Если, находясь в пробке, посмотреть на соседние автомобили, окажется, что многие из них — кроссоверы или внедорожники. Несмотря на большую стоимость этих автомобилей по сравнению с легковыми, при той же комплектации, высокие машины популярны в Сибири. Потому что высокий клиренс может спасти и от глубокой ямы, и от подтаявшего снега, и от невесть откуда взявшегося поребрика — да мало ли от чего!
Именно поэтому в последнее время автопроизводители делают ставку на небольшие, часто переднеприводные кроссоверы, а также на внедорожные версии автомобилей различных типов с увеличенным дорожным просветом. В общем, высокий клиренс в России — это хорошо. Это понимают даже обеспеченные люди, так как подавляющее большинство роскошных автомобилей в России — внедорожники. Но и остальные автомобили могут быть ничем не хуже, ведь клиренс — дело поправимое. Главный вопрос, какой способ «подъема» выбрать.
В первую очередь можно, конечно, увеличить колеса — взять диски побольше и шины повыше. Этот способ подходит в первую очередь кроссоверам с жесткой подвеской, у которых есть определенный запас свободного пространства под колесной аркой, а короткий ход подвески не позволит кузову автомобиля цеплять резину даже при существенной нагрузке. Малолитражные седаны и хетчбэки сильно ограничены в возможности увеличить размер колес, так что во избежание неисправностей не стоит менять размерность колес и шин, если это не рекомендовано производителем.
Изменение размерности колес — далеко не самый эффективный метод, но в то же время доступный и простой с технической точки зрения.
Как правильно «проставиться»?
Если же хочется более серьезного результата, нужно модернизировать ходовую часть автомобиля. Одним из популярных видов доводки подвески является модернизация амортизаторов автомобиля путем установки межвитковой проставки. Такая проставка позволяет увеличить дорожный просвет за счет уменьшения хода сжатия пружины. Вследствие подобной модернизации уменьшается рабочий ход амортизатора. Подвеска становится достаточно жесткой в ущерб комфорту, но клиренс при этом повышается на 1–3 см.
Увеличить клиренс вашего авто поможет и неоригинальная пружина, которая не соответствует модели автомобиля. Такие пружины обычно производят кустарно. Впрочем, этот вариант решения проблемы имеет больше минусов, чем плюсов. Подвеска получается практически деревянной. Уменьшается либо прекращается ход амортизатора на отбой, комфорт езды значительно снижается, да и амортизатор в условиях российских дорог быстро изнашивается и становится непригодным. Такой вариант подходит только автомобилям с очень жестким кузовом, к примеру, УАЗу. Но даже в этом случае надо быть готовым к ухудшению управляемости.
Наиболее же практичным способом является увеличение пространства между кузовом автомобиля и опорами стойки. Это позволяет не изнашивать элементы подвески и исключит деформацию кузова, но отчасти ухудшает управляемость из-за смещения центра тяжести автомобиля. По словам специалистов центра «Григорий-Авто», за 16 лет работы из всех клиентов, увеличивших клиренс своего авто, лишь трое отметили ухудшение управляемости. Этот способ заключается в установке проставки между кузовом автомобиля и опорой стойки, которая поднимает кузов. Благодаря этому увеличивается дорожный просвет. В принципе, высота проставки может быть любой, но при слишком большом размере управляемость будет заметно хуже. Поэтому наиболее популярным решением является установка стандартной проставки, которая увеличивает дорожный просвет на 3 см. Немаловажное значение имеет материал, из которого изготовлена проставка. Когда-то в силу своей дешевизны наиболее популярны были полиуретановые прокладки. Но большая разница в плотности используемых материалов (в частности, во время езды постоянно взаимодействуют полиуретан и армирующие металлические втулки) может привести к деформации кузова. Например, при поездках по неровным дорогам полиуретан сжимается, и втулки деформируют кузов автомобиля.
В последнее время большим спросом пользуются алюминиевые проставки. Они обладают высокой прочностью, не ухудшают комфортность езды, не деформируют кузов. Но такие детали очень сильно выделяются на подкапотном пространстве, что портит эстетический вид автомобиля. Кроме того, алюминиевые проставки провоцируют коррозионные процессы на кузове.
Поэтому наиболее «грамотные» материалы для изготовления проставок — пластик и резина. Пластиковые модели изготавливаются из ABC-пластика. Они обладают высокой прочностью, не видны снаружи и под капотом, не уменьшают комфортность езды, не деформируют кузов, не окисляются и не провоцируют коррозионные процессы. Этот пластик широко используется в автомобилестроении для изготовления прочных элементов кузова. Резиновые же проставки почти ничем не уступают пластиковым по своим характеристикам, есть лишь небольшие отличия в износостойкости в зимний период. Установка таких проставок достаточно проста, некоторые компании занимаются их продажей для различных автомобилей. По словам специалистов компании «Григорий-Авто», такие детали приобретают и устанавливают в основном обладатели обыкновенных малолитражных автомобилей без намека на какую-либо вездеходность в целях более комфортного передвижения в любимых россиянами направлениях — город–дача–город. Трех сантиметров для таких условий вполне хватает. Обладатели же внедорожников и кроссоверов в большинстве своем довольны дорожным просветом своих автомобилей, увеличивают клиренс лишь увлеченные бездорожьем экстремалы.
Стоимость проставок вместе с установкой составляет не более 4 тыс. рублей. Так что решайте сами, стоит ли увеличенный на 3 см клиренс таких денег. Напоследок приведем комментарий специалистов пункта технического осмотра «Трансэкспедитор ПТО»: «Любое изменение конструкции автомобиля влияет на техосмотр. Успешное его прохождение зависит от того, насколько увеличен ваш клиренс. При сильном смещении центра тяжести могут возникнуть проблемы с тормозной системой».