+79139857900

Как под боком у России вырос турецкий автогигант? А мы и не заметили

12 января 2021 в 12:20

Когда в прошлом году началась пандемия, то среди новостей автомобильной ленты преобладала информация о том, что перебои с поставками автокомпонентов и автозапчастей из Китая негативно повлияли на темпы сборки российских автомобилей. Складывалось впечатление, что отечественный автопром сильнейшим образом зависит от Поднебесной.

Действительно, это так. Но вот о том, что российский автопром зависит не меньше  от турецкой автокомпонентной отрасли, нигде не было сказано ни слова. Наш канал решил все же разобраться в данном вопросе. И вот что мы обнаружили.

 

О турецком автопроме у нас знают очень мало. А ведь по объемам производства он сопоставим с российским. А по глубине локального производства и инжиниринга, нашему автопрому есть чему поучиться у южного соседа.

 

Если по итогам 2019 года РФ занимала в табеле о рангах мирового автопрома 13 место с 1 млн 720 тысячами произведенных автомобилей, то Турция занимала следующую ступень – 14 место, и 1 млн 461 тысяч выпущенных  автомобилей. Согласитесь, для страны с вдвое меньшим населением это достижение.

 turk22_11_page-0001

Еще несколько цифр. Если взять «Большую Европу» EU-28, то Турция занимает 3 место по выпуску коммерческой автотехники, 7 место по выпуску легковых автомобилей.

Стояние Турции у порога Евросоюза уже почти полвека принесло свои плоды. Напомним и недавний прецедент. Немецкий Volkswagen, рассматривая строительство новой площадки по выпуску VW Passat и Skoda SuperB, между Болгарией, Румынией  и Украиной, отдал предпочтение Турции. Но из-за сирийского кризиса от проекта было решено отказаться. Наш канал освещал это событие.

 turk33_11_page-0001

Полувековая эволюция

Впрочем, турецкий автопром прошел несколько этапов своего развития, прежде чем, достиг таких высот. Его история начиналось с лицензионной сборки автомобилей на мощностях турецких предприятий в далекие 60-ые годы. Сборка была в основном, как бы мы сегодня сказали, отверточная.  В 70-ые годы начался процесс локализации. Тогда  появляется большое число небольших компаний, которые и составят в перспективе турецкую автокомпонентную отрасль, которая сегодня активно сотрудничает с российским автопромом. В конце концов, сегодня турецкий автопром работает в режиме  зоны свободной торговли с Европейским Союзом.

Этот особый режим привлек в страну крупнейших автопроизводителей, которые построили крупные производства в расчета не только нга местный рынок, сколько на экспорт в страны Большой Европы. Так на Анатолийском полуострове появились заводы Honda, Ford, Toyota, Hyundai и MAN.

Всего за эти годы созданы производственные мощности по выпуску порядка 2 млн автомобилей. (Для сравнения в РФ созданы мощности по выпуску порядка 3,5 млн автомобилей, но степень их загрузки около 45%).  

 turk_toyota_corolla

«Турецкий АвтоВАЗ» с экспортным профилем

Что же выпускают турецкие автозаводы? Мы назовем только модели, которые составляют основу турецкого экспорта. Корейский Hyundai на своей площадке собирает и затем экспортирует младшие автомобили своего модельного ряда – Hyundai i10 и Hyundai i20. На турецкой площадке японский автогигант Toyota выпускает седаны Corolla и младшие кроссоверы CH-R. А вот мало кто знает, что на выпускаемый совместным предприятием Ford-Sollers в Татарстане коммерческий автомобиль Ford Transit, подавляющее число автокомпонентов, узлов и деталей приходит из Турции. Где автомобиль выпускают на местном заводе. Там же выпускают младшую модель коммерческой линейки Ford Tourneo Courier.

turk_ford_transit

Также в Турции находится большая производственная площадка итальянского FIAT, с местным партнером Tofas, где выпускают грузопассажирский FIAT Doblo и легковую модель FIAT Tipo.

turk_fiat_tipo

Но самая масштабная площадка в автопроме Турции, это, несомненно, Oyak-Renault, расположенный в городе Бурса на побережье Мраморного моря. Этакий «турецкий АвтоВАЗ». Эти автогиганты родились даже примерно в одно время. АвтоВАЗ выпустил первую партию «жигулей» в 1970 году, а история Oyak-Renault началась в 1971. А вот объемы производства пока не пользу нашего волжского гиганта. Достаточно посмотреть и оценить объемы производства. В 2019 году на предприятии было произведено 342 тыс. автомобилей, 512,5 тыс. двигателей, 227,3 тыс. коробок переключения передач и 702 тыс. деталей автомобильных шасси. Площадка в Турции единственная в мире, где выпускают седан Renault Megane (Renault Fluence). Помимо этого автомобиля здесь недавно закончен выпуск Renault Clio 4 поколения (хэтчбек), а уже как два года выпускают Clio-V.  Двигатели, выпускаемые на турецком предприятии, поставляются на заводы Renault Group во Францию, Испанию, Румынию, Словению, Марокко, даже в Индию и ЮАР.

А недавно было закончено строительство завода по алюминиевому литью для выпуска блока цилиндров и головок блока, объем инвестиций составил более 100 млн евро.

Интересно, что при запуске нового поколения Renault Clio-V было инвестировано 181 млн евро, дополнительно наняты 350 новых работников, поставщиками автокомпонентов на конвейер стали 70 турецких компаний, а локализация автомобиля составляет 55-60%.

 oyak-renaul_fabrik

Основа успеха - компоненты

Помимо производства, существенную долю в турецком автопроме составляет автокомпонентный сектор. Он является тем фундаментом отрасли на котором она может укреплять свои позиции. Именно такая структура могла бы быть в России, но пока она не сформирована, а автокомпонентная часть является тем самым «слабым звеном», которое определяет диспропорции в развитии автомобилестроения.

Немаловажно, что в структуре турецкого автопрома создано и работают 158 конструкторских и исследовательских R&D центры . Таких центров у производителей автозапчастей и автокомпонентов насчитывается 130, у автопроизводителей OEM – 22 R&D центра и 29 автомобильных дизайнерских студий.

Турецкий автомобильный экспорт в Россию составляет порядка 500 млн евро. Лишь его пятая часть приходится на готовые автомобили. Наш канал рассказывал об основных импортных моделях, читайте здесь.

А вот остальное приходится на закупки автокомпонентов для российских автозаводов. На вопрос, что же поставляют турки к нам, можно привести огромный список узлов, деталей и агрегатов. Но мы ограничимся лишь перечислением небольшого их числа, как то аккумуляторные батареи, автостекло, стеклоочистители, кузовные панели, радиаторы, фильтры, пружины, топливная аппаратура, детали подвески, пластмассовые и алюминиевые детали, детали и узлы для систем сцепления и тормозной системы и др. Глядя на этот далеко неполный список задаешься вопросом, неужели организовать производство в России таких несложных в принципе компонентов так сложно?

Правда, сегодня ряд турецких компаний инвестируют в производство автокомпонентов в России. 

 Welcome to Russia

 

Одним из интересных примеров такого предприятие является COŞKUNÖZ HOLDİN, который вкладывает в свое предприятие в Татарстане, в свободной зоне Алабуга.

Среди потребителей продукции предприятия ведущие российские автомобильные заводы: КАМАЗ, АвтоВАЗ, Volkswagen, Renault и др. Основная продукция – кузовные детали. Предприятие сегодня ведет процесс расширения производственных мощностей, закупку оборудования и его установку.  

 

cokunos11_page-0001

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен


Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >