+79139857900

Как венгры научили отечественных автостроителей любить пассажира

26 ноября 2021 в 13:39

Каким был общественный транспорт нашей страны более полувека назад в 60-ые годы прошлого века? Многие вспомнят эпизод из кинокомедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». Поставленная в юмористическом стиле ситуация талантливым режиссером сразу высвечивает недостатки автобусов, которые тогда массово выпускались советским автопромом на Ликинском заводе.

Напомним, что в кадре был задействован самый массовый городской автобус того времени ЛИАЗ-158.

ЛИАЗ_158_1

Итак, что же «высветил» фильм? Первое, это узкие входные двери. Помните, пропуская то дамочек, то детей, то ставший преградой зонтик, герой фильма Шурик не мог попасть в салон очередного автобуса. Второе. Теснота в салоне. Между сидениями на два места, которое, кстати, занимал здоровяк Федя, был расположен узкий проход, в котором теснились пассажиры. Пройти спокойно, не задевая стоящих пассажиров, по такому проходу, не представлялось возможным. Правда, ради истины стоит вспомнить, что кадры завязки конфликта снимались в салоне автобуса ЗИС-155, предшественника «сто пятьдесят восьмого». Но это не принципиально - компоновка салона была одинаковой.   

 

ЛИАЗ_158_много

 

Самый массовый советский автобус 60-ых ЛИАЗ-158  на самом деле имел очень небольшую вместимость для обслуживания городских маршрутов,  имеющих высокий пассажиропоток. Но советская промышленность тогда еще не выпускала городских автобусов большого класса. Только в 1967 году на свет появился ЛИАЗ-677, «луноход», как прозвали его в народе. И с 1970 года он стал самым массовым городским автобусом, сместив с пьедестала своего предшественника. Вдобавок, новая модель на несколько порядков превосходила ЛИАЗ-158. Это был более вместительный, более мощный и более комфортный пассажирский транспорт.

ЛИАЗ_158_салон2

Пассажирский салон автобуса ЛИАЗ-158

Но вернемся в 60-ые. И вот что интересно. Это автобус относился к классу городских 9-метровых машин. Его вместимость составляла 60 пассажиров, с 32 местами для сидения. Транспортное средство было оснащено двигателем ЗИЛ-158, развивающим мощность 109 л.с. Двигатель расположен справа от водителя в кабине, отгороженной от салона глухой перегородкой с остеклением. Привод на задний мост через карданную передачу с двумя подвесными подшипниками. Кузов автобуса — несущий, вагонного типа с двумя узкими четырёхстворчатыми дверьми для пассажиров. Двери для пассажиров, в отличие от современных автобусов, открывались не внутрь, а наружу. Вот краткое описание этакого типичного представителя советского автопрома из 60-ых. Как видим, достаточно плохо адаптированного для работы на городских маршрутах того времени.

ЛАЗ-695

Тогда же советский автопром начал выпуск автобусов на Львовском заводе. Это были заднемоторные машины, с такими же двумя узкими дверями. В салоне сиденья были установлены по формуле 2+2, с узким проходом. В общем несколько другой автобус такого же класса. И эти машины, предназначенные для обслуживания пригородных маршрутов часто из-за того, чтобы ПАТП обеспечить так называемый выпуск,  также ставили на городские маршруты.     

Икарус_620

А в это время к нам в страну стали поступать венгерские машины. В Совете Экономической Взаимопомощи в 60-ые годы определились со специализацией входящих в эту организацию стран. И маленькой Венгрии было предписано развернуть широкомасштабное производство автобусов.

 Мы обратим внимание на одну модель, которая одной из первых пришла в наши города. Она демонстрировала иной подход к конструированию автобусов, которые были удобнее для пассажира. Речь идет о городских  автобусах среднего класса Иварус-620. Их производство охватывает период 1958-1972 гг. То есть производство венгерского и советского автобусов хронологически совпало.

 Ikarus_620_1 (1)

И здесь стоит обратить внимание на ряд моментов. В отличие от отечественных моделей в венгерской машине многое продумано с точки зрения удобства поездки пассажира.

Во-первых, наличие двух четырехстворчатых дверей, по два прохода в каждой. Это позволяло ускорить посадку и высадку пассажиров. Если бы такой автобус подошел к остановке, на которой находился герой вышеупомянутого фильма Шурик, ему бы не пришлось пропускать вперед дамочек, детей, а он бы зашел в автобус вместе с ними.

Второй момент. В этом автобусе в заднем свесе находилась большая накопительная площадка. Поскольку автобусы в те времена были высокопольными, то для доступа на нее нужно было преодолеть всего лишь одну ступеньку, другая ступень располагалась в салоне.

икарус_620_задняя площадка

И самый важный момент. В сиденья в салоне венгерского автобуса размещены по формуле 2+1. То есть в салоне был довольно-таки широкий проход.

Зачем мы вам это все рассказываем? А вот зачем.

икарус_620_салон

Дело в том, что подход примененный венгерскими автобусостроителями в модели Икарус-620, был без существенных изменений перенесен на более свежую советскую машину ЛИАЗ-677. Смотрите, все, кто ездил на «луноходах» помнят большую заднюю накопительную площадку, широкий проход в салоне, где сидения по формуле 2+1. Четырехстворчатые двери позволяли сразу двум пассажирам осуществлять посадку/высадку, что значительно ускоряло процесс на остановке.

Икарус_620_ЛАЗ

Вот так венгерские машины стали образцом для советских конструкторов автобусов. А тем временем венгерские специалисты уже шли дальше и в начале 70-ых появились автобусы Икарус 200-й серии.  Но это уже совсем другая история.              

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

ЛИАЗу остался один год

Ликинский автобус готовит новый CityMax 12 большого класса

19 апр 2024 в 06:50

Подробнее >
Photo

Почему не найден ответ на вопрос: нужен ли метрополитен российским миллионникам?

Почему нужно дифференцировано подходить к развитию метро в городах-миллионниках

19 апр 2024 в 06:36

Подробнее >
Photo

Почему АвтоВАЗ упустил новый флагман, или как Renault прощается с Megane

Почему новое семейство румынской Dacia могло бы стать флагманом АвтоВАЗа

19 апр 2024 в 06:24

Подробнее >