автомобиле было порядка 830. Сегодня подавляющая часть их замещена, российских деталей стало теперь более 1400. Все новые детали прошли полный цикл валидации и испытаний по стандартам АвтоВАЗа. В итоге компонентная база автомобиля более чем на 90% российская. Впрочем, зарубежная составляющая состоит из 140 деталей крепежа. Краска тоже импортная (китайская).
Фургон оснащается 90-сильным мотором ВАЗ-11182, на пассажирский универсал устанавливают еще 106-сильный бензиновый двигатель ВАЗ-21129. Моторы агрегатируются с пятиступенчатой механической коробкой.
Таков новый российский автомобиль Lada Largus. Он прошел свой особый путь, отличный от другого российского автомобиля Lada Vesta. Странам, которые развиваются в парадигме импортозамещения, а не участия в глобальном разделении труда мировой автоиндустрии приходится идти таким путем.
Впрочем, Lada Largus воплотил в себе две эпохи развития российского автопрома - сначала интеграционную в мировую автоиндустрию, затем, после 2022 года прошел путь тотального импортозамещения.
Недавно было объявлено, что в Иране, второй по величине автопроизводитель исламской республики Saipa, на 95% импортозаместил первое поколение Renault Logan. До ухода французов из Ирана автомобиль выпускали под именем Renault Tondar 90. В новой иранской версии он был переименован в Pars Khodro Codilla 90. До ухода французов степень его локализации составляла 45%.
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz