аждый кризис, который преодолевает российский авторынок новейшего времени изменяет на нем расклад марок и моделей. Заканчивается 2021 год, уникальный по всем параметрам год. Казалось, что он пройдет под знаком восстановления после провального 2020 года, который подкосил локдаун и прочие факторы в числе которых низкие цены на нефть, рыночная неопределенность и т.д. И действительно, первая половина года показывала сумасшедшие темпы восстановления. Но пришла беда в виде дефицита полупроводников, которая отыгралась на авторынке. Пока мы показываем предварительные итоги за три квартала года.
Правда, уже пооявился первый прогноз от международного агенсмтва PriceWaterCooperHouse, который сулит отрицательный итог 2021 года. Не хотелось бы, чтобы этот год вошел в летопись новейшей истории российского авторынка как очередной год с отрицательной динамикой, ведь как все хорошо начиналось. А пока обратимся к цифрам официальной статистики.
Постоянство лидеров
По итогам 9 месяцев 2021 года в России было реализовано 1 260 111 новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 15,1% больше, чем за тот же период 2020 года. Но, несмотря на определенные трудности, лидеры авторынка показывают довольно высокие результаты. Вдобавок, позиции лидеров не претерпели сколь-нибудь серьезного изменения.
Традиционно лидерство на российском автомобильном рынке удерживает отечественная марка Lada. Ее продажи за три четверти года составили 268 849 автомобилей, что на 18,1% больше, чем за аналогичный период 2020 года. Доля Lada на рынке РФ превышает 21%.
Следующие за ней в марочном рейтинге традиционно вот уже более 7 лет находятся два корейских бренда – Kia (159 729 шт.) и Hyundai (132 183 шт.). Оба бренда также демонстрируют рост (+14,5%, и +15,9% к АППГ соответственно). Суммарная доля первой тройки перечисленных марок на российском рынке практически достигает 45%. А в целом доля первой десятки составила 78,2% российского авторынка.
Добавим, что почти все бренды, входящие в десятку лидеров, показали за 9 месяцев положительную динамику. Исключение составил только Nissan, демонстрирующий падение на 11,7%. При этом наибольший рост зафиксирован у отечественной марки «ГАЗ», специализирующейся на легкой коммерческой технике (+22,2%).
Проблема Nissan на российском рынке существует давно. Дело в том, что японская марка вывела из своей производственной гаммы легковые модели, оставив только автомобили класса SUV, что, как видно, не пошло ей на пользу и стало сопряжено с утратой рыночных позиций на российском рынке.
Китайский рывок
За 9 месяцев текущего года на российском рынке было реализовано 76 169 автомобилей китайских марок. За аналогичный период прошлого года этот показатель составил 36 284 автомобиля. Таким образом, рост китайского сегмента составил 110%, тогда как рост всего авторынка оказался намного меньше + 15,1%.
За год выросла и доля китайского сегмента, которая увеличилась до 6%, а в сентябре этот показатель вырос до 9%. Таким образом, тренд на агрессивное увеличение присутствия китайских автопроизводителей в России нисколько не ослаб. Наверняка, в течение нескольких ближайших лет мы увидим укрепление их позиций. Для этого есть все основания. В том числе агрессивный рост дилерской сети китайских брендов в России. Сегодня в стране насчитывается 3 184 дилерских центра, из которых 867, где продаются автомобили китайских марок, или 27%. Для сравнения, количество дилерских центров японских марок на сегодня насчитывается 678, или 22% от общего количества.
Впрочем, китайский «феномен» на российском рынке обеспечивают не все работающие автопроизводители из Поднебесной. Главными «локомотивами» китайского рывка в России являются по сути два бренда – Haval (25 053 за 9 мес. 2021 г.) и Chery (24 688). Одновременно они показывают самые высокие темпы продаж: реализация автомобилей Haval выросла на 115%, в сравнении с 9 мес. прошлого года, а марка Chery показала практически четырехкратное увеличение (рост в 288%). Несколько менее динамично росли продажи Geely (16 651 авто, + 71%).
В результате по итогам 9 месяцев текущего года китайские автопроизводители занятии прочные позиции во второй десятке рейтинга российского авторынка. Haval занимает 12 место, Chery оказался на 13 ступени рейтинга, составленного АЕБ, а Geely - на 17 месте. При этом по объемам продаж первые две китайские марки обгоняют такие традиционные бренды на российском рынке как UAZ, Mazda и Mitsubishi, которые соответственно занимают 14, 15 и 16 места.
Следует обратить внимание на следующий фактор успеха китайского автопрома в РФ. Фактически все ведущие автопроизводители из Поднебесной предлагают российским автомобилистам только модельный ряд автомобилей класса SUV. Это самый массовый и к тому же быстрорастущий сегмент российского рынка, достигающий доли в 50%. Пять китайских моделей уже присутствуют в списке ТОП-25 российского сегмента SUV (таблица 2).
Таблица 2 Самые популярные модели автомобилей класса SUV российского авторынка (mass-market)
Модель |
Продажи 9 мес. 2021 |
Hyundai Creta |
53 399 |
Lada Niva |
39 631 |
Renault Duster |
29 778 |
Toyota RAV4 |
27 204 |
Volkswagen Tiguan |
25 908 |
KIA Sportage |
20 145 |
Skoda Karoq |
15 263 |
Renault Kaptur |
14 247 |
Nissan Qashqai |
13 886 |
Renault Arkana |
13 721 |
Mazda CX-5 |
13 682 |
Skoda Kodiaq |
13 463 |
KIA Seltos |
13 218 |
Nissan X-Trail |
12 816 |
Mitsubishi Outlander |
11 429 |
KIA Sorento |
11 335 |
Hyundai Santa Fe |
10 348 |
Chery Tiggo 7 Pro |
10 022 |
Haval F7 |
9 303 |
Chery Tiggo 4 |
8 889 |
Geely Coolray |
7 769 |
KIA Soul |
7 487 |
Haval F7x |
7 357 |
Hyundai Tuscon |
7 352 |
Nissan Terrano |
7 244 |
По данным АЕБ
Друзья, если вы хотите быть в курсе новостей автобизнеса, не забудьте подписаться на наш канал «ПроАвтобизнес» в Яндекс.Дзен