+79139857900

Китайская революция на рынке грузовиков

1 марта 2023 в 16:21

Кардинальные перемены произошли на рынке новой грузовой техники России. Это было вызвано целым рядом негативных событий и явлений, среди которых и уход из страны «большой европейской семёрки», и новая волна санкционных ограничений, и начавшаяся новая волна китайской экспансии, и резко сузившийся модельный ряд предложения отечественных автопроизводителей. Все это вместе сыграло свою роль в переформатировании рынка грузовой техники страны. 

 Глядя сегодня на поток грузовых автомобилей, движущихся по дорогам как внутри российских городов, так и на загородных трассах, заметно, что появилось большое число новых грузовиков с ранее неизвестными шильдиками. И таких машин с каждым месяцем становится все больше и больше.  Это грузовики китайских марок. Складывается впечатление, что на российский рынок грузовой техники нахлынула «вторая» волна из Поднебесной.

Она чем-то напоминает первую, которая случилась в первом десятилетии,  в так называемые «нулевые» годы. Но тогда эта волна после мощного наката быстро откатилась назад. Причина довольно проста – грузоперевозчики и строители «распробовали» китайскую технику. Одни поняли, что её надо эксплуатировать на износ и затем просто утилизовать. Других бизнесменов,  чья хозяйственная деятельность базируется на долгосрочном видении бизнеса, в китайских грузовиках не устроило отсутствие запчастей, нормальной базы сервиса. Выявились и другие негативные моменты эксплуатации. Поэтому большинство перевозчиков и строителей остались лояльными потребителями техники «большой европейской семёрки» (Volvo, Scania, MAN, Mercedes-Benz, IVECO, DAF, Renault).   

 грузовой 5

Что же происходит на российском автомобильном рынке грузовой техники сегодня? Напомним, ещё весной прошлого года «большая европейская семёрка» устроила демарш, и с 1 июля 2022 года все её бренды ушли из Российской Федерации. Вдобавок, на уровне Евросоюза было принято решение о прекращении поставок двигателей и запчастей. Действующие производственные мощности европейских автопроизводителей на территории РФ оказались заморожены.

 Практически то же самое сделали и японские автопроизводители грузовой техники. Были заморожены, в частности, проекты Hino Motors в Подмосковье, прекращены поставки новых грузовиков и лёгкого коммерческого транспорта. Но, как известно, «свято место пусто не бывает». И этот вакуум быстро заполнили китайские автопроизводители.

 Это произошло ещё и потому, что российские автопроизводители, особенно КАМАЗ, были связаны различными кооперационными и иными связями с европейской автоиндустрией. Затем КАМАЗ попал под санкции и не смог быстро заполнить образовавшийся вакуум. Камский автозавод сосредоточился на выпуске морально устаревшей техники грузовиков поколения К3. Далее пришлось начать процесс импортозамещения новейшего семейства камских грузовиков К5, поскольку в этой технике было много зарубежных узлов и компонентов. И поскольку этот процесс не быстрый, и поиск российских поставщиков идёт достаточно медленно, полностью импортозамещенный грузовик К5 пока не вышел в серию. Потому для китайских автопроизводителей сложились весьма благоприятные условия на российском рынке грузовой техники. 

 грузовой 4

Все эти тренды нашли своё подтверждение в статистических данных, характеризующих итоги и прошлого, и начала текущего года. Демарш европейских автопроизводителей привел к тому, что доля «большой семёрки» на рынке грузовой техники РФ за прошлый год резко сократилась –  с 26,3% в 2021 году до 7,6%  в 2022. В текущем году этот негативный тренд сохранится. По итогам двух месяцев 2023 года ни один европейский бренд не попал даже в ТОП-10 российского рынка (см. табл). Резко сократилась и доля японских грузовиков.

 Доля белорусской марки МАЗ осталась стабильной, несколько снизилась доля «Урала». Не обошло снижение и  доли КАМАЗа, которая уменьшилась за год на 12 пунктов. И, наконец, резко выросла доля китайских автопроизводителей. В прошлом году наблюдался рост с 8% до 30,5%. А по итогам первых двух месяцев грузовики из Поднебесной захватили более 50% российского грузового рынка. 

 Самый главный вывод из нашего анализа большого массива данных – на российском рынке грузовой техники «большую европейскую семёрку» постепенно заменила «большая китайская пятёрка».

 ТОП_10_марки_грузовой

Здесь требуется пояснение. Не у всех китайских автопроизводителей, представленных в Российской Федерации, в прошлом году и начале текущего года появились реальные достижения в освоении российского рынка грузовой техники.

грузовой3_1

 Конечно, лидер китайского сегмента Shaanxi (Shacman) сохранил лидерскую позицию, увеличив объёмы продаж в четыре с половиной раза. Также увеличили продажи FAW (в 9 раз), Howo (в 3 раза).  Но настоящий прорыв произошел у китайской марки Sitrak, которая стремительно влетела в ТОП-3 российского грузового рынка. 2022 год можно было бы назвать «годом Sitrak».

 В целом же можно констатировать: на российском рынке сформировалась и основательно укрепилась пятёрка китайских марок – Sitrak, Shaanxi, FAW, Howo и JAC.  Другим китайским маркам придётся ещё сильно потрудиться, чтобы приблизиться к показателям этих брендов.     

В нашем материале мы не касаемся вопросов эксплуатационных  преимуществ китайской техники в сравнении с российской или белорусской. Это отдельный вопрос. Статистические данные фиксируют лишь некий итог. Грузоперевозчик, покупающий новую технику, платит за свой выбор из своего кармана. Все риски он берет на себя.

 ТОП_10_модели_грузовой

 При таком бурном росте китайского сегмента, возникает вопрос – а не станет ли эта экспансия угрозой для российских автопроизводителей? Именно таким вопросом задались и в профильном министерстве промышленности и торговли, курирующем автопром.  И сегодня по отношению к зарубежной технике, и прежде всего той, которая поступает из-за восточных рубежей страны, чиновники вводят ограничения.

 Мало кто заметил, что профильное министерство постепенно поднимает шлагбаум в виде проверенного инструмента – речь идёт об уже неоднократно испытанном утилизационном сборе.  

sitrak_c7_2

 

Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Дзен

 

Наш канал "Проавтобизнес" ВКонтакте

Наш телеграмм канал https://t.me/proautobiz

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

С европейского на китайский

Почему российский рынок седельных тягачей обречен на вытеснение европейских...

2 мар 2023 в 09:54

Подробнее >
Photo

Автобусы национального масштаба

Почему рынок автобусов остается стабильным в РФ даже в кризисные годы 

1 мар 2023 в 15:50

Подробнее >
Photo

Кто придет на смену европейскому тягачу

Уход европейских автопроизводителей спровоцировал дефицит седельных тягачей

9 окт 2022 в 06:38

Подробнее >