Данный законопроект прошел в Государственной Думе первое чтение еще в далеком 2007 году. Однако затем был отложен законодателями в долгий ящик. Сейчас, когда актуальность данного закона уже не вызывает сомнений, пришло время обсуждения его транспортным и экспертным сообществом, поскольку как показала жизнь, государство не должно отстраняться от регулирования пассажирских перевозок, устранять узкие места и диспропорции в их развитии и всемерно способствовать обновлению парка подвижного состава. Однако законопроект вызывает много вопросов как у перевозчиков, так и у тех, кто обязан организовать и регулировать пассажирские перевозки. Обсуждение на конференции выдалось достаточно жарким, поскольку выступавшие максимально заострили внимание на тех проблемах и вопросах, на которые необходимо ответить новому закону. А его принятие должно способствовать главной цели - улучшению работы городского общественного транспорта в пассажирских перевозках.
Существенные новеллы
С основным докладом выступил советник Президента Российского автотранспортного союза Сергей Карачун. Он отметил, что 4 июля исполняется пять лет со дня прохождения первого чтения закона в ГД. Судьба этого закона трудная. Ко второму чтению его сняли с рассмотрения и положили на полку. Только в прошлом году произошли подвижки и началась работа. В результате к сегодняшнему дню проект переработан кардинально. И Российский автотранспортный союз проделал в этом направлении большую работу.
Большинство норм законопроекта являются нормами прямого действия. Прозвучало много критики в части того, что этот закон затрагивает чужую компетенцию – а именно, компетенцию органов региональной исполнительной власти: в этой редакции текста закона в части пассажирских перевозок, осуществляемых в границах муниципальных образований и в границах субъектов федерации, восстанавливаются рамочные требования.
Например, в законопроекте подробно описан порядок открытия межрегионального маршрута. Инициировать такой маршрут может либо перевозчик, либо орган субъекта федерации. Для этого установлен следующий порядок: по электронной почте отправляется заявление и рассылается во все субъекты, по территории которых проходит данный маршрут. Исполнительные органы субъектов в течение 30 дней обязаны дать ответ. Если в течение этого срока не пришло никакого отказа, маршрут считается согласованным. Далее оформляется паспорт маршрута, который регистрируется уполномоченным органом исполнительной власти, и маршрут считается открытым.
Еще одна новелла, о которой рассказал функционер Российского автотранспортного союза, - особенности формирования маршрутной сети городских, пригородных и межмуниципальных пассажирских перевозок. Общими требованиями, на которых настаивает организация перевозчиков и которая внесена ими в законопроект, является положение о постоянно действующей региональной комиссии, основной функцией которой является рассмотрение предложений об открытии новых маршрутов пассажирского общественного транспорта. Закон предписывает, чтобы в состав комиссии входили представители исполнительных органов власти, транспортных ассоциаций, а также владельцы транспортной инфраструктуры. Эти комиссии должны решать вопрос: отказать перевозчику в открытии нового маршрута или дать согласие. Законом устанавливается перечень причин, при которых можно дать мотивированный отказ.
Требования к вновь открываемому маршруту формализованы. Например, основанием для отказа может служить отсутствие резервов пропускной способности транспортной инфраструктуры. В новом маршруте может быть отказано, также если он дублирует существующий или если его открытие не приведет к улучшению транспортного обслуживания населения. По словам Сергея Карачуна, формализовать такие требования невозможно, и это приведет к разному толкованию этих положений. В старой редакции законопроекта (2007 года) предусматривалось, что перевозчик каждые пять лет должен подтверждать право работы на маршруте, иными словами, вновь проходить через конкурсные процедуры. В новой редакция законопроекта перевозчик получит свидетельство о бессрочном праве организации пассажирских перевозок. При этом это свидетельство может быть отозвано, если будут основания, например, систематическое нарушение перевозчиком договорных условий. Добровольный отказ перевозчика от маршрута будет так же считаться основанием для отзыва.
Другая важная новелла – сведение к минимуму конкурсных процедур. Предполагается, что на конкурс будут выставляться только вновь организуемые маршруты, а также так называемые бесхозные, от которых отказался перевозчик, либо его принудительно сняли за нарушения. Те же перевозчики, которые легально осуществляли перевозки на легально организованном маршруте до вступления Закона в силу, автоматически получат право на дальнейшую работу, и подтверждать это право через конкурсные процедуры не требуется.
В заключительной части выступления Сергей Карачун отметил тот факт, что законопроект скоро пройдет экспертизу правового управления Президента РФ, а в настоящее время идет лингвистическая экспертиза. Однако, как отметил выступавший, проявились «силы», которые противодействуют принятию данного законопроекта в сфере пассажирских перевозок. Это, прежде всего, чиновники министерства транспорта РФ. В структуре отраслевого министерства в 2009 году сменилось руководство, и оно публично заявило о том, что не будет поддерживать данный вариант законопроекта. В противовес они разработают свой вариант. Пока их вариант не обнародован. Вторая сила – департамент транспорта Правительства Москвы. Докладчик назвал их мощной силой, так что придется идти навстречу и учитывать их замечания.
Столичные возражения
Тут же на конференции было предоставлено слово оппонентам данного законопроекта. Точку зрения столичного правительства на законопроект в сфере пассажирских перевозок озвучил заместитель руководителя департамента транспортной инфраструктуры Москвы Кирилл Бесценко.
Статья 1 законопроекта говорит о том, что федеральный закон есть закон прямого действия. Но органам исполнительной власти субъектов данный законопроект не дает ничего. Они не смогут ни регулировать, ни организовывать транспортное обслуживание населения. Он обратился к присутствующим еще раз внимательно посмотреть на проект закона. Федеральный законопроект не развивает таких принципов, как повышение качества пассажирских перевозок, установление прозрачности в принятии решений о допуске на маршрут перевозчика, установление маршрутной сети.
Действительно, Правительство Москвы затормозило прохождение этого закона и добивается, чтобы законопроект был возращен к его первоначальной концепции. Не должно в федеральном законе быть двоякого толкования понятий. Понятийный аппарат должен быть единым. Во главу угла законопроекта, продолжал столичный чиновник, должно быть поставлено качество предоставляемых услуг. Когда пассажир приходит на остановку, ему безразлично, приедет ли транспортное средство муниципального предприятия или ИП, он должен получить качественный набор услуг. А что такое качество? Это не только транспортное средство, это маршрут, это четкое выполнение расписания. В этом же законопроекте нет даже такого понятия как расписание. «Как можно регулировать транспортное обслуживание населения без расписания?» – задал риторический вопрос столичный чиновник.
По законопроекту перевозчик сам устанавливает расписание – к чему это приведет? В час пик за пассажира будет биться сотня автобусов, а в вечернее время, дай бог, в лучшем случае будет возить муниципальное предприятие, которое назначит мэр города.
Не проработан в законопроекте вопрос дублирования маршрутов – «муниципалы пыхтят, а коммерсанты работают, когда им выгодно», - указал транспортный чиновник.
На недостатки законопроекта обратили внимание и сами перевозчики. Ярким и запоминающимся стало выступление исполнительного директора Свердловского областного союза автотранспортных предпринимателей Лилии Саранчук. Она напомнила собравшимся о том, что региональные транспортные союзы должны нести ответственность за качество предоставляемых перевозчиками услуг и контролировать их. Она рассказала об эксперименте, проведенном свердловской областной организацией. В городе Первоуральске, где перевозчик, который с помощью союза добился открытия маршрута, поставил на маршрут подвижной состав, не приспособленный для городских пассажирских перевозок.
Л. Саранчук предложила, чтобы для обсуждения закона была открыта рабочая площадка. «Это наш основополагающий закон, и мы должны со всей серьезностью и постатейно его обсуждать», - заявила функционер.
Действительно, любая ошибка недопустима и будет иметь серьезные последствия для развития отрасли пассажирских перевозок. И не только экономического, но и социального характера. Государство не имеет права самоустраняться от такого важного процесса – и в отношении установления тарифов, и расшивки узких мест , и особенно в отношении обновления подвижного состава пассажирского транспорта. Следующее обсуждение законопроекта предстоит на одном из очередных собраний Российского автотранспортного союза, которое намечено провести в Сочи.