В нашей школе диагностов «Инжекторкар» мы всегда учим студентов не доверять появившимся в системе кодам ошибок, а проводить полноценный анализ неисправностей автомобиля. Ведь код ошибки может быть не причиной, а следствием другой неисправности. Судите сами.
Автор статьи
К нам обратился владелец Mercedes-Benz ML W166 с дизельным двигателем. В автосервисе, где раньше обслуживался автомобиль, по причине приличного пробега (более 150 тыс. км) ему сделали промывку топливной системы (ТС) на специальной установке. И после процедуры загорелся индикатор CHECK ENGINE на приборной панели.
Никаких проблем, кроме увеличенного расхода топлива у автомобиля раньше не было. Владелец также почувствовал, что и динамика автомобиля стала чуть хуже с появлением горящего сигнала на панели. В сервисе предложили провести адаптацию, но сделать этого не смогли. Ну и рекомендовали заменить клапан контроля давления на ТНВД или сам ТНВД в сборе.
После всех перипетий автомобиль оказался у нас.
Мы провели проверку кодов ошибок в двигателе и нашли активный код неисправности - P11BF00 «Высокий диапазон управления клапаном давления в закрытом состоянии».
Далее мы проверили Текущие Параметры с помощью сканера AUTOLOGIC для Mercedes-Benz – до и после удаления кодов ошибок. После удаления кода индикатор гаснет, но обороты двигателя немного увеличиваются. Через несколько секунд они стабилизируются, но код ошибки возвращается, и снова загорается индикатор.
Для выявления неисправного компонента в данном случае важен анализ Текущих Параметров посредством сканера, а также понимание процессов, которые проходят внутри дизельного двигателя с системой Common Rail. Опрос владельца также поможет ускорить диагностику. Поскольку код ошибки возвращается снова, ЭБУ фиксирует давление выше заданного в рампе. Давление в рампе управляется двумя клапанами - клапаном потока на ТНВД и запорным на рампе. Последний отвечает за слив топлива обратно в бак.
В нашем случае клапан на рампе работает исправно. Его скважность до появления кода ошибки нормальная для холостого хода, зато после появления кода скважность выше. ЭБУ сам совершенно осознано увеличивает скважность, реагируя на сигнал повышенного давления в рампе.
Где же проблема? Неужели датчик давления в рампе выдаёт неправильный сигнал и его надо менять? А меняется датчик, согласно документации производителя, только в сборе с рампой.
Ясно, что клапан контроля потока топлива на ТНВД тут не причем. Его задача регулировать поток топлива, достаточный для пуска двигателя, и реагировать на запрос водителя по нужной нагрузке. Он работает абсолютно нормально и его менять не нужно, как и сам ТНВД.
Вспомним, что проблема возникла после промывки ТС. Потревоженная в процессе промывки грязь попадают вместе с топливом в камеру сгорания двигателя, где и сгорает. Но поскольку часть топлива отдаётся в магистраль «обратки», то немного грязи проходит через клапан подпора давления на рампе.
Задача клапана «подпирать» давление путем слива лишнего топлива обратно в бак. То есть, он находится в самом конце герметичного контура, в котором создаётся высокое давление. Клапан имеет сеточку-фильтр с микро-ячейками. Если коснуться сетки даже чистыми пальцами, то клапан можно выбрасывать, поскольку жировой слой с пальцев заблокирует ячейки. (Подобным образом в нерадивых сервисах выводят из строя много компонентов, списывая грехи на плохое качество запчастей)
Возвратимся к нашему «Мерседесу». Грязь заблокировала сетку клапана, и он перестал пропускать топливо в нужном количестве. В результате давление в рампе стало выше положенного, блок управления это определил и повысил скважность, открывая клапан больше, чтобы защитить двигатель и в то же время нормализировать давление до заданного. Одновременно с этим процессом появился код ошибки. В таком случае повторная адаптация клапанов после чистки топливной системы не приводит к положительному результату.
Анализируя Текущие Параметры, мы посоветовали снять клапан с рампы и визуально осмотреть его. Владелец решил сделать это самостоятельно и позже прислал нам фотографии клапана. На клапане отчетливо видны следы коррозии в топливной системе. Мы рекомендовали аккуратно провести промывку клапана с помощью очистителя для ТС, а заодно заменить неоригинальный топливный фильтр на новый и хорошего качества. И если это удастся, то поставить клапан обратно и удалить все ошибки. Двигатель должен начать работать исправно. В противном случае – поменять датчик на новый и провести адаптацию с помощью сканера.
После промывки работоспособность клапана восстановилась. А мы получили еще одного благодарного клиента, которого избавили от дорогостоящей замены компонентов «по кругу».