+79139857900

Как вписаться в глобальную автоиндустрию и стать чемпионом

27 декабря 2022 в 09:34

Выбор парадигмы развития автомобильной промышленности Российской Федерации сегодня колеблется между автаркией и глубокой кооперации с китайской автоиндустрией. Современный мир таков, что модель автаркии, когда все до последней гайки выпускается на своих заводах, означает путь в советскую модель. С ней хорошо знакомы многие наши читатели, с ее негативными и даже положительными чертами. В тоже самое время всемерная интеграция с китайским автопромом также не идеальна и несет многочисленные риски. Но на пространстве стран бывшего СЭВ и Варшавского договора имеются удачные примеры как автопром отдельно взятой страны вписался в глобальную систему. Речь идет об одной пятимиллионной центрально-европейской стране.    

Тридцать лет назад на карте Европы родилось новое государство – Словакия. Его появление связано с «бархатным разводом». Чехия и Словакия показали всему миру, как можно мирно разойтись и жить отдельно. Не будем углубляться в историю этого «развода», оставим историкам и политологам этот анализ. В нашем профильном дзен-канале нас интересует автомобильный вопрос. И тут и у Чехии, как старого и заслуженного автопроизводитля Европы, и у нового государства Словакии есть интересный опыт. Ведь эти страны интегрировались в мировую автоиндустрию, и явили пример, как в глобальной экономике можно построить современный автопром мирового уровня.

Еще тридцать лет назад в Чехии было произведено 220 тысяч автомобилей (понятно, что это были авто марки Skoda, в основном модели Favorit). А вот в Словакии хотя и были автозаводы в столице Братиславе и городке Трнава, но они не отличались массовым выпуском автомобилей и высокой производительностью. 

slovakia_plant_worker

Сегодня словацкая автомобильная промышленность, спустя 30 лет после «развода» стала даже более мощной, чем чешская. У Словакии мировой рекорд – она производит в год 184 автомобиля на 1000 жителей. А в соседней Чехии по итогам прошлого года на 1000 человек приходится 105 произведенных автомобилей.

За счет каких автопроизводителей вырос автопром этих стран? Мало кто из наших читателей знает, что сегодня в Чехии выпускают автомобили три автопроизводителя (включая домашнюю Skoda). А вот в соседней Словакии – их сегодня четыре, а скоро появится пятый.

slovakia_KIA

В Чехии помимо Skoda обосновались корейский Hyundai и японская Toyota. В прошлом году эти автопроизводители произвели вместе 1,105 млн легковых автомобилей, а в этом году производство вырастит до 1,2 млн. В последние два года отрасль пострадала от пандемии коронавируса, и вдобавок от нехватки запчастей и срывом транспортно-логистических цепочек поставок.

Впрочем чешский автопром продолжает развиваться и сегодня принято решение о сооружении  завода по производству аккумуляторов для электромобилей немецкой VW Group недалеко от  Пльзеня. Точное место о локализации предприятия будет принято в следующем году.

slovakia_plant

Немаловажный момент. Чешская автоиндустрия имеет экспортоориентированный характер. В прошлом году ей было произведено продукции (автомобилей и автокомпонентов) на 1,102 трлн крон. В тоже самое время объем экспорта составил 911,5 млрд крон. Успехи Чехии хорошо известны, а вот чем же прославилась пятимиллионная Словакия

В 1993 году в Словакии было произведено небольшое количество автомобилей Volkswagen. В тот год Братиславский автозавод перешел под контроль немцев. Сегодня на территории Словакии работают автосборочные заводы Stellantis (Peugeot) в Трнаве,  корейской KIA в Жилине и даже  словацкий завод Jaguar Land Rover. Все эти предприятия суммарно выпустили 1,1 млн автомобилей в 2019 году перед ковидными ограничениями.

slovakia_KIA_2

А вот значение для Словакии автоиндустрии велико. На заводах занято 164 тыс. работников, отрасль дает 43% экспорта страны. И также напомним, что на 1000 жителей в Словакии производится больше всего автомобилей в мире.

На примере этих двух стран видны результаты создания экспортоориентированной модели автопрома. Для таких небольших государств с небольшой численностью населения и небольшим внутренним рынком, это единственный способ встать в разряд стран с развитой автоиндустрией.

Но нас, конечно же, больше волнует модель и путь, который предстоит выбрать российском автопрому, который имеет несравненно бОльший и емкий внутренний рынок, ограниченные возможности экспорта и налаживание новых интеграционных связей.     

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Как китайский автобус пробивает себе дорогу в Россию

Китайская марка Yutong ворвалась в топ автобусного рынка Российской Федерации

8 фев 2023 в 18:16

Подробнее >
Photo

Nissan наш!

Зачем АвтоВАЗу избыточные производственные мощности завода Ниссан Мэнуфэкчуринг Рус...

7 фев 2023 в 15:46

Подробнее >
Photo

Как попасть в жаркие объятия «дракона», или такие разные автоинтервенции

Как российский авторынок освободился для китайского автопрома, а европейский...

7 фев 2023 в 10:39

Подробнее >