+79139857900

Как Škoda Auto "обставила" АвтоВАЗ

9 марта 2020 в 12:03

Автомобильный рынок Российской Федерации воспринимается ведущими мировыми автопроизводителями как развивающийся. Такие рынки стран третьего мира характеризуются рядом специфических особенностей. И если эти особенности разглядеть и разгадать «загадочную душу» местных автомобилистов, то станут понятными все тренды и пути развития. 

Наш канал разгадал особенности российского рынка с точки зрения его главных игроков. Для чего мы сравнили двух автопроизводителей – чешскую компанию Škoda Auto и российский АвтоВАЗ, выпускающий марку Lada. Поскольку сравнение, как говорили древние это - способ познания, то все ответы оказались лежащими на поверхности.

 Поменять владельца

И первая сенсация не заставила себя ждать. Сегодня чешский автопроизводитель и отечественный АвтоВАЗ оказались в разных весовых категориях. В прошлом 2019 году Škoda поставила 1,24 млн автомобилей клиентам по всему миру. В свою очередь АвтоВАЗ смог выпустить 375 тыс. автомобилей, а еще 128 тысяч выпустила ижевская площадка «Лада Ижевск». То есть между двумя производителями более чем двукратный разрыв.  

sk_plant33  

Впрочем, что же объединяет двух автопроизводителей?

Изначально оба были государственными предприятиями. Современный производственный автомобилестроительный комплекс Škoda в Млада-Болеславе начали строить в 1952 году еще во времена Чехословацкой Социалистической Республики, а корпуса АвтоВАЗа в Тольятти в 1967-м. Автомобили, которые выпускались на двух флагманах социалистической индустрии, были вполне соответствующими своему времени. Правда, уже тогда отмечали их техническое отставание. Так в одном британском автомобильном издании гул издаваемой трансмиссией автомобиля Škoda Favorut сравнивали с пением хора уэльских шахтеров.

sk_plant11

Затем, после событий конца 80-ых начала 90-ых произошла смена владельцев.

В 1990 году после так называемой «бархатной революции» в Чехии правительство премьера Вацлава Клауса выставило на продажу 30% пакет акций предприятия в Млада-Болеславе. Главных претендентов было двое – немецкий Volkswagen и французский Renault. Победу одержали немцы и марка Škoda 16 апреля 1991 влилась в дружную семью VAG, где уже находились Volkswagen и Audi и испанский Seat. Сумма сделки составила 620 млн немецких марок. Затем через несколько лет, VAG выкупил полный пакет акций и стал полновластным хозяином чешского предприятия.

Renault также достались восточно-европейские активы. Сначала французский автопроизводитель стал владельцем румынской марки Dacia в 1999 году, а позднее, под крыло Renault Group в конце концов перешел и АвтоВАЗ. Правда, Renault Group владеет на 75% отечественным гигантом, оставшаяся четверть принадлежит отечественной компании Ростех (Российские технологии). Но всю техническую политику определяет французы. А вот далее интересно отметить различия.   

 Уникальная модель для Škoda

 

Когда чешская Škoda перешла под контроль немецкого автопроиводителя, то в течение нескольких лет продолжали выпускать устаревшую модель Favorit (этакая чешская «девятка»), а затем ее сменила глубоко модернизированная модель Felicia. Но по-настоящему первой моделью новой генерации стала Škoda Octavia. На осеннем автосалоне Mondial de l’Automobile в Париже в 1996 году Škoda Auto представила первое поколение Octavia полностью разработанную чешским автопроизводителем уже в составе концерна Volkswagen Group и на его платформе (PQ34). На ней же был построен Volkswagen Golf-IV. К 2010 году было произведено почти 1,5 млн штук автомобиля первого поколения Škoda Octavia. Модель была настолько удачной, что выпускалась совместно с моделью второго поколения.  

sk_plant_octavi2006

Мы не будем описывать все поколения автомобиля Škoda Octavia, отметим лишь такой знаменательный факт. В 2005 году выпуск Octavia-II стартовал в Индии на заводе в городе Аурангабад, а с 2007 года модель стала производиться в Шанхае для китайского рынка на мощностях Shanghai Volkswagen (теперь – SAIC Volkswagen Automotive Co. Ltd.). В 2009 году выпуск Octavia второго поколения был налажен на заводе Volkswagen Group в России, в городе Калуга. (Позднее, выпуск Octavia был перенесен на площадку ГАЗ в Нижнем Новгороде). То есть чешская модель стала глобальной и ее выпуск освоен не только в Чехии на головном заводе.

И вот здесь заключена первая разгадка. Чешскую марку ее новый владелец рассматривал как глобальную, а автомобили выпускаемые чешским производителем как глобальные. Что хорошо демонстрирует нам пример Škoda Octavia.   

Это логично, поскольку внутренний авторынок Чехии слишком мал, его емкость составляет 200-250 тысяч легковых автомобилей в год. В 2019 году в Чехии было зарегистрировано всего 249 915 новых легковушек, доля Škoda на нем составила 34%, или 85 895 «шкодувок». Из-за такого числа проданных машин, конечно, не стоило затевать весь сыр бор с покупкой чешской марки и инвестициями, насчитывающими сотни миллионов евро. Поэтому и был сформулирован принципиальный подход – чешская марка Škoda – это глобальный игрок.

 Чешский полный цикл

Исходя из этого главного посыла Volkswagen и строил всю политику по отношению к чешскому подразделению. Следует отметить, что у Škoda Auto на самом деле в Чехии три производственные площадки. Собственно главной является производственный комплекс в Млада-Болеславе, где выпускают легковые модели Škoda: Citigo (самая младшая модель), Fabia, Scala, Octavia.

Поскольку автомобильный мир вступил в эру кроссоверов, то глобальная Škoda немедленно откликнулась на этот тренд. Первой ласточкой чешского автомобиля класса SUV стал Škoda Yeti. Но поскольку модельный ряд кроссоверов вырос, и на них оказался высокий спрос, то вторую площадку в Квасинах пришлось срочно расширять. Теперь здесь выпускают кроссоверы Škoda Kodiaq и Škoda Karoq, также теперь здесь освоен выпуск самой большой Škoda Superb, а к 2022 году сюда переедет производство Volkswagen Passat, а общие производственные мощности составят 300 000 автомобилей в год. На заводе будет занять 9000 сотрудников.

sk_plant66

Другой важный вопрос, который решался владельцем, как встроить чешского автопроизводителя в технологические цепочки собственно группы VAG. И здесь было найдено интересное решение.

Во-первых, в разделении труда между различными подразделениями VW чешской Škoda досталось следующее. Чешские конструкторы и специалисты разрабатывают и производят двигатели модельной линейки моторов самого младшего класса. Сегодня главный завод Škoda Auto в Млада-Болеславе производит двигатели серии EA 211 рабочим объемом от 1,0 л до 1,6 л для сборочных площадок группы Volkswagen в Европейском Союзе, Мексике, Индии и Африки. Сегодня по всему миру ежегодно выпускается свыше 2 млн автомобилей, оснащенных трех- и четырехцилиндровыми двигателями из Млада-Болеслава. Все моторы, разработанные ŠKODA AUTO, отвечают последним европейским экологическим стандартам. А выпуск этого двигателя этой линейки освоен в Китае: на заводах в Шанхае, Чанчуне и Чэнду, также в Бразилии, а в России налажено производство как для местного рынка, так и на экспорт.

sk_plant_EA211

Вдобавок, на производственной площадке завода в чешском городке Врхлаби с 2012 года выпускают автоматическую коробку передач DQ200. Это семиступенчатая автоматическая коробка с двумя сцеплениями DSG серии DQ200 устанавливаются на многие модели Škoda, а также на автомобили других брендов концерна Volkswagen Group. При этом на долю чешского бренда приходится 38% выпущенных во Врхлаби коробок передач, а остальные 62% – на автомобили концерна. Более половины трансмиссий компания отравляет в Германию; кроме того, они используются на заводах в Индии, Польше, России, Испании, ЮАР и Венгрии.

Другими словами, двух вышеприведенных примеров достаточно, чтобы понять, что чешский автопроизводитель встроен в технологические цепочки концерна Volkswagen Group. Что чешские инженеры и конструкторы вносят свой вклад в технологическое развитие концерна.

 sk_plant_22_vrchlabi

АвтоВАЗ, а что не так?

Отметим, что роль глобального дочернего бренда для Renault играет не российская марка Lada, а румынская Dacia. Вот в чем принципиальное различие подхода, поэтому стратегия французской группы по отношению к российскому автопроизводителю принципиально иная.   

Хотя АвтоВАЗ, хотя и перешел под контроль французской компании, бренд Lada считается все же локальной (региональной), а не глобальной маркой.

vesta22_850

Главный рынок продаж автомобилей АвтоВАЗа находится на территории стран СНГ, и прежде всего, в Российской Федерации, а также на рынках соседних стран бывшего СССР. Вдобавок на рынке РФ и Таможенного союза не такое трепетное отношение к экологическим нормам. 

Отсюда следует выстраиваемая новым владельцем стратегия для АвтоВАЗа. И она как мы увидим далее, сильно отличается от аналогичной стратегии по отношению к Škoda Auto.

Вспомните, какие мероприятия первыми провел французский владелец на АвтоВАЗе? Сначала он кардинально реконструировал первую нитку главного конвейера, повысил ее мощность до 350 тысяч автомобилей в год и перенес на нее из Москвы выпуск своих моделей Renault Logan/Sandero и Nissan Almera. Позднее на ней появились отечественные модели Lada Largus и Lada XRay, но на все той же французской платформе В0.

plant_Автоваз_B0

Далее, для обеспечения этих автомобилей альянса моторами и выполнения требований по локализации по соглашению «промсборка-2» была создана линия по производству двигателей, где сначала начался выпуск французских моторов К7М, а затем и ниссановского по происхождению мотора HR16 (H4M) как для автомобилей, собираемых на первой нитке конвейера АвтоВАЗа, так и заводов Renault и Nissan, расположенных в России. Производство коробки передач не локализовано, новая бесступенчатая автоматическая трансмиссия поступает аж из Мексики, речь идет о Jatco JF015E, другие из Франции и Японии. Хотя со временем их могут локализовать.

jatco JF015E

Что же касается такого вопроса, как АвтоВАЗ встраивается в глобальные технологические цепочки Renault Group, то сколько-нибудь весомых достижений пока не видно. В прошлом году было поставлено 15 тысяч комплектов кузовных деталей для Renault Logan на алжирский завод в г. Алжир. Также была информация о том, что некоторое число двигателей будет поставлено на турецкий завод Renault Oyak.

 Lada-Vesta-50-05

Сегодня же, как известно, ведутся работы по переводу моделей АвтоВАЗа на французскую платформу. Первые модели Lada Largus и Lada XRay уже построены, на очереди Lada 4x4 и Lada Granta. На отечественной платформе пока некоторое время остается только относительно новая Lada Vesta. То есть вся техническая политика нового владельца сводится лишь к унификации на французской технической базе. Не будет отечественных технических разработок, наподобие мотора ЕА211, который спроектировали чехи для всего VAG. Остается только догадываться как долго еще останутся в строю наши отечественные моторы и коробки.

Вот такое сравнение, вот такой функционал и такие последствия поглощения одного автопроизводителя другим. Только последствия будут немного разными.

 

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Электрические лебедки: надежные помощники в грузоперевозках

Выбор эффективных электрических лебедок

28 апр 2024 в 16:05

Подробнее >
Photo

Новинки АвтоВАЗа все ближе к конвейеру, или Lada Iskra остался один шаг из пяти

Какова готовность проекта Lada Iskra на АвтоВАЗе 

28 апр 2024 в 09:25

Подробнее >
Photo

Как Россия «докатилась» до китайского мотора

Зачем в России построено новое моторное производство

28 апр 2024 в 09:17

Подробнее >