+79139857900

Как из иномарки сделать отечественный автомобиль, опыт наработан

27 мая 2024 в 05:13

Современное российское автомобилестроение под тяжестью ряда обстоятельств вынуждено свернуть на «советский» путь развития. Конечно, не все российские автопроизводители смогут «испить до дна эту чашу» – часть из них ищет простые решения. Это касается, прежде всего, тех, кто делает ставку на отверточную или крупноузловую сборку зарубежных автомобилей. Но речь в этом материале пойдет не о них.

На первый взгляд может показаться, что возобновление производства автомобиля Lada Largus на мощностях АвтоВАЗа в Ижевске в чем-то сродни тому, как пять десятков лет назад, итальянский автомобиль FIAT-124 превратился в отечественный бестселлер ВАЗ-2101. Конечно, каждый автомобиль проходит свой неповторимый путь. Наш канал в этом материале рассказывал о том, как пришлось провести целую спецоперацию, чтобы заполучить в партнеры и итальянского автогиганта, и его модель.

Но вернемся в сегодняшние дни и для начала вспомним, что история Largus началась в 2008 году. Напомним, что тогда саму лицензию на право выпуска машин на платформе В0 – под проекты BM-Hatch и BM-Cross (Lada XRay) на основе Sandero и универсал Largus (проект R90/F90) АвтоВАЗ приобрел у Renault за 220 млн евро.

ларгус_дачия

 

У Lada XRay была своя насыщенная история, которую мы не будем рассматривать в нашем материале, поскольку эта модель снята с производства и вряд ли возродиться. А вот Lada Largus стал российской моделью, хотя он создан на основе Dacia Logan MCV 2006 года.

Largus_ первого

Первый автомобиль Lada Largus сошел с конвейера Линии №1 (тогда линия альянса Renault-Nissan) АвтоВАЗа 17 июня 2011 года. Производственная мощность этой линии рассчитана на выпуск 70 тысяч «ларгусов» в год. А суммарные инвестиции в организацию выпуска автомобилей на платформе альянса В0 составили 400 млн евро. Напомним, что помимо Lada Largus и XRay здесь выпускали также Renault Logan/Sandero и Nissan Almera.

В 2014 году топ-менеджер АвтоВАЗа швед Бу Андерссон выторговал у французов право на самостоятельную «перекройку» этих автомобилей (моделей Lada XRay и Largus). В декабре 2015 года началось производство универсалов и фургонов Lada Largus с отечественными восьмиклапанными двигателями ВАЗ-11189, мотор пришел на смену двигателю Renault K7M. А в 2017 году на смену мотору Renault K4M (102 л.с.) пришел 16-клапанный отечественный двигатель ВАЗ-21129 (106 л.с.). Также появилась версия автомобиля Largus Cross

ларгус_кросс

В феврале 2021 года началось серийное производство рестайлингового Lada Largus. Серьезные изменения внесены в экстерьер и интерьер салона. Базовый двигатель ВАЗ-11189 был заменен на ВАЗ-11182 (90 л.с.). В самом начале выпуска локализация автомобиля составляла 50%, затем была доведена до 62%. Затем прошла информация о 72%.

Вот такова была история этого автомобиля до остановки производства на АвтоВАЗе весной 2022 года, когда французский владелец вышел из состава акционеров российского автогиганта. И все-таки пути превращения FIAT-124 в отечественную «копейку» и Dacia Logan MCV в Lada Largus сильно различаются. Первый прошел достаточно быстрый путь со строительством огромного завода и фактически 100% локализацией. Второй, условно назовем «эволюционный», растянутый на несколько лет и этапов.

Lada_largus2_22

Как стать нашим, российским

Поскольку Lada Largus занимает особую нишу, и по популярности на российском рынке устойчиво занимал третье место в модельном ряду АвтоВАЗа, вопрос о возобновлении его производства также встал в повестку дня. Осенью 2022 года появилась определенность в отношении возобновления выпуска Lada Largus. В интервью «За рулем» руководитель АвтоВАЗа Максим Соколов рассказал изданию:

«С Ларгусом задача не простая, поскольку его уровень локализации существенно ниже, чем у Весты – около 65% по первому уровню. Цену на Ларгус пока назвать не могу, но она будет рыночной».

 

Летом 2023 года на первой линии конвейера АвтоВАЗа из остатков комплектующих была собрана последняя партия в 650 автомобилей. Вот так ушел в историю докризисный Largus. Затем была фактически открыта новая страница российского «Ларгуса». Было решено выпускать автомобиль в Ижевске, а Линию №1 в Тольятти отдать под выпуск семейства автомобилей на платформе Lada Vesta.

Когда-то во времена Бу Андерссона его ругали за дополнительные издержки, которые нес АвтоВАЗ из-за организации производства Vesta в Ижевске: много компонентов производили в Тольятти на основной площадке, а затем все это подлежало транспортировке на более чем 600 км. В 2023 году производство Lada Vesta началось на Линии №1. А вот Largus освободил конвейер и переехал в Ижевск, переезд обошелся в 2 млрд руб.

ларгус_ижевск_конвейер

С сентября 2023 года на завод «Лада Ижевск» было перемещено, смонтировано, отлажено и включено в работу более 1 200 единиц оборудования. В настоящее время все кузовные панели автомобиля производят на месте. На месте также планируется освоить штамповку еще 60 деталей. В перечень освоенных поставщиками деталей входят 235 наименований мелкой и средней штамповки для кузова и подвески. Локальными стали фары, электрические блоки, пластиковые детали интерьера, генератор, стеклоподъемники, пружины, рулевой механизм, звуковой сигнал, ЭРА-Глонасс и т.д.

В целом же картина следующая. Если до остановки производства в 2022 году 760 автокомпонентов были российскими, т.е. менее половины. Компонентов зарубежного производства в автомобиле было порядка 830. Сегодня подавляющая часть их замещена, российских деталей стало теперь более 1400. Все новые детали прошли полный цикл валидации и испытаний по стандартам АвтоВАЗа. В итоге компонентная база автомобиля более чем на 90% российская. Впрочем, зарубежная составляющая состоит из 140 деталей крепежа. Краска тоже импортная (китайская).

Фургон оснащается 90-сильным мотором ВАЗ-11182, на пассажирский универсал устанавливают еще 106-сильный бензиновый двигатель ВАЗ-21129. Моторы агрегатируются с пятиступенчатой механической коробкой.

лада ларгус запуск

Таков новый российский автомобиль Lada Largus. Он прошел свой особый путь, отличный от другого российского автомобиля Lada Vesta. Странам, которые развиваются в парадигме импортозамещения, а не участия в глобальном разделении труда мировой автоиндустрии приходится идти таким путем.

Впрочем, Lada Largus воплотил в себе две эпохи развития российского автопрома - сначала интеграционную в мировую автоиндустрию, затем, после 2022 года прошел путь тотального импортозамещения.

Недавно было объявлено, что в Иране, второй по величине автопроизводитель исламской республики Saipa, на 95% импортозаместил первое поколение Renault Logan. До ухода французов из Ирана автомобиль выпускали под именем Renault Tondar 90. В новой иранской версии он был переименован в Pars Khodro Codilla 90. До ухода французов степень его локализации составляла 45%.

SAIPA_codilla 90

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Большой Duster, который проехал мимо

Новый кроссовер Bigster должен был встать на конвейер АвтоВАЗа

16 окт 2024 в 09:18

Подробнее >
Photo

Контракт века, или как на стройке социализма оказались грузовики из недружественной ФРГ

Чем вызвана и почему состоялась самая крупная поставка зарубежной техники на...

15 окт 2024 в 08:18

Подробнее >
Photo

Как пытались "задушить" Vesta и почему она стала "нашим всем"

Почему российский автопроизводитель сделал ставку на семейство Lada Vesta

15 окт 2024 в 08:03

Подробнее >