+79139857900

Кризис, перевернувший рынок

1 августа 2020 в 13:09

Никто не подвергает сомнению тот факт, что автомобильный рынок постоянно изменяется. Причиной тому служат различные факторы, которые продвигают такую эволюцию. Но иногда наступают такие периоды, когда те или иные процессы начинают резко активизироваться, и медленные эволюционные изменения переходят в революционную стадию, кардинально изменяющую ландшафт авторынка. Текущий короновирусный этап активизировал ряд процессов. Стал ли он катализатором изменений российского авторынка?

 

За более чем вековую историю мирового автомобильного рынка, по оценкам специалистов, он не менее пяти раз переживал глобальные кризисы, которые кардинально меняли и его, и автоиндустрию в целом. Рецессия в США в начале ХХ века, затем Великая депрессия в конце 20-х – начале 30-х годов, нефтяной кризис 1973 года, и наконец, «кризис пузырей» 2008-2009 гг. – все они стали переломными в судьбах автомобильного бизнеса разных стран мира.

 

Достаточно вспомнить, как повлияло эмбарго на поставку нефти в страны Запада, введенное арабскими странами в 1973 году после очередной арабо-израильской войны. В результате образовавшегося дефицита «черного золота» на рынке, мейнстримом автопрома стало массовое производство экономичных компактных автомобилей. Ведь именно с тех пор главным игроком автомобильного бизнеса в Европе и на других континентах стал компактный хэтчбек. 

 

И текущий кризис, с легкой руки МВФ, получивший название Great Lockdown («великая изоляция»), не будет исключением. Правда, пока эти тренды еще не столь явно выкристаллизовались и укрепились, но они уже реальность, и на них стоит остановиться подробнее. 

Держите дистанцию 

Пандемия и самоизоляция всколыхнули интерес к приобретению автомобилей через Интернет. Автомобильная электронная коммерция довольно динамично развивалась и до коронавирусной истории. Например, в прошлом году во всем мире через сеть Интернет было реализовано 825 тыс. новых автомобилей, что более чем на 30% больше, чем годом ранее. Впрочем, доля e-сommerce на мировом авторынке пока мизерна – она занимает менее 1%. Но специалисты рынка и маркетологи прочат онлайн-продажам перспективное будущее. Через пять лет, к 2025 году, по прогнозам Frost & Sullivan, предполагается двукратный рост – до 6 млн проданных машин и 5% от всех реализуемых в мире автомобилей.

 

К процессу подключаются и мировые автопроизводители. Учитывая эти прогнозы, автоконцерны стараются идти в ногу с прогрессом – они стали создавать свои онлайн-платформы для дистанционной продажи автомобилей. Создание платформ стало некоей эпидемией, их уже имеют практически все ведущие мировые автопроизводители.

 

А что же Россия? Свою историю онлайн-торговля начали писать и на российском авторынке. Днем рождения автомобильного e-сommerce в нашей стране принято считать 8 ноября 2016 года, когда официальный дилер «Фаворит Моторс» доставил к дому клиента новенький внедорожник Cadillac Escalade, который тот предварительно оплатил. Чек составил сумму почти 6 млн руб. Но на самом деле, до нынешней пандемии дистанционные продажи машин у нас были экзотикой.

 

В апреле и начале мая текущего года счет проданных в режиме онлайн автомобилей пошел уже на тысячи. При этом часть клиентов воспользовались услугой доставки товара на дом. Ранее сделки заканчивалась визитом в дилерский центр, осмотром автомобиля, тест-драйвом, обсуждением условий покупки. В период карантина все сделки по продаже как новых машин, так и автомобилей с пробегом проходили по другому сценарию. Клиенты знакомились с каталогом, обсуждали в режиме онлайн условия приобретения автомобилей, согласовывали условия доставки и бесконтактной передачи автомобиля и оплачивали сделку в режиме онлайн.

Помимо причин организационного и психологического характера, для дальнейшего развития онлайн-продаж российскому авторынку предстоит решить еще и вопросы безопасности совершения значимых дистанционных сделок. Вот так вирус стал драйвером нового направления в автомобильном бизнесе. Конечно, утверждать, что вскоре онлайн-торговля вытеснит привычные автосалоны, было бы опрометчиво.

Подавляющее число потенциальных покупателей нового автомобиля будут приобретать его в результате реального, а не виртуального посещения автосалона, где ритуал покупки для большинства включает в себя такие действия, как ощупывание обивки сидений, хлопанье дверями, вдыхание запаха нового салона, общение с продавцом. Ведь автолюбителю важно все пощупать своими руками, перед тем как открыть кошелек.

 

Конечно, вопросы автомобильного e-сommerce все больше будут входить в повестку дня автодилеров, и им придется столкнуться с целым ворохом проблем продвижения таких продаж. Но это лишь один аспект, который ярко и отчетливо проявил себя в период Great Lockdown. 

 

transervice_04_2020_CMYK-11

 

Структурные парадоксы

В целом, российский автомобильный рынок продолжает эволюционировать, несмотря на кризисный период, в который он оказался вовлечен. В этом плане стоит выделить несколько трендов.

 

Безусловно, тренд, который даже в кризис не ослабел, и статистика это подтверждает – рост доли и значения автомобилей класса SUV. Этот феномен на российском авторынке наше издание неоднократно освещало. Недалеко то время, когда кроссоверы и внедорожники займут половину рынка страны. Сегодня их доля составляет 48%, согласно данным за первое полугодие 2020 года.

 

В январе – июне текущего года продажи новых легковых автомобилей в России составили 595,3 тыс. штук (без легких коммерческих авто), что на 23% меньше по сравнению с результатом предыдущего года. Ни в одном из сегментов, а их насчитывается девять (по размерным классам и типам автомобилей), не наблюдалась положительная динамика.

 

Самым крупным сегментом российского авторынка остался класс автомобилей SUV. За первое полугодие было продано 288,5 тыс. новых кроссоверов и внедорожников, что составляет 48,5% от общего количества реализованных автомобилей в России. Лидерство здесь удерживает Hyundai Creta (29,6 тыс. шт.), на втором месте в классе SUV Toyota RAV4 (16,1 тыс. шт.) и замыкает тройку лидеров Volkswagen Tiguan (13,4 тыс. шт.).

 

Но вот что интересно: данный сегмент в этот кризисный период пострадал меньше всего. Динамика его падения (-7,5%) в три раза меньше, чем в среднем по рынку, соответственно, его доля выросла. Напомним, что по итогам 2019 года доля автомобилей SUV составила 44,6%. А только за первое полугодие прошлого года – 42,2%. Рост налицо.

 

Динамика падения ниже рыночной была зафиксирована в сегменте автомобилей размерного класса В+. Спад составил 12%, что вдвое меньше, нежели в среднем по авторынку. Но здесь все достаточно просто. В кризис часть автомобилистов переключается на автомобили меньшего ценового сегмента. Продажи более бюджетных автомобилей, соответственно, растут, а если формулировать точнее, то снижаются медленнее.  В сегменте В+, доля которого за указанный период составила 36,8%, автомобили этого класса в январе – июне разошлись тиражом в 218,9 тыс. экземпляров (-12%). Лидирует здесь отечественная LADA Granta (49,9 тыс. шт.; -22%). На втором месте по объемам продаж находится LADA Vesta (42,6 тыс. шт.; -23,6%), а замыкает тройку лидеров KIA Rio (36,2 тыс. шт.).

 

Седаномания под вопросом

Следует также обратить внимание и на такой долговременный тренд на российском авторынке, как предпочтение российских автомобилистов по типам кузова. Если в течение прошлого десятилетия менеджмент ведущих зарубежных автопроизводителей принципиально относили Россию к условной «стране седанов», то сегодня даже в таком сегменте как автомобили класса В+, о котором мы рассказали выше, доминирование трехобъемных машин ослабло.

 

Но сначала о тренде.  Так, в 2010 году наибольшую долю российского рынка занимали автомобили в кузове «седан» – на них приходилось более 40% от всех покупаемых легковушек в стране. Почти каждый третий (32%) автомобиль был универсалом (с учетом SUV), а каждый четвертый (25%) – хэтчбеком. При этом лишь 2% российского рынка приходилось на лифтбеки, а машинам в других кузовах (пикапы, кабриолеты, купе) принадлежало и того меньше (суммарно 1%). К 2020 году покупательские предпочтения явно сместились в сторону автомобилей с типом кузова «универсал», к которым, напомним, относятся также кроссоверы и внедорожники класса SUV. На долю таких автомобилей сейчас приходится свыше половины рынка – 54%. Доля седанов уменьшилась до 28%, а у хэтчбеков она сократилась более чем вдвое – до 11%. А вот лифтбеки, напротив, за этот период сумели нарастить ее втрое – до 6%. Автомобили с другим типом кузова на нашем рынке по-прежнему занимают 1%.

Но самое интересное, что в классе автомобилей, которые ранее именовали не иначе как классом «народных седанов», именно четырехдверки несут существенные потери, доля седанов снижается.

 

Если по данным АЕБ в первом полугодии 2020 года самым популярным автомобилем страны оказалась отечественная модель Lada Granta с результатом 49 922 автомобиля, при этом машина продавалась с четырьмя типами кузова – седан, универсал, лифтбек, хэтчбек, при этом на седан пришлось 26 716 единиц, или 53,5%.

 

На втором месте по числу проданных седанов – Volkswagen Polo (21 394). Других типов кузова у этой модели нет. Но самое интересное: после перехода российского авторынка в зону ответственности чешского автопроизводителя Skoda, новое поколение Polo стало лифтбеком. То есть маркетологами был выбран такой тип кузова, который сочетает преимущества хэтчбека и седана.

 

Замыкает лидерскую тройку седанов отечественный автомобиль Lada Vesta (всего было продано 42 615 штук), из которых на седанах остановили выбор 20 880 покупателей. Дело в том, что данная модель является фактически единственной, представленной в классе В+, с кузовом универсал. И эту свободную нишу, в которой у других автопроизводителей нет универсалов, с успехом занимает отечественная Lada Vesta.

 

Hyundai Solaris теперь представлен только как седан (18 444 штук). А вот его одноплатформенный KIA Rio нашли 36 164 покупателей. Однако на седаны от этого числа пришлось лишь 60% —
а именно 17 605. Таким образом, даже в самом «седанном» сегменте автомобильного рынка Российской Федерации происходит подтачивание позиций трехобъемных автомобилей, коими и являются седаны. И это тоже долговременный тренд. 

Комментарии для сайта Cackle

Комментарии (0)

Нет комментариев
Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии.
Авторизируйтесь или пройдите простой процесс регистрации.

Другие статьи

Photo

Пять платформ АвтоВАЗа, или на чем LADA въезжает в будущее

АвтоВАЗ в течение ближайших лет будет выпускать автомобили на пяти разных...

6 мар 2023 в 13:43

Подробнее >
Photo

Что происходит с заводами зарубежных автопроизводителей

Какова дальнейшая судьба предприятий, созданных зарубежными автопроизводителями в...

5 мар 2023 в 10:20

Подробнее >
Photo

Автопром в России: выбор пути

Почему перед российским автопромом внось стоит сложная задача выбора пути развития

4 мар 2023 в 15:26

Подробнее >