+79139857900

Как сэкономить на тормозных колодках

1 декабря 2020 в 14:33

Одна из ключевых обязанностей грамотного специалиста автопарка, отвечающего за функционирование и/или обслуживание подвижного состава, подбирать такие пары трения (тормозная колодка + тормозной диск), которые самым наилучшим образом отвечают конкретным задачам эксплуатации. Только в этом случае получится обеспечить максимальную экономию и безусловную безопасность дорожного движения. Как это сделать? Цикл статей на эту тему продолжаем 2-й  статьёй.

 

Эксперт статьи:

 

AV_Merito

Андрей Долгих,

представитель в странах СНГ

по продажам и послепродажному обслуживанию компании MERITOR

 

Поговорим
о тормозных дисках

 

РАССМОТРИМ НЕСКОЛЬКО
ТИПОВЫХ ВОПРОСОВ:

 

1. Когда пора менять тормозные диски?

 

Казалось бы, ответ очевиден. На каждом диске указана его минимально допустимая толщина. Достиг износ этой критической отметки – меняем диск. Всё просто! Но это «просто» - для обывателей. А мы с вами договорились подходить к вопросу профессионально.

 

Давайте разберёмся, чем собственно обусловлено значение минимально допустимой толщины рабочей части тормозного диска.

 

Первое – очевидное – это его конструкционная прочность. Тут и пояснения не требуются. Истёр «до дыр» - выброси, пока само не разрушилось. Подобное разрушение чаще всего происходит в движении транспортного средства и приводит к серьёзным последствиям – заклиниванию тормозного механизма с последующей потерей ТС траекторной устойчивости (проще говоря – увод с полосы движения. А там непременно –столб), и/или разлёту осколков диска в участников дорожного движения, что приводит к серёзным повреждениям техники и травмированию людей.

 

Второе – профессиональное – это теплоёмкость тормозного диска. Не путайте с теплопроводностью. Теплопроводность – это характеристика материала (в нашем случае – металла, из которого сделан диск). А теплоёмкость – это способность изделия «вобрать в себя» определённое количество теплоты, и она зависит в том числе и от объёма изделия. Больше габариты изделия – больше теплоёмкость при прочих равных.

 

Задача рабочего тормозного механизма ТС сводится к преобразованию кинетической энергии (энергии движения) в тепловую энергию с её последующим рассеянием в атмосферу. А много ли будет теплоты? Простейший расчёт нам покажет, что при остановке на светофоре ТС полной массой 44 тонны со скорости 90 км/ч (а часто ли мы ездим без перегруза или без превышения скорости?) выделяется 13,75 миллионов Джоулей тепловой энергии. Приблизительно столько же можно получить, если затормозить спорткар Porsche 911 на треке со скорости 440 км/ч. Такое количество теплоты приводит к серьёзному нагреву тормозного механизма. Даже при «гражданском» режиме движения по ровному шоссе легко можно получить температуру 350 градусов Цельсия в контакте трущихся поверхностей.

 Untintdjftled-1

Чтобы не возникало критического перегрева – тормозной механизм должен «уметь» куда-то быстро «деть» полученную теплоту. Обыватель скажет – нет проблем - в диске есть вентиляционные каналы. К сожалению для тормозного механизма, воздух – очень плохой теплопроводник (вспомните окна со стеклопакетами), и, даже если мы обеспечим хороший обдув диска (что, кстати, не всегда возможно. Например, в конце торможения диск уже не вращается и встречный ветер не набегает), это не позволит нам быстро рассеять теплоту. А надо быстро. Иначе колодка начнёт «подгорать». Что нам поможет? Металл тормозного диска. У металла качественных тормозных дисков теплопроводность существенно выше, чем у воздуха. Но теплопроводность лишь позволяет теплоте быстро «стекать» из зоны контакта колодки и диска. А куда «стекать»? Опять же в металл, но его должно быть много! Это как задачка про бассейн – если наливать в него воду быстро, а ёмкость бассейна мала – то он очень скоро переполнится. Тут то и выходит на первый план толщина тормозного диска. Чем он толще – тем большее количество теплоты он сможет «вобрать» в себя, а уже потом, после того, как водитель прекратит давить на тормоз, неспеша (а быстро-то и не получится, т.к. воздух – плохой теплопроводник) рассеивать теплоту в атмосферу. Чем толще диск – тем легче работать колодке. Такова термодинамика.

 transervice_06_CMYK-9

Итак, мы с вами поняли, что минимально допустимая толщина тормозного диска обусловлена его прочностью и способностью хорошо охлаждать колодку. А стало быть, чем больше остаточная толщина диска -  тем дольше будет «ходить» колодка при прочих равных. Экономия!

 

А вот пример антиэкономии (рис.1). Часто к диску в стадии «еще походит», на замену покупают колодки «подешевле», полагая, что и диск, и колодки в таком случае «кончатся» как раз одновременно – тогда и поменяем. В большинстве случаев такая затея заканчивается типовой картиной разрушения.

 

 Не забывайте, что колодки «подешевле», как правило, имеют упрощенную конструкцию и меньшую, по сравнению с качественной колодкой, термостойкость. Они не терпят перегрева.

 

transervice_06_CMYK-99

 

2. Как измерить остаточную толщину тормозного диска?

 

Очевидное - минимально допустимая толщина указывается на тормозном диске (рис.2).

 

 А умеем ли мы измерять остаточную толщину тормозного диска? Что может быть проще - скажет вам «специалист» - главное, не забыть, что на рабочей поверхности диска есть не изношенные зоны по внешнему и внутреннему радиусу. И с умным видом приложит к средней части рабочей зоны диска штангенциркуль, а может быть, даже микрометр. И будет глубоко неправ.

 

Почему? Это уже – профессиональное. Расскажем в следующей статье.

 

 Meritor_LOGO

 

 

 

 

 

 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

В ЦВК «ЭКСПОЦЕНТР» на Красной Пресне прошёл Конгресс «Сфера» и XIV Международный навигационный форум

25 июн 2021 в 14:57

Подробнее >
Photo

Информация о реализации отдельных проектов по внедрению водородного топлива на транспорте

Проекты водородных транспортных средств

9 июн 2021 в 13:11

Подробнее >
Photo

Эффективные сервисные решения от Mahle

В лице MAHLE владельцы СТО и специалисты автосервиса приобрели сильного партнера, на...

2 июн 2021 в 10:33

Подробнее >