Острота транспортной проблемы, заключающаяся в огромных пробках на дорогах и магистралях в крупных городах, нисколько не уменьшается, а скорее, наоборот, усиливается. При этом простой российский горожанин беспомощен, попав в такой затор. Бросить автомобиль не получается, поэтому практически он находится в нем, как «пленник». Многие попадали в такую безвыходную ситуацию.
Наш канал в предыдущем материале рассказывал, что заканчивающийся в текущем году национальный проект «Безопасные и качественные дороги» практически не уделил внимание новому дорожному строительству, сосредоточившись лишь на ремонтах дорог в крупных и не очень мегаполисах страны. Конечно, состояние улично-дорожной сети во многих городах таково, что и ремонт идет на пользу. Но все-таки ремонт и обновление дорожного полотна кардинально не подступает к развязыванию острой транспортной проблемы, которая уже перерастает в разряд социальных.
Впрочем, для того чтобы «разрубить» узлы транспортных, прежде всего, дорожных проблем необходимо применять несколько рецептов. Создание магистралей-дублеров, разгружающих участки городских улиц и проспектов с высоким автотрафиком. Увеличение связности улично-дорожной сети городских районов. Дело в том, что часто единственный выезд в какой-либо крупный микрорайон, в виде "узкого горлышка", постоянно генерирует пробку. Также необходимо создавать проезды через такие объекты на городской территории как железнодорожные пути, отрицательные формы рельефа (овраги, небольшие речки и т.п.), также не помешает и строительство многоуровневых развязок и путепроводов. В общем, рецепты известны, но на них почему-то не обращается должного внимания. Федеральные программы отдают приоритет строительству обходов городов. Конечно, это важно, поскольку выводят транзитный транспорт с улично-дорожной сети мегаполисов. В свою очередь, развитие внутригородской улично-дорожной сети остается за местными органами власти, у которых, как обычно, нет денег в городском бюджете на развязки, магистрали-дублеры и путепроводы. Это большая и особая тема, которую наш канал проанализирует в будущих материалах.
Но вот что интересно в данном контексте. В прошлом материале наш канал рассказал о той ситуации, которая сложилась в области создания альтернатив для передвижения по территории городов. И мы обратили внимание на такой момент. В городах-миллионниках подходит к завершению поддержка федерального центра такого мощного инструмента городской мобильности как метрополитен (метротрамвай).
Выполняемые работы сооружения по инфраструктурному меню отдельных линий в Нижнем Новгороде, Самаре, Красноярске и Челябинске, поставят некую точку. Далее, если у управленческого истеблишмента региона/города есть решимость строить столь капиталоемкие объекты, никто не будет препятствовать этому, но при определенном условии: затевать подобное масштабное строительство только на средства регионального и городского бюджетов. В стране не найдется субъекта федерации, кто бы смог вытянуть и осилить подобные объекты (исключение Республика Татарстан).
Одновременно необходимо указать на еще один параллельно идущий процесс. На форуме «Общественный транспорт-2024», проходившем в Москве в конце октября, первый заместитель министра транспорта РФ Валентин Иванов рассказал, что с 2020 года в города Российской Федерации поставлено 12 тысяч единиц пассажирского транспорта. До конца года будет получено еще 1300 единиц.
Также стало известно, что по новому федеральному проекту «Инфраструктура для жизни», действие которого продлиться до 2030 года, и который станет продолжением программы «Безопасные и качественные дороги», также предусмотрена федеральная поддержка обновления парка городского общественного транспорта. То есть регионы в ближайшие шесть лет, как и в период 2020-2024 гг, будут продолжать получать новый подвижной состав – автобусы, троллейбусы, трамваи, электробусы.
Но также будут смещены акценты по дорожной проблематике. В ближайшую трехлетку (из проекта федерального бюджета на 2025-2027 гг) вырастет доля расходов через данный нацпроект на федеральные трассы. Вот такой расклад на ближайшую перспективу, такой будет "новая реальность".
