Как просчитались автомобильные эксперты и маркетологи, когда на переломе первого и второго десятилетия они выдавали один за другим прогнозы о том, что к 2020 году Россия будет первым рынком Европы, и обгонит крупнейший по емкости рынок Германии. Эти прогнозы ложились на стол топ-менеджерам ведущих мировых автопроизводителей. В свою очередь, те принимали решение о строительстве сборочных площадок на территории нашей страны. Впрочем, оказалось, что эти эксперты и маркетологи не учли ряд факторов.
Действительно, в период 2012-2013 гг автомобильный рынок РФ находился на пике продаж. Ежегодно россияне приобретали в салонах официальных дилеров 2,77-2,98 млн новых автомобилей. А до прогнозного уровня в 3,5-4 млн в 2020 году оставалось не так далеко.
Но затем наступил 2014 год и страна попала под первые санкции. Реакцией авторынка на эти меры оказалось снижение продаж до уровня 1,6-1,7 млн. в 2018-2019 гг. Также автопроизводители откликнулись на понижение покупательской способности россиян выводом ряда «неходовых» моделей, а некоторые бренды просто покинули российский авторынок. Ковидный 2020 год показал еще одно снижение продаж. В следующем 2021 году произошел небольшой отскок. И вот наступил обвальный 2022 год. (см.инфографику №1). Вместо 3,5-4 млн новых машин россияне купили 626 тысяч новых. В автомобильном мире не нашлось такого провидца, который смог бы сделать точный прогноз.
Инфографика 1. Развитие российского авторынка в период 2018-2022 гг., тыс. автомобилей
Но, несмотря на такие проколы, приходится констатировать, что без таких прогнозов работать и рассчитывать пути развития предприятия отрасли нельзя. На днях консалтинговая компания «Технологии доверия» составила прогноз развития на ближайший период.
На инфографике №2 показаны два варианта развития российского автомобильного рынка – базовый (вверху). Одно из условий данного прогноза – отсутствие геополитических и макроэкономических потрясений. Получается, что специалисты и эксперты, наученные опытом 2014 и 2022 гг, ограждают себя от таких внешних флуктуаций.
Инфографика №2. Прогнозные варианты развития российского авторынка 2024-2028 гг, тыс.автомобилей
Столбчатые диаграммы инфографики, расположенные ниже, представляют цифры оптимистичного (максимального) варианта прогноза. Его реальность обоснована отложенным спросом, экономической стабилизацией, стабилизацией цен, дальнейшим проникновением китайских брендов, частичным восстановлением локальной сборки иномарок, появление новых игроков и т.п.
Этим прогнозом даже на текущий год поставлена «вилка» - 1 280 тыс. и 1 450 тыс. новых автомобилей. Если же проанализировать крайний год данного прогноза, который принят на 2028 год, можно констатировать, что базовый прогноз – это фактически прогноз восстановления к уровню 2018-2019 гг. Максимальный же прогноз констатирует даже некоторое превышением уровня предыдущего посткрымского периода.
От ведущих автопроизводителей к новому рынку
Одновременно автомобильное агентство «Автостат» обнародовало информацию о структурных изменениях, произошедших на российском авторынке за два с небольшим года. Фактически перед нами наглядно представлены две разные модели автомобильных рынков. Примечательно, что граничной датой предыдущей модели взяты показатели февраля 2022 года. Структура от 02.2022 демонстрирует итог развития предыдущих 20 лет, когда российская автоиндустрия втягивалась в глобальный авторынок. Европейские по происхождению марки заняли долю 28%, на втором месте корейские Hyundai-KIA с 23% долей, японские марки (18%), а отечественные марки Lada, УАЗ вытянули только 20% рынка, или пятую часть. Доминирующие сегодня китайские бренды не занимали и десятой части интереса российских покупателей (9%).
Демарш весны 2022 года европейских, корейских, японских и американских автопроизводителей привел к тому, что сегодня их доля чуть более 5%. Напомним, что они прекратили официальные поставки своих автомобилей в Россию, купить их только возможно по параллельному импорту.
Освободившееся место на рынке очень быстро было занято китайскими автопроизводителями, доля которых выросла до 56,7%. В свою очередь, российские автопроизводители сумели увеличить свою долю с докризисных 20% до 33,8%.
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен
Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте
Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz