+79139857900

Каков ты, современный российский автосервис

4 августа 2021 в 11:11

Развитие и становление автосервисного рынка страны, которое произошло за более чем два десятилетия новейшей истории, априори предполагает некое подведения итогов: что же в конечном итоге получилось в результате? Какова современная модель российского автосервиса, чем она отличается от зарубежных автосервисных рынков, какие тренды преобладают сегодня на российском рынке, как они будут изменять облик  среднестатистического центра технического обслуживания автомобилей? Об этом наш материал.

 

Стабилизация цен на нефть и даже некоторый рост в последние полгода, улучшение общемировой экономической ситуации, а также снятие всех или почти всех ограничений привело к существенному росту спроса на автомобили. Из-за остановок производства полупроводников возник даже дефицит некоторых моделей. Изменения затронули не только рынок новых машин, поменялся спрос и на подержанные автомобили.

Следствием этих трендов так называемой новой реальности становятся изменения различных показателей, которые в той или иной степени влияют на частоту и интенсивность сервисного обслуживания автомобилей. Одними из них являются средний пробег и сроки владения. Рост пробега и сроков владения весьма существенная характеристика и особенность послекарантинного периода. Сегодня фиксируется снижение интенсивности использования общественного транспорта, одновременно растет интенсивность использования личных

автомобилей, в том числе и для дальних путешествий. Это отражается на величине пробегов: они не только восстановились до значений 2019 года, но и значительно превышают их.

autoservice3

Но обо всем по порядку. Сегодня российский автопарк один из самых возрастных, в сравнении с другими развитыми и даже развивающимися странами. Средний возраст зарегистрированных автомобилей в РФ составляет 13,9 лет, тогда как в США он не превышает 11,9 лет, в ФРГ – 9,8, а в Китае и вовсе 5,3 года. Это констатируется в исследовании, проведенном Gruzdev-Analyze.

 Однако в Российской Федерации существует большой разрыв между зарегистрированным и движущимся автопарком. Средний возраст движущегося парка автомобилей в РФ составляет 9,9 лет, что на 4 года меньше возраста всего парка страны. Для сравнения: в ФРГ средний возраст зарегистрированного парка 9,8 лет, а движущегося – 9,6. Это важно для понимания того, какие ремонты и операции будут востребованы на СТО. Зависимость тут такова: чем старше парк автомобилей, тем больше поломок, тем более технически сложные ремонты будут востребованы у клиентов. Этот показатель также влияет и на структуру рынка  запчастей.

Немаловажным фактором для функционирования автосервисного рынка является средний пробег автомобилей. В 2020 году этот показатель в РФ был зафиксирован на уровне 12 846 км, при этом пробег в сравнении с предыдущим 2019 годом немного вырос (12 719 км).

В принципе, российский рынок имеет большой потенциал роста показателя среднего пробега. Для сравнения: в США, где автомобиль является частью, причем существенной, американского образа жизни, а главным средством мобильности американского населения был и есть собственный автомобиль, средний пробег которого в 2020 году составил 20 174 км.

 Автосервисы и факторы роста

 За последние годы рынок автосервисных услуг в России значительно вырос, изменились так же его структурные показатели. Об этом свидетельствует тот факт, что сегодня в Российской Федерации насчитывается 50,3 тыс. автосервисов. В это число входят совершенно разные предприятия: гаражи, шиномонтаж, крупные сервисные центры дилеров.

Впрочем, интересно вот такое сравнение. При сопоставимых цифрах среднего возраста движущегося парка, среднего пробега одного автомобиля и общего количества легковых автомобилей, число предприятий автосервиса в России пока примерно в полтора раза ниже, чем в ФРГ, где насчитывается 83 400 автосервисных предприятий. Это говорит лишь об одном: у автосервисного рынка страны остался потенциал для экстенсивного развития, иными словами, увеличения количества СТО.

Важно обратить внимание не только на абсолютные цифры, но и относительные. В той же ФРГ на один сервис приходится в среднем 577 автомобилей, а в РФ – 978.

autoservice1

Удивительно, что в России, как и в развитых странах, наподобие США и ФРГ, а также в Китае, показатель заезда автомобилей в автосервис практически одинаков. Среднее число машинозаездов в год не превышает двух раз, в ФРГ он даже несколько меньше – 1,9. Таким образом, ожидать большей частоты заездов не приходится. И их увеличение не может стать фактором развития сервиса.

Впрочем, есть еще один источник для потенциального роста рынка автосервисных услуг. Это наличие в структуре ремонта автомобилей огромной по меркам развитых рынков доли самостоятельного ремонта. В РФ этот показатель оставляет беспрецедентную величину – 31%. Причем при его расчете были исключены такие простые операции, которые могут выполнять в автосервисах, как долив жидкости стеклоомывателя, или замена щеток стеклоочистителя и т.п.

На развитых рынках такой ресурс, как самостоятельное обслуживание и ремонт автомобиля владельцем, практически исчерпан, достаточно оценить такой показатель на рынке в ФРГ (6%). В свою очередь на молодом и формирующемся рынке Китая, по сути, нет традиции самостоятельного ремонта своего автомобиля владельцем (2%). На этом фоне удивительным образом выглядят США, где самостоятельным ремонтом занимаются 18% автовладельцев, что обусловлено не только особой системой расселения, но и традициями. На рынке США, в отличие от двух вышеназванных стран, самостоятельный ремонт владельцами автомобилей поддерживается наличием огромной сети магазинов автозапчастей, количество которых превышает 64 000 торговых точек. В РФ таких торговых точек в два раза меньше, а в поведенческом аспекте при самостоятельном ремонте превалирует фактор экономии.

В основном автосервисы в развитых странах не принимают водителей, которые привозят с собой свои запчасти, купленные в сторонних магазинах.

 Однако в России это распространенная практика. Практически одна треть (32%) водителей посещают сервис со своими запчастями. В США доля таких водителей 5%, в Германии 2%, а на формирующемся рынке Китая такая практика просто отсутствует как явление. Более того, в России часто даже при делегировании ремонта сервису водители имеют возможность выбрать бренд и происхождение запчастей. Таким образом, автосервисы теряют выручку от такого поведения отечественных автовладельцев. В свою очередь, представители производителей запчастей и расходных материалов просто обязаны проводить рекламные акции и кампании, поскольку без узнаваемости бренда в России нельзя работать.

autoservice4

Ничего удивительного нет, что по показателю средней стоимости машинозаезда Россия уступает довольно значительно другим рынкам. В среднем один машинозаезд в  отечественное СТО обходится автовладельцу в $80, тогда как в ФРГ клиент оставляет в среднем в три раза большую сумму ($244). Соответственно, объем рынка автосервисных услуг имеет в несколько раз большую емкость.

 

Что влияет на выбор

 Но не стоит преувеличивать значение фактора экономии при обслуживании и ремонте автомобиля. Это не главный фактор при выборе автосервиса. На первый план в критериях выбора независимой СТО выходят внеэкономические причины. На первом месте у российского автомобилиста выступает критерий доверия к качеству ремонта, а также сервис с хорошей репутацией и положительными отзывами. И лишь на третьем месте находится критерий  «низкие цены», на который указало 38% автомобилистов. В то же время на рынках развитых стран доверие к качеству ремонта превалирует над всеми иными факторами. Лишь на быстрорастущем рынке Китая автовладельцы пока ставят на первое место низкие цены (54%) независимого сервиса.

Иерархия критериев современного российского автовладельца выглядит таким образом. На первом месте доверие к качеству ремонта (43%), сервис с хорошим имиджем (38%), низкая цена (38%), оперативность в работе и небольшой срок ремонта (34%), удобное местоположение сервиса для клиента (24%), хорошее консультирование (12%), доброжелательный и опытный персонал (8%), привычка (7%).

 diagramma_rynok

Структура для роста

 После достаточно длительного срока в два десятилетия развития автосервисного рынка, в России сформировалась такая его структура, в которой заложен определенный потенциал для развития и роста (диаграмма). Структура характеризуется достаточно невысокой долей дилерского сервиса (16%). Для сравнения, на развитом рынке ФРГ его доля 26%. На старых рынках его доля несравненно выше, как и на быстроразвивающемся китайском рынке (до 50%), где на этот показатель влияет возраст автомобилей его «молодого» парка, находящихся на гарантии.

Также российский автосервисный рынок отличается высокой долей так называемых «других» автосервисов, читай, гаражей. На сетевой сегмент автосервисного рынка в стране приходится пока 9% (в ФРГ – 17%). И в этой цифре заложен высокий потенциал роста. Сегодня на территории РФ в сети Vianor насчитывается более 450 автосервисных точек, в сети Exxon Mobile – более 400, Fit Service – 250. Конечно, это несравнимо с численностью сервисов в сетях США, где количество сервисов достигает нескольких тысяч единиц. На старом и сформировавшемся рынке ФРГ крупнейшие сети насчитывают более 1000 сервисов.

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Преодолеть автокомпонентный разрыв

Как преодолеть диспропорции  развитии отечественного автопрома

5 авг 2021 в 14:06

Подробнее >
Photo

Прощай, ДВС: сценарий перехода автопроизводителей на электропривод

В какие сроки и как будет осуществляться переход от ДВС к электромобилям по версии...

2 авг 2021 в 12:10

Подробнее >
Photo

Прощай, ДВС, или как будут работать автосервисы с электромобилями

2 авг 2021 в 08:28

Подробнее >