Посчитать альтернативу
Поэтому создавать альтернативные способы мобильности в крупных городах необходимо будет в новой реальности, без капиталоемкого подземного транспорта, с привычным подвижным составом автобусов, трамваев, троллейбусов и электробусов. И это в принципе реальная цель.
В одном из прошлых материалов мы приводили данные из документов транспортного планирования Самары. Оказалось, что существующий пассажиропоток по трассе перспективной второй линии метрополитена на Московском шоссе в самом напряженном коридоре не превышает 4,5 тыс./час.
Условно возьмем этот пример для того, чтобы показать каким способом можно освоить этот поток в так называемой "новой реальности". Простые расчеты показывают, что при такой интенсивности комфортную поездку могут обеспечивать автобусы особо большой вместимости. Сочлененный автобус ЛИАЗ-6213 декларирует вместимость 190 пассажиров. Перспективный КАМАЗ-6299 рассчитан на 162 пассажира.
Если брать белорусскую модель МАЗ-216, то она при номинальной вместимости рассчитана на 150 пассажиров при заполненности 5 пасс./кв.м. Рассчитаем. Чтобы вывезти этот расчетный пассажиропоток в час пик, на остановку в Самаре на Московском шоссе необходимо подать 30 автобусов. Иными словами, чтобы к самарской остановке с интервалом в две минуты подъезжал такой сочлененный автобус. Пассажиропоток будет вывезен. А если дать на маршруты чуть больше единиц подвижного состава, то можно создать и комфортные условия для пассажиров в части менее плотного заполнения салона.
В случае, если сделать ставку на трамвай, то расчеты показывают, что комфортную поездку горожанину может обеспечить трехсекционный Витязь-М, который составляет костяк парка московского трамвая. Этот трамвай рассчитан на перевозку 170 пассажиров и обеспечивает комфортную поездку с заполняемостью менее 4 пасс на кв.м пола салона. При пиковом интервале в 2 минуты трамвай освоит перевозку 5100 пасс./час, что как видно даже несколько превышает цифру реального потока в Самаре. В свою очередь, два сцепленных Витязя-М в СМЕ (система многих единиц) сможет вывозить 10 200 пасс./час. Но таких пассажиропотоков в современных российских мегаполисах-миллионниках практически нет.
Другими словами, в современных российских городах-миллионниках эти типы подвижного состава «закроют» все потребности на самых напряженных участках при правильной организации пассажирских перевозок. Если в каких-то частях городов нет возможности прокладывать трамвайные пути, есть автобусы особо большого класса. Причем эффект от них можно обеспечить, если их запустить по выделенным полосам. Таким образом, при грамотном построении маршрутной сети, грамотной организации процесса перевозок, грамотном подходе организации движения любую кажущуюся сложной проблему можно разрешить.
Что же сдерживает в современных условиях российского города? А все очень просто, для такой организации нужно провести ряд мероприятий. Ликвидировать парковочные карманы на обочине, забрать одну полосу движения под общественный транспорт и строго контролировать нарушения. А это для транспортных чиновников очень серьезная проблема из-за разного ведомственного подчинения и т.п.
Целью нашего материала не является «расставить все точки над i». Инструменты, как можно обойтись без метро в мегаполисе, имеются в наличии. Важно все грамотно рассчитать и построить современную транспортную систему с использованием существующих механизмов поддержки со стороны федерального центра, будь то трамвай, автобус особо большого класса или троллейбус.
Немаловажно, что в таких городах-миллионниках и околомиллионниках как Краснодар и Пермь, Саратов и Ростов-на-Дону появилось осознание, что делать ставку на метро является в нынешних условиях стратегической ошибкой. И в этих российских мегаполисах решили сделать приоритетным развитие трамвая.
По мере дальнейшего выполнения национальной программы "Инфраструктура для жизни" будут предъявлены и другие примеры стратегий развития транспортных систем городов РФ.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz