+79139857900

КАМАЗ нового поколения становится все более российским

30 января 2025 в 08:56

Сегодня вряд ли кто помнит, как несколько лет назад в казахстанском городе Кустанай стартовало строительство двух заводов совместных предприятий с участием КАМАЗа и местного партнера. На церемонии закладки первого камня присутствовали высокие гости. В планах было строительство двух современных заводов. Один специализировался на производстве высокоточного литья, в том числе блоков цилиндров и головок блоков цилиндров. Второй – для выпуска компонентов ведущих мостов. Для этих проектов планировались масштабные инвестиции в несколько сотен миллионов долларов.

Правда, сегодня ничего не слышно об этих казахстанских проектах КАМАЗа. Но интернет знает все, и погуглив, можно найти информацию от 2023 года, где говорится, что камский автогигант вышел из состава совладельцев этих предприятий.

Наш канал не зря вспомнил об этих проектах, поскольку, оказалось, что выпуск блоков цилиндров для новейшего двигателя КАМАЗ-910 теперь налажен на мощностях литейного завода на территории автогиганта в Набережных Челнах. Вот такой поворот.

камаз_самосвал33

Впрочем, подсанкционному предприятию, каким является КАМАЗ будет лучше, если все производство будет сосредоточено на месте, или, по крайней мере, собственно на территории страны, где все будет под контролем. В этом случае вопрос не только в формировании антисанкционной повестки, вопрос несколько шире. Поскольку новой линейке камазовской техники, известной как К5, предстоит конкурировать с заполнившим российский рынок китайской продукцией, и важно не сдать домашний рынок. А как известно, еще есть риск вторичных санкций.

Но от теории вернемся к поколению автомобилей КАМАЗ К5. Важно понять, насколько локализован главный агрегат грузовика – двигатель КАМАЗ-910. Поскольку новый силовой агрегат был разработан еще в прошлом десятилетии в сотрудничестве с швейцарской компанией Liebherr, понятно, что для быстрейшего освоения серийного производства пришлось часть деталей и узлов закупать у западных партнеров. Но после того, как КАМАЗ попал в санкционные списки, это стало невозможно.

На сегодня нельзя сказать, что производство мотора КАМАЗ-910 полностью импортозамещенное. Его можно определить, скорее, как санкционноустойчивое – комплектующие, закупаемые ранее у западных поставщиков заменены поставщиками из дружественных стран. Понятно, в основном о какой стране идет речь. Арифметика такова - из более чем четырех сотен деталей и узлов двигателя, ранее импортировали порядка семи десятков.

камаз_910_1

Какие же узлы и детали заменены отечественными? О блоке цилиндров уже упомянуто выше. В процессе импортозамещения в состав двигателя внедрен отечественной электронный блок управления мотором. Система впрыска топлива Common Rail также вскоре станет отечественной. Закончены испытания таких систем производства Алтайского завода прецизионных изделий (АЗПИ), и со следующего года начнутся поставки из Барнаула на конвейер в Набережные Челны.

Кстати, следует отметить, что в следующем 2025 году производственная мощность конвейера, на котором ведется сборка нового двигателя семейства КАМАЗ-910 будет увеличена с 12 до 30 тысяч моторов в год. Также планируется выпуск моторов этого семейства, работающих на сжиженном и компримированном природной газе. Примечательно, что в процессе импортозамещения удается не снизить показатели ни межсервисного интервала, ни ресурса мотора.

камаз_910_2

Также в течение двух лет КАМАЗом проводилась работа по локализации семейства грузовиков поколения К5. Например, кабины грузовика. Сегодня выпускаемые кабины полностью на 100% состоят из российских деталей – водительское и пассажирское сидения, климатическая система, приборная панель и другие детали интерьера, все - российского производства. Напомним, на территории КАМАЗа в мае 2019 года был открыт завод каркасов кабин. Прежде, до четверти деталей для него закупалось за рубежом, от западных поставщиков.

кабина_камаз_К5

В принципе на сегодняшний день КАМАЗ справился с задачей создания санкционноустойчивых грузовиков поколения К5. Но на этом работа по локализации не только не закончена, а будет продолжена. Особо важной задачей текущего этапа становится работа над локализацией критически важных узлов и агрегатов.

К сожалению, два года назад, когда камский автогигант попал в санкционные списки, в РФ не оказалось своего производства ряда важных комплектующих. Это касается современных тормозных систем, автоматической коробки передач, ведущих мостов. Оперативно удалось договориться о поставках в Набережные Челны с восточными партнерами. Сегодня в повестке дня задача сделать эти системы и агрегаты российскими.

Прогресс по ряду комплектующих очевиден. В настоящее время заканчиваются испытания ведущих мостов для магистральных тягачей. А в следующем году начнется их серийное производство. И в течение пары лет все модели семейства К5 перейдут на комплектование собственными мостами. Пока серьезный вызов представляет локализация автоматической коробки передач. Но это тема для другого большого разговора.

камаз_54902_G

Семейство грузовиков поколения К5 это не только уже хорошо известный седельный тягач КАМАЗ-54901 с формулой 4х2, с рядными 6-цилиндровыми дизелями мощностью 460 или 540 л.с. Новый тягач уже не редкость на междугородных трассах страны. Это еще и двухосный седельный тягач КАМАЗ-54902 с низкой крышей и одним спальным местом. Это и семейство новых самосвалов. И облегченных шасси КАМАЗ-53251 и КАМАЗ-53252, которые относятся к другому классу техники. В целом, новое поколение камских грузовиков уверенно идет в будущее.

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие новости

Photo

Движение вверх, или как российский авторынок поднялся в мировом рейтинге

Какие страны вошли в ТОП-20 ведущих автомобильных...

9 фев 2025 в 08:10

Подробнее >
Photo

Самые-самые, или кто на вершине мирового автомобильного «Олимпа»

Кто оказался на вершине мировых автомобильных...

9 фев 2025 в 08:05

Подробнее >
Photo

Нужны гиганты и солидные марки, или китайский Changan в поисках места сборки

Почему Changan договаривается о контрактной сборке с Автотором

9 фев 2025 в 07:55

Подробнее >