Это было ожидаемым событием после того, как Ликинский автобусный завод в прошлом году объявил о снятии с производства высокопольного ветерана ЛИАЗ-5256 и полунизкопольника ЛИАЗ-5293. Наш канал сразу сделал прогноз – это «усечение» модельного ряда в самом популярном классе городской пассажирской техники несомненно "аукнется" Ликинскому заводу. Теперь можно подвести итог – мы оказались правы.
На днях была опубликована долгожданная статистика автобусного рынка России (см. инфографику и табл.). Вы спросите, почему долгожданная? Да потому что с мая месяца по каким-то причинам увидеть официальные цифры в России оказалось невозможно. Теперь все изменилось и цифры стали публиковаться. И что мы увидели?
Разрыв между низкопольной городской моделью Ликинского завода ЛИАЗ-5292 и конкурентом от КАМАЗа (НефАЗ-5299) за прошедший год составил полтора раза. Первых было куплено 1 150 штук, а вот автобусов с берегов Камы – 1 631 шт. Вдобвок, в сравнении с годом ранее реализация этой единственно оставшейся в классе городских автобусов ЛИАЗа снизилась на треть.
Причем учтите, что со стороны федерального центра идет накачка деньгами по линии нацтонального проекта "Безопасные и качественные дороги 2.0" и "Чистый воздух".
Мы задаем вопрос: неужели решение о снятии полунизкопольной модели ЛИАЗ-5293 было поспешным, и это сказалось на цифрах продаж всей марки? Понятно, что держать в производственной линейке сильно устаревшую модель ЛИАЗ-5256 большого смысла уже нет. При проведении конкурсов на перевозки «лиазовский» высокопольник уже априори неконкурентоспособен. Но полунизкопольный ЛИАЗ-5293 все еще подходит под требования перевозок маломобильных пассажиров. Это очень важно.
Так зачем его убрали? Да, не такая "свежая" модель, но она интересовала перевозчиков. Ведь перевозчики у нас часто не такие богатые и покупка нового подвижного состава тяжким бременем ложится на их бюджеты. И теперь они вынуждены повернуться в сторону КАМАЗа, который в обновленной модели оставил полунизкопольную версию.
Кстати, в этом же классе 12-метровых автобусов в ТОП-10 не оказалось низкопольных МАЗ-203, но появился Volgabus-5270G.
И еще пара совсем не сенсационных новостей.
Самым популярным автобусом для междугородного сообщения на российском рынке оказался китайская модель Yutong ZK6122. Это 12-метровый лайнер с багажным отделением в 14 куб.м. В салоне 53 пассажирских мест, в моторном отсеке Cummins ISL, развивающий 360 л.с.
И в заключении наш прогноз – пока между новой моделью Vektor Next (ПАЗ-3204) и весьма устаревшим ПАЗ-3205 двукратный разрыв. Как известно, в конце прошлого года на Заволжском моторном заводе был прекращен выпуск мотора V-8 ЗМЗ-523/524. Для наших перевозчиков это плохая новость. Впрочем, в программе есть дизельные ПАЗики, причем с широким выбором силовых агрегатов: ЯМЗ, МТЗ, Cummins, Huadong. Но расходятся они плохо — ибо дороже. Даже минский дизельный Д-245 стоит почти вдвое дороже. Впрочем, учитывая ремонтопригодность и количество выпущенных «восьмерок», ездить им предстоит еще долго.
Табл. 1 Самые популярные автобусы в РФ в 2021 году, шт.
ПАЗ-3205 |
4 040 |
ПАЗ-3204 |
2 204 |
КАМАЗ-5299 |
1 631 |
ПАЗ-4234 |
1 288 |
ЛИАЗ-5292 |
1 150 |
ЛИАЗ-6213 |
441 |
КАМАЗ-6282 |
273 |
Волжанин-5270 |
225 |
МАЗ-206 |
215 |
Yutong ZK6122 |
201 |
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен