Удивительно, но российский автомобиль Lada Granta оказался в ТОП-10 европейского автомобильного рынка. В этой связи требуется пояснение. В аналитической среде есть несколько авторитетных автомобильных аналитических агентств, одним из них является focus2move. Его аналитики изучают автомобильные рынки разных стран и держат руку на пульсе практически всего автомобильного мира, всех континентов и государств. Наш канал постоянно сканирует их данные и недавно обнаружил такой факт.
В отчете о региональном европейском рынке оказался российский автомобиль Lada Granta. Чудеса, да и только! А все дело в том, что данное аналитическое агентство включает европейское автомобильное пространство по давней формуле французского президента Шарля де Голля от «Лиссабона до Владивостока». Иными словами, в объединенный европейский автомобильный рынок данное аналитическое агентство включает рынки 43 стран: от Португалии на западе континента до Российской Федерации на востоке. И результаты, достигнутые на автомобильном рынке нашей страны, включаются в общеевропейский результат.
Таким образом, в итоге оказалось, что на шестом месте европейских бестселлеров находится российский автомобиль Lada Granta с объемом продаж более 203 тысяч. При этом аналитики выявили и динамику продаж к аналогичному периоду прошлого года (АППГ). Этот феномен попадания в топ-лист российского автомобиля зиждется на том факте, что в 2024 году российский рынок находился на подъеме. В общем, смотрите сами.
Табл.1 ТОП-10 популярных автомобилей европейского рынка в 2024 году (январь-декабрь)
Конечно, статистическое соединение российского авторынка и авторынков европейских стран, особенно в нынешних условиях, чисто формально. Но с другой стороны, показывает только арифметику, поскольку у нас и в странах Старого континента весьма разная структура. Такое механистическое сравнение было уместно еще три года назад, когда российский рынок был открытым для всех игроков, прежде всего, мировых автомобильных концернов.
Сегодня же, после кризиса 2022 года и, вызванных им причин, все же стоит аналитикам из известного агентства считать региональные рынки несколько по-другому. Но все равно приятно, что такой автомобиль как Lada Granta попал в европейский топ-лист. Следующий по популярности российский автомобиль Lada Vesta, наверняка, где-то в третьей или четвертой десятке такого рейтинга.
Впрочем, сегодня уже известны рыночные результаты бренда Lada на российском автомобильном рынке за весь 2024 год. И вот на какие мысли натолкнули эти данные.
Продажи автомобилей отечественной марки вплотную подошли к 450 тысячам и выросли, в сравнении с 2023 годом более чем на треть (+35,1%). Но обратим внимание на структуру спроса со стороны российских автомобилистов. Это имеет отношение и к ближайшей перспективе отечественного бренда на авторынке.
Табл.2
Продажи новых автомобилей марки Lada на российском автомобильном рынке в 2024 году
Отдельно стоит отметить семейство Lada Granta, засветившееся в европейском топ-листе, которое сегодня является «гвоздем» производственной программы отечественного автогиганта.
На втором месте флагманское семейство Lada Vesta c результатом >123 000. Внедорожное семейство Niva не дотянуло до суммарного результата в 100 000 автомобилей. И пока совсем скромные результаты семейства Lada Largus, производство которого стартовало на ижевской площадке 15 мая прошлого года.
Тем не менее, высокий спрос, который превышает >200 000 автомобилей Lada Granta, не стал препятствием для того, чтобы «разрушить» сложившуюся производственную структуру АвтоВАЗа. И все это ради постановки на конвейер нового семейства Iskra, под которое освобождается конвейер Линии №5. Здесь руководство и производственники АвтоВАЗа столкнулись со сложной задачей.
С одной стороны, семейство Lada Granta является самым популярным, с другой стороны, это морально устаревшее семейство автомобилей, популярность которого держится на ценнике. Известно, что было принято такое решение. Остаются две самые популярные версии – седан и лифтбек. Как видим, суммарно по объемам продаж они дают >180 000 автомобилей, или 90% семейства Granta. А уходит в историю универсал, на который приходится чуть менее 10% объема, или 20,6 тысяч по итогам прошлого года. Это в чем-то напоминает отказ от возобновления выпуска модели Lada XRay, которых было продано до кризиса-2022 всего 22 107 штук годом ранее.
Теперь проследим за рокировкой. Производство седана Granta переносится на незагруженный конвейер Линии №3, где ведется сборка внедорожников Niva. А производство Granta лифтбек остается на прежнем месте – на конвейере Линии №5, где будет выпускаться вместе с новым семейством Iskra. Как известно, под него готовятся мощности в 120 000 автомобилей в год. Вот такие рокировки планируются на главной производственной площадке в Тольятти. Иными словами и Линия №3 и Линия № 5 дозагружаются примерно под выпуск по 200 000 автомобилей в год каждая.
Сегодня пока неизвестно, на какие мощности увеличит выпуск семейства Lada Vesta конвейер Линия №1, где будет производиться новый кроссовер Lada на платформе Vesta. Но есть подозрение, что спрос на новый автомобиль класса SUV будет на уровне >100 000.
А вот отсюда сразу становится ясным, почему в октябре прошлого года министр промышленности и торговли РФ Антон Алиханов заявил, что производственные мощности АвтоВАЗа могут быть увеличены до 700 000 автомобилей в год. Три линии на производственной площадке в Тольятти примерно по 200 тысяч плюс Ижевская площадка. Но это прогноз, а делать прогнозы в наше время дело неблагодарное.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz