+79139857900

Как Россия доросла до японских моторов

6 мая 2020 в 09:20

Японский по происхождению двигатель HR16 (H4M) сегодня стал надеждой не только крупнейшего отечественного автопроизводителя АвтоВАЗа, но и его партнеров по альянсу.  Наш канал разбирался, почему силовой агрегат занял такую весомую позицию.

Сегодня главным мотором, выходящим со сборочного конвейера цеха производства двигателей АвтоВАЗа, является бензиновый агрегат ВАЗ-21129 отечественной разработки, объемом 1,6 л, развивающим 106 л.с. Его устанавливают, фактически, на всю модельную линейку автомобилей отечественного автопроизводителя. Помимо него на АвтоВАЗе выпускают другие модели отечественной разработки (21179, 21127, 21126).

Но с 2015 года на моторном производстве в выпускаемой гамме появился современный мотор франко-японского альянса HR16 (Н4М). Когда Renault Group принимал решение о его локализации, закладывалось, что в перспективе, новые модели АвтоВАЗа будут оснащаться этим агрегатом. По началу так оно и было. Новинки главного отечественного автопроизводителя -  Lada Vesta и Lada XRay, вышедшие в свет в 2015 году имели такой агрегат в моторном отсеке. Правда, в тот год произошел двукратный обвал российского авторынка. А поскольку автомобили с этим альянсовским агрегатом были дороже, то и спрос на них был мизерный. Поэтому через некоторое время эти новинки стали комплектоваться только моторами отечественной разработки. К идее, оснащать альянсовским двигателем, вернулись чуть позже, когда ожил спрос, а автомобили решили оснащать бесступенчатой автоматической трансмиссией CVT (Jatco JF015E). Продажи такой версии Lada XRay Cross стартовали 22 июля прошлого года. А уже осенью начались продажи и аналогичной по комплектации Lada Vesta.

HR16_японкий

В чем фундаментальное отличие локализованного к выпуску альянсовского силового агрегата, в сравнении с моторами отечественной разработки? Все серийные модификации для передне-, полно- и заднеприводных автомобилей Lada с чугунным блоком цилиндров. В свою очередь, новый локализованный 1,6-литровый мотор с алюминиевым.

Официально сборка двигателя HR16 или по классификации Renault Н4М стартовала аккурат с запуском нового вазовского хэтчбека Lada XRay в мае 2015 года. Помимо Lada Vesta силовой агрегат также прописался и на автомобилях Renault Logan/Sandero, которые выпускаются на мощностях первой сборочной линии АвтоВАЗа. Ими также комплектуются кроссоверы Renault Duster/Kaptur и Nissan Terrano московской сборки.

Примечательно, что до 2016 года мотор фактически был зарубежным. Основные узлы, блоки, агрегаты поставлялись с зарубежных предприятий. Однако в 2016 году и позже были проведены масштабные работы по локализации альянсовского мотора. На отечественных мощностях стали изготавливать коленчатый вал, началась отливка блока цилиндров и головки блока цилиндров. В результате уровень локализации возрос до 60%. Последующие работы по локализации и привлечение отечественных поставщиков повысили показатель до 80%. 

HR16_японо2

Примечательно, то на АвтоВАЗе ведется сборка и другого французского ветерана – 1,6-литрового мотора К4М, который пока можно встретить под капотом Renault Logan/Sandero. Однако, он может вскоре уйти в отставку. Впрочем, хотя не будем забегать вперед.

А вот о перспективах поговорить следует. Дело в том, что в соседней Турции также работает большой филиал Renault в городе Бурса. На механическом производстве в турецком филиале Renault-Oyak также ведется сборка мотора HR16 (H4M). Здесь выпускают автомобили двух поколений 4-го и современного 5-го модели Renault Clio. Также в производственной гамме универсал Clio Tourer.  Турецкое предприятие является единственным в мире, где производится седан Renault Megan.

hr16_sedan

Но вот что интересно, если поизучать прайс листы официальных турецких дилеров Renault, то обнаружится, что под капотом этих моделей вы не обнаружите ни французского ветерана К4М, ни нашего знакомца H4M (HR16). В моделях для Турции фигурируют автомобили с бензиновыми агрегатами 0.9TSe (90 л.с.), 1.0 SCe (72 л.с.), 1.0 TSe (100 л.с.) и теперь уже знакомый нам по Renault Arkana силовой агрегат 1.3 TSe (130 л.с.) на Renault Clio. А на седан Renault Megan несколько большей мощности 140 л.с.

Этот турецкий пример показывает, в какую сторону может развиваться производство у нас в РФ на АвтоВАЗе. Не зря, когда шло подписание специнвестконтракта (СПИК) упоминалась локализация турбомотора TCe150 в РФ, как будущий крупный инвестиционный проект.

Впрочем, по опыту аналогичной локализации ниссановского двигателя HR16 (H4M), для этого необходим «пул» выпускаемых в РФ автомобилей, рынок сбыта для мотора. Сегодня у мотора HR16 (Н4М) он сформирован. Вдобавок, он может экспортироваться на турецкий завод Renault-Oyak (для ряда развивающихся рынков) ведь турецкое предприятие самый крупный экспортер в экономике соседней южной страны.

HR16_duster

Пока же у турбомотора TCe150 аналогичный «пул» в РФ формируется. Кроме московского купе-кроссовера  Renault Arkana следующей моделью станет Renault Kaptur. Возможно, следующим претендентом станет второе поколение Renault Duster (соответственно, и Nissan Terrano new). Далее, «пул» моделей может быть расширен и за счет Nissan Qashqai, на который сегодня устанавливаются моторы объемом 1,2 л (115 л.с.) и 2-литровый (144 л.с.). А двухлитровый атмосферный двигатель вскоре может быть отправлен в отставку. Не исключено, что создаваемая сегодня модель Lada 4x4 на платформе альянса также в качестве топовой версии может оснащаться данным двигателем, в качестве «зажигалки».

Но все это дело ближайшего будущего. А когда оно наступит пока неясно, ведь как мы уже видели в первоначальные планы может вмешаться кризисная реальность.

Впрочем, АвтоВАЗ готовит модернизированный атмосферник на базе своего топового двигателя 1,8 л (ВАЗ-21179) и планирует увеличить его мощность до 136 л.с. Российский авторынок очень сильно отличается от европейского и даже от турецкого. И тут у главного отечественного автопроизводителя должен быть готов свой ответ. Ведь не исключено, что путь в моторный отсек отечественных автомобилей Lada нового TCe150 окажется продолжительным, даже в свете объявленного ранее перехода всей модельной линейки АвтоВАЗа на платформу альянса.

 

 Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >