+79139857900

Как в автопроме России выявился дефицит мощностей

31 января 2023 в 13:02

Провинциальные города России всегда равнялись на столицу и подражали ей. Для провинциальных начальников, доложить, что «у нас как в Москве», это лучшая форма отчета о правильности действий и принятых управленческих решений. Но сегодня наметилась одна проблема, о которой расскажем своим читателям

 Как известно в конце лета 2020 года Москва окончательно избавилась от одного из видов городского пассажирского транспорта. Речь идет о троллейбусах. Со столичных улиц и магистралей была снята контактная сеть, а парк «рогатых» машин был подарен нескольким десяткам городов страны. Наш канал тогда активно освещал эту тему и рассказал своим читателям о судьбе столичных троллейбусов.

 Казалось бы, что пополнение провинциальных парков относительно «свежим» московским подвижным составом снимает остроту проблемы. Ведь, как известно, в городах России износ автобусного и троллейбусного парка высок, и часто на маршрутах регулярных перевозок работает подвижной состав, произведенный еще в позднем СССР.   

 Практически никто не последовал за примером Москвы по замене парка троллейбусов на электробусы. Слишком дорогое удовольствие. А вот троллейбус с уже раскинутой контактной сетью привычнее и дешевле, нежели инновационные электробусы. 

В конце прошлого года в Государственной Думе РФ состоялись слушания по ситуации, сложившейся в этой отрасли пассажирских перевозок. Были озвучены цифры - ежегодно троллейбусным паркам страны требуется обновлять не менее 1000 единиц подвижного состава. Это нижняя планка. Впрочем, актуальная потребность российских городов, подкреплённая финансированием, значительно выше.

 trolleybus_UFA

Впрочем, с какой интересной проблемой в настоящий момент столкнулась отрасль в целом. Оказалось, что ряд заказов по поставкам троллейбусного транспорта в 2022 году в срок не может быть исполнена. И поставки переносятся на 2023 год. Среди тех, кто не выполняет контракты новый производитель электротранспорта Уфимский трамвайно-троллейбусный завод (УТТЗ), так и вологодское предприятие «Транс-Альфа». То есть неожиданно вырисовалась проблема недостатка производственных мощностей. И это тогда, когда процесс только-только стартовал.

Правда, скоро на помощь троллейбусному дефициту придет Челябинский трубопрокатный завод. Все дело в том, что на этом гиганте советской индустрии компания «Синара» организует выпуск «рогатого» транспорта. И первый заказ в 168 единиц от столицы Южного Урала уже получен.  

 БКМ_4

Напротив, автобусные заводы стран Таможенного союза России, Казахстана и Республики Беларусь, ранее столкнувшиеся с аналогичной проблемой, создали или создают новые мощности, тем самым продуцируя некий избыток мощностей.

 В автобусном дивизионе Группы ГАЗ, в состав которого входят Ликинский, Павловский и Курганский заводы, дефицита мощностей не наблюдается. Курганский завод не загружен полностью. Даже перенос сборки в Зауралье 10-метрового городского автобуса КАВЗ-4270, который мы позиционируем как конкурента многочисленным китайским автобусам аналогичного класса, пока не стал сильным драйвером роста.

 автобус_2022_ЛИАЗ_5292

Не загружен полностью и Ликинский автобус. Еще в советский период времени ЛИАЗ рассчитан на выпуск 10 000 автобусов в год, тогда его основной моделью был «луноход» ЛИАЗ-677. После того как предприятие стало частью Группы ГАЗ была проведена коренная реконструкция предприятия. Наш канал писал о том, с какими проблемами сталкивается подмосковное предприятие в последнее время.

 BW_cityMax9_2

Мы были сильно удивлены, когда на выставке Comtrans 2021 было объявлено, что 32-местный автобус Валдай Next будет выпускаться на Павловском автобусе. Наверняка, резерв производственных мощностей позволяет заполнить программу и этой машиной малого класса. Как и новым автобусом среднего класса CityMax9, о котором наш канал неоднократно рассказывал. Впрочем, до сих пор основная производственная программа Павловского автобусного завода приходится на устаревшую модель ПАЗ-3205 и новое поколение Vektor Next.

 Citymax9_PAZ3204 (2)

Наращиваем автобусные «мускулы»

 Первым, кто столкнулся с дефицитом производственных мощностей оказался камский автогигант. Дочернее предприятие загружено под завязку выпуском автобусов НефАЗ, а также выполнением заказа для Москвы по выпуску электробусов. Частично проблему решили за счет переноса на столичную площадку Сокольнического вагоноремонтного завода (СВАРЗ).

trolleybus_NEFAZ_plant

Сейчас завод в Нефтекамске может выпускать около полутора тысяч единиц пассажирской техники — в основном это автобусы и электробусы. Соответственно, в планах предприятия поднять годовой выпуск вдвое — до 3000 единиц пассажирской техники. Это позволит увеличить выпуск расширенной номенклатуры модельного ряда  автобусов НефАЗ за счет начала производства сочлененной модели КАМАЗ-6285, модели среднего класса КАМАЗ-4299, а также освоить выпуск собственных троллейбусов КАМАЗ-62825. Инвестпрограмма в начале прошлого года оценивалась в 4,1 млрд руб.

 trolleybus_nefaz_62825

Кто реально столкнулся с дефицитом производственных мощностей, так это наши побратимы из Республики Беларусь. Минский автомобильный завод два десятилетия назад создал производственные мощности на выпуск 1500 автобусов в год. Сегодня их не хватает. Даже в этих сложных санкционных условиях МАЗ сумел наладить выпуск антисанкционных автобусов, в том числе современных автобусов МАЗ третьего поколения. Так, на них будут установлены передние оси собственного производства и белорусские системы управления электрооборудованием. Силовые агрегаты и задние мосты китайского происхождения (Weichai, HanDe).

 

Но даже в этих сложных внешних условиях МАЗ приступил к проекту нового автобусного завода. Это завод полного цикла: от заготовки металла до испытаний техники. Площадь будущего производства — 65 тыс. кв. м, из которых 44 тыс. непосредственно производственные площади. Площадка, на которой будет расположен новый завод, находится внутри существующих корпусов МАЗа. На МАЗе, в частности, будет выпускаться и собственный троллейбус в кузове третьего поколения. Его презентовали на выставке BW Expo в Москве в декабре прошлого года.

 trolleybus_volgabus

 И в заключении, о только что закончившемся расширении завода во Владимирской области, выпускающего автобусы Volgabus. Строительство этого автобусного завода было начато в 2014 году, а первый автобус выкатился из заводского цеха в 2017-м. На текущий момент в комплекс инвестировано 4 млрд руб. А в 2022 году была открыта вторая очередь производственного комплекса и производственные мощности увеличены до 2000 автобусов в год. Правда, собственной модели троллейбуса у Volgabus пока нет.

 

То есть производственные мощности по выпуску автобусов в последние годы возросли и идет их наращивание. Если в ближайшем будущем потребности городов России в новой пассажирской технике будут финансироваться на текущем уровне, то ни о каком избытке речи быть не может. Но с другой стороны, сохранится недостаток мощностей по выпуску троллейбусов.

 Здесь на память приходит попытка Ликинского автобусного завода зайти в этот сегмент рынка. В период с 2005 по 2012 год завод выпускал троллейбусы. Но на этой ниве он не смог отвоевать сколь-нибудь серьезную долю рынка. Надеемся, что у российского КАМАЗа, белорусского МАЗа будут другие завоевания и успехи. И дефицит троллейбусных мощностей будет преодолен.   

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Почему АвтоВАЗу необходима "народная иномарка"

Как АвтоВАЗ попадет в класс "народных иномарок" 

17 май 2024 в 09:13

Подробнее >
Photo

Почему не прижились «монстры» на городских маршрутах

Почему в России нет трехсекционного пассажирского транспорта

17 май 2024 в 08:57

Подробнее >
Photo

Как вырастают автомобильные гиганты, или как заработать на автопроме

Как вырос крупный автопроизводитель на север Африки

17 май 2024 в 08:43

Подробнее >