+79139857900

Как Россия стала евразийским центром моторостроения

16 августа 2020 в 06:49

Развитая автомобильная индустрия априори предполагает наличие в стране мощного производства двигателей внутреннего сгорания. Российская Федерация, открывшись для глобального автопрома, смогла привлечь несколько проектов зарубежных автопроизводителей.

Появление производств зарубежных двигателей в автомобильной промышленности страны произошло благодаря «промсборке-2» и специнвестконтрактам (СПИК).   

30 июня в Санкт-Петербурге состоялась торжественная церемония начала строительства российского завода по производству двигателей компании Hyundai WIA. Этот проект был внесен в  СПИК, который двумя годами ранее был подписан между корейским автопроизводителем Hyundai и правительством Санкт-Петербурга, и заключен при участии Минпромторга РФ. Завод двигателей будет расположен в непосредственной близости от автомобильного завода «Хендэ Мотор Мануфактуринг Рус». Производственная сборочная линия нового предприятия начнет серийный выпуск двигателей Gamma в октябре 2021 года.

Производство корейского автоконцерна Hyundai в Санкт-Петербурге, это не единственный заявленный проект в российском автопроме по выпуску моторов в рамках третьего инвестиционного режима. В Реестре специальных инвестиционных контрактов (СПИК), опубликованном на сайте Министерства промышленности и торговли РФ, заявлены также другие проекты. Так, ООО «ПСМА Рус» в Калуге должен реализовать проект выпуска дизельных двигателей Peugeot объемом 1.6 л, планируемые сроки - 2022 год.

Далее, в Реестре находится заявка КАМАЗа по организации производства рядных 6-цилиндровых дизельных двигателей. Учтен в Реестре проект ООО «Мазда Соллерс Мануфэкчуринг Рус», где уже  организована сборка двигателя внутреннего сгорания Mazda SkyActiv-G. Но если два последних проекта находятся в разной степени готовности, то о калужском проекте Peugeot пока никаких сведений нет.

Указанные в Реестре СПИК Минпромторга РФ данные проекты не охватывают другие уже созданные двигателестроительные мощности, появившиеся в Российской Федерации в рамках инвестиционного режима «промсборка-2». На АвтоВАЗе организован выпуск моторов Renault. В Калуге с 2015 года работает моторный завод концерна Volkswagen, также был построен моторный завод Ford в Елабуге (Татарстан).

powertraim_ford222

Развитие автомобильной промышленности и привлечение зарубежных автопроизводителей в РФ сопровождалось в последнее десятилетие требованиями увеличения локализации. Одним из условий которого является организация производства двигателей и трансмиссий. Если в первом инвестиционном режиме «промсборка-1» декларировались достаточно либеральные требования к зарубежным автопроизводителям, то уже во втором инвестиционном режиме инвесторы должны были не только увеличить производственные мощности по выпуску автомобилей до 300-350 тыс. штук, но также организовать выпуск моторов или трансмиссий и оснащать ими до трети выпускаемой продукции.

В результате были подписаны соглашения «промсборка-2» с АвтоВАЗом-Renault-Nissan, Ford-Sollers и Volkswagen. Но сегодня работают только два двигательных завода. Американский автопроизводитель Ford свернул свою деятельность в РФ в легковом сегменте, и предприятие, выпускавшее двигатели Ford серии Duratec прекратило работу в прошлом году.

Существующие и перспективные моторостроительные проекты в российском автопроме

Автопроизводитель

Инвестрежим

Производственная мощность

Модель

Инвестиции/

локализация

АвтоВАЗ/Renault

г. Тольятти

Промсборка-2

300 тыс. моторов

Renault H4M

1,6 л, 113 л.с.

Н.д.,

80%

Volkswagen

г. Калуга

Промсборка-2

150 тыс. моторов

EA-211

1,6 л, 90/110 л.с.

250 млн евро,

н.д.

Hyundai

г.Санкт-Петербург

СПИК

1 очередь - 240 тыс. моторов,

330 тыс. моторов

Gamma I

1,6 л. 123 л.с.

13 млрд руб.

Н.д.

Mazda Sollers

г.Владивосток

СПИК

50 тыс. моторов

SkyActiv

2,0 л, 150 л.с.

Н.д.

Peugeot (ПСМА)

г. Калуга

СПИК

Н.д.

1,6 л

Н.д.

 

 

Немецко-чешский проект

В свою очередь, наиболее успешным проектом зарубежного автопроизводителя в РФ можно считать калужский завод Volkswagen Group. Моторный завод, расположенный рядом с калужским автосборочным предприятием немецкого концерна, начал выпуск силовых агрегатов в сентябре 2015 года. В июле 2020 года здесь был произведен уже 600-тысячный бензиновый двигатель серии ЕА211. Причем предприятие работает практически на полную мощность (150 тыс. моторов в год), только за один 2019 год в Калуге собрали 143 500 моторов, а годом ранее и вовсе 161 тыс. силовых агрегатов  Volkswagen.

Производственная программа калужского предприятия состоит из четырехцилиндровых атмосферных моторов 1.6 MPI серии EA211 (90 и 110 л.с.). Сейчас эти двигатели устанавливают на выпускаемые автомобили  Volkswagen Polo, Skoda Rapid, Skoda Octavia российского производства. Уже в этом году моторы 1.6 MPI также начнут ставить на кроссоверы Skoda Karoq нижегородской сборки. Кроме того, Volkswagen экспортирует калужские двигатели на сборочные заводы в Германию, Мексику, Чехию, Испанию, Польшу. Например, в Мексике эти атмосферники устанавливают на седаны Volkswagen Jetta, которые потом поставляют в Россию. В прошлом году на экспорт ушло 24 тыс. калужских двигателей.

На АвтоВАЗе также в мае 2015 года стартовала сборка современного 1,6‑литрового агрегата серии HR16 (он же Renault H4М), разработанный альянсом Renault-Nissan. Силовой агрегат является базовым для модельного ряда кроссоверов Renault (модели SUV Arkana, Kaptur, Duster), также мотор устанавливается на ряд моделей Lada и Nissan. Хронологически в этот же период времени начал работу моторный завод Ford в ОЭЗ Алабуга в Татарстане.

MAZDA333

 

Существующие и перспективные моторостроительные проекты в российском автопроме

Насколько мотор российский?

Фактически, моторные заводы, построенные зарубежными автопроизводителями на территории РФ, включают в себя заключительные стадии в технологической цепочке производства силовых агрегатов. Например, моторный завод в Калуге – это комплекс площадью 32 тыс. кв.м. Здесь установлены роботизированные линии по многоступенчатому процессу обработки заготовок блока цилиндров, головки и коленвала. Далее, после обработки происходит проверка геометрии, нанесение герметика, установка направляющих клапанов и сальников, подбор клапанных толкателей и т.д. Далее, на сборочной линии рождается двигатель.

Примечательно, что первоначально на калужский завод блоки цилиндров, головки блоков фирмы Nemak приходили из Германии и Польши. Сегодня компания Nemak наладила их производство в Ульяновске в ОЭЗ Заволжье. А с 2017 года заготовки коленчатого вала для последующей механической обработки поставляет кузнечный завод «КАМАЗ». Хотя изначально для производства двигателей в Калуге использовался коленвал, изготовленный методом литья. Но российские партнеры предложили выпускать коленвал произведенный методом поковки (штамповки). Кованные коленчатые валы имеют меньший вес и обладают большей прочностью.

фолькс_платформа

Еще одно производство зарубежных двигателей в рамках инвестрежима «промсборка-2» стартовало на АвтоВАЗе. Это производство рассчитано на выпуск 300 тыс. моторов нового алюминиевого двигателя Renault H4M и ветерана - К4М490. С мая 2015-го по февраль 2016 года новый двигатель, по сути, оставался зарубежным. В России делали только поршни, маховик, поддон картера и ряд других деталей. Уже через год было начато изготовление коленчатого вала. На АвтоВАЗе загрузили собственное литейное производство, освоили отливку блоков цилиндров и головки блоков из алюминия заводов «Русал». С этого момента мотор стал высоколокализованным: самые главные детали произведены в России, уровень локализации превысил 60%. Постепенно растет доля российских комплектующих, и вскоре показатель достиг 80 процентов.

Правда, в локализацию другого французского мотора-ветерана - К4М490 (102 л.с.), который устанавливается на модели Logan и Sandero, инвестировать смысла нет. По всей видимости, агрегат вскоре снимут с производства при замене поколений автомобилей французской марки. В свою очередь, собственные мощности АвтоВАЗа по выпуску силовых агрегатов собственной разработки составляет порядка 1 млн в год, но они загружены примерно только на треть.

мотор_ВАЗ1_к4м

Впрочем, инвестиционная программа отечественного автогиганта предусматривает работы над созданием новой линейки моторов отечественной разработки под условным названием New PWT range Development Line-Up и Non-Line-Up. Более подробной информации о данном проекте пока нет.

Корейский масштаб

Строящийся завод по производству двигателей «Хёндэ Виа Рус» это достаточно амбициозный проект в российском автопроме. При выполнении заявленных условий и  поставленных целей, его можно будет назвать крупнейшим в автомобильной отрасли РФ. На первом этапе работы завод «Хендэ Виа Рус» планирует выпускать 240 тыс. двигателей в год, работая в две производственные смены. В перспективе мощность предприятия может вырасти до 330 тыс. двигателей в год. Это несколько больше, чем производственная мощность двигательного проекта АвтоВАЗа и Renault (300 тыс. моторов в год) на отечественном автогиганте.

Завод в Санкт-Петербурге будет производить двигатели Gamma I объемом 1.6 литра с системой непрерывного регулирования фаз газораспределения. Сегодня он хорошо известен российским автомобилистам, поскольку устанавливается на модели Hyundai Solaris, KIA Rio, а также популярный кроссовер Hyundai Creta, а вскоре появится под капотом другого корейского кроссовера KIA Seltos, выпуск которого начался на калининградском предприятии «Автотор» по полному циклу. 

Строящийся завод заложит основу для выхода корейской компании на рынок двигателей в Европе. Предприятие в Санкт-Петербурге – пятый подобный проект для Hyundai WIA в мире. На сегодняшний день компания владеет заводами по производству двигателей в Корее, Китае и Мексике.    

хендэ мотор12

Развитие нового двигательного проекта в Санкт-Петербурге будет проходить по известной схеме, как на аналогичных проектах. На заводе «Хёндэ Виа Рус» будет установлено высокотехнологичное оборудование, на котором будет осуществляться обработка основных деталей двигателя и его последующая сборка. Производство основных компонентов двигателя Hyundai (блок цилиндров, головки блока цилиндров, коленвал) планируется локализовать в РФ. Сегодня уже стало известно, что ульяновский завод Nemak инвестирует 1,7 млрд руб. в проект для моторов автомобилей Hyundai. Производство головок и блоков цилиндров двигателя для автомобилей Hyundai запустят осенью 2021 года, синхронно с пуском завода двигателей в Санкт-Петербурге. «Предполагается, что запуск производства будет осуществлен 1 октября 2021 года. Объем инвестиций составит порядка 1,7 млрд рублей, также будет создано около 120 новых рабочих мест. Это будет новая программа, новые головки и новые блоки цилиндров двигателя», - заявил генеральный директор Nemak в Ульяновске Лузгин. Он также добавил, что, начиная с 2022 года, предприятие планирует достичь максимальных объемов - примерно 230 тыс. машинокомплектов в год. Таким образом, ульяновский завод станет крупнейшим поставщиком изделий для моторостроения в РФ. 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему АвтоВАЗу необходима "народная иномарка"

Как АвтоВАЗ попадет в класс "народных иномарок" 

17 май 2024 в 09:13

Подробнее >
Photo

Почему не прижились «монстры» на городских маршрутах

Почему в России нет трехсекционного пассажирского транспорта

17 май 2024 в 08:57

Подробнее >
Photo

Как вырастают автомобильные гиганты, или как заработать на автопроме

Как вырос крупный автопроизводитель на север Африки

17 май 2024 в 08:43

Подробнее